Когда на самом деле был основан Смоленск. Мнение археолога Евгения Шмидта
Как уже сообщала «СГ», научно-практическая конференция «Музей вчера, сегодня, завтра» прошла в Смоленске в конце ноября.На конференции особый интерес вызвал доклад известного смоленского археолога и историка, доктора наук Евгения Шмидта. Учёный на основании имеющихся данных коллег и предшественников, значительных собственных исследований обосновал время возникновения такого феномена, как город Смоленск.
Тема работы, очевидно, возникла не случайно. Предстоящее в 2013 году празднование 1150-летия основания (первого упоминания в летописи, так корректнее) Смоленска вызывает недоумение у части горожан и научной общественности. Некоторые представители последней высказывают идею продлить историю города аж на полтысячи лет в глубь веков. Смоленск явно старше, ведь в летописи сказано, что к моменту наблюдения это был уже большой и многолюдный город.
«События ранней истории Смоленска часто трактуются достаточно свободно и не всегда подтверждены наличием исторических фактов. А если нет фактов – следовательно, перед нами беспочвенные рассуждения, фантазии», – считает Шмидт.
Учёный строил исследования на археологических находках, хранящихся в Смоленске, Москве и Петербурге, и трудах археологов, изучавших древний Смоленск с XIX века. По словам профессора, археология исключает иллюстративный момент, присутствующий в некоторых работах.
– Что мы называем раннесредневековым городом? – задаётся вопросом историк. – Это не просто поселение, а поселение, которое имеет строго определённую структуру и функции. Во-первых, наличие укреплённого центра (деревянное оборонительное сооружение – детинец – или каменная крепость). Во-вторых, вокруг детинца должны существовать торгово-ремесленные посады. И, в-третьих, город обязан был иметь некрополь, где в соответствии с существующими на тот момент обрядами захоронены предки. Если всё это есть, значит, перед нами город, а если нет – поселение другого характера.
Так в каком же веке Смоленск стал городом?
Профессор Шмидт уверен, что нет оснований «состаривать» город, хотя на территории современного Гнёздова (пра-Смоленск) население с определёнными перерывами обитает с IV-V веков нашей эры. Сегодня наука не может определить, откуда пришли те люди. Это были земледельцы. Возможно, они бежали из южного Поднепровья, спасаясь от гуннского нашествия. А потом, в VI-VII веках, сюда уже пришли и сами жители империи гуннов. Они разграбили и практически полностью обезлюдили землю. Прошло ещё какое-то время, и на эту пустующую территорию переместилось население с запада, из районов современной Прибалтики. Оно тоже занялось земледелием, правда, уже на ранее разработанных площадях. Было это в начале или середине VIII века н.э.
Часть исследователей считает этих людей, кривичей, уже в достаточной степени ославяненными, другие полагают их балтоязычными. Вторая точка зрения убедительнее. Ну а потом, на стыке VIII и IX веков, сюда снова пришли люди с юга. Славяне. Так Гнёздово стало опорным пунктом освоения славянами этой земли. И притом крупным. Дружина гарантировала безопасность, тем не менее укреплений городского типа до начала X века здесь не было.
Смоленск стал городом с начала X века. «При раскопках в детинце древнего Смоленска было обнаружено, что оборонительный вал этого времени насыпан из чистой материнской породы поверх культурного слоя. Иными словами, люди здесь жили до возведения вала. Поселение существовало, но городом до начала X века не было», – делает вывод Евгений Шмидт. Получается, что в летописи, датируемой 863 годом, события оказались на полвека предвосхищены?..
Полностью с аргументацией археолога можно ознакомиться в сборнике, который запланирован по итогам конференции. После публикации он будет направлен в филиалы областного музея-заповедника и библиотеки региона.