Из рода Иванов
Родился Иван Иванович Цапов 13 ноября 1922 года в деревне Вяльково Гжатского района Смоленской области. Крестили маленького Ваню в деревне Клушино, на той самой земле, которая потом дала России первого космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина.Семья была многодетная - восьмерых детей растили Цаповы. Мать и отец всю жизнь крестьянствовали. В дальнейшем всей семьей переехали в деревню Воскресенск, что была недалеко от села Пречистое, в котором имелась школа-семилетка. Чтоб детям было, где учиться. Уже тогда, в детстве, у Ивана появилась мечта - стать летчиком. Но семилетней школы для этого было мало. По окончании учёбы, в 1937 году, выручил муж старшей сестры, который работал на московском заводе “Борец”. Помог устроиться на учебу в фабрично-заводское училище при заводе. Там будущий авиатор учился на модельщика. Специальность интересная, обучение Ивану нравилось, но в ФЗУ не было учебных предметов, знание которых понадобится при поступлении в летную школу (учили только профессии модельщика). И через год Иван стал ходить в вечернюю школу. А параллельно, с сентября 1938-го, поступил в аэроклуб ОСОАВИАХИМа.
Изучал аэродинамику, наставление по производству полетов, конструкцию самолета и двигателя. Летал на учебных самолетах У-2, УТ-2. Одновременно работал по специальности - модельщиком. После окончания аэроклуба - прямая дорога - в авиацию.
Ивану повезло - незадолго до этого недалеко от Москвы была сформирована Серпуховская военная школа летчиков-истребителей. Выпускник аэроклуба был принят в один из первых наборов. Закончил школу по сокращенной программе - за шесть месяцев, на истребителе И-15бис. В октябре 1940 года, досрочно сдав экзамены, получил звание младшего лейтенанта. После выпуска молодой летчик был назначен на Балтику, в состав ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
Строевая служба Ивана Цапова началась в Петергофе, в 61-й авиабригаде ВВС КБФ, в 5-м истребительном авиационном полку. Командиром эскадрильи у него был Анатолий Нефедов, Герой Советского Союза, заслуживший Золотую Звезду во время войны с Финляндией. Было чему поучится молодому летчику у своего командира. Но судьба отпустила мало времени. Грянула Великая Отечественная война...
Июнь сорок первого Иван Цапов встретил на полевом аэродроме. Воевать пришлось на том же истребителе И-15бис, к тому моменту уже устаревшему, и значительно уступавшему немецким истребителям Ме-109, прошедшим боевую проверку в Испании, к началу войны модернизированному, как по двигателю, так и по вооружению. На нем уже стояла пушка. А И-15бис, хоть и верткий был истребитель (на виражах ему равных не было), но скоростёнка была маловата, да из стрелкового вооружения - два 7,62 мм пулемета ПВ-1. Можно было, правда, осколочные бомбы еще подвесить. Поэтому и использовался И-15бис больше для штурмовки, по наземным целям, по немецким танкам и мотопехоте.
Кроме устаревшего самолета, боевые действия летчиков 5-го иап (большинство до этого не участвовало в боях) сильно осложняли отсутствие радиосвязи и, конечно, отсутствие боевого опыта. Насчет радиосвязи, тут уж ничего не попишешь. Она появится у наших истребителей позже, вместе с более современными самолетами. А опыт... Приходилось учиться в бою. Тяжелая это была наука, многих друзей потерял Иван Цапов, особенно, в начальный период войны.
Летчики Балтики, и среди них наш земляк, учились воевать в воздушных боях против немецких истребителей Ме-109, Ме-110. Учились вести воздушную разведку, прикрывали с воздуха корабли Балтийского флота. И вновь штурмовали мотопехоту и другие наземные войска противника. Базируясь на аэродроме Когул острова Эзель, в августе 1941-го сопровождали бомбардировщики ДБ-3ф полковника Преображенского, совершавшие налеты на Берлин.
Полк, в котором воевал Иван Иванович, “пересел” на “Чайки” И-153 (тоже биплан, как и И-15бис, но, благодаря убирающемуся шасси, имел скорость чуть больше).
Наступила блокадная зима 41-го. Летчики 5-го истребительного авиационного полка, который вскоре стал 3-им гвардейским, прикрывали с воздуха охваченный кольцом врагов Ленинград. А вскоре начали нести дежурство в воздухе, охраняя “Дорогу жизни”. Росло лётное мастерство гвардейцев. Один лишь примечательный факт. В ходе боевых действий понадобилось летать ночью. Большинство летчиков полка ночью никогда не летало. Учебно-боевых самолетов в полку нет. Ночные полеты осваивали без отрыва от боевой работы. Цапов одним из первых начал летать и выполнять боевые задания ночью.
А боевая нагрузка не снижалась, приходилось совершать несколько вылетов в день. Воздушные бои часто вели над Финским заливом, над Ладожским озером. Полк переучился на ЛаГГ-3, современный истребитель с пушечным вооружением. Воевать с воздушным противником стало легче. А воевали со всеми разновидностями “фашистской стаи”: Ю-88, Ю-87, Ме-109ф, с новым немецким истребителем ФВ-190. Совершенствовалось и личное мастерство лётчика Цапова. Еще с осени он летал ведущим небольших групп. Потом был назначен командиром звена. Исполнял обязанности замполита эскадрильи. Кстати, о замполитах. В 3-ем гвардейском полку (вместе с Иваном Ивановичем) воевал командиром звена, а затем комиссаром полка его земляк-смолянин - Матвей Андреевич Ефимов. И летал отважно, и воевал геройски, за что в июне 1942 года был удостоен звания Герой Советского Союза. К сожалению, Матвей Андреевич 7 января 1943 года погиб в авиационной катастрофе вместе с другими летчиками полка, летевшими в тыл на бомбардировщике ДБ-3 за новыми самолетами.
В декабре 1942 года в 3-й гвардейский полк прибыл и почти полгода работал бок о бок с авиаторами писатель Н.К.Чуковский. Интересовался боевой работой, беседовал с летчиками, с техниками, с оружейниками. Делал какие-то пометки в блокноте. И вскоре гвардейцы читали о себе очерки в армейских газетах. Но они не знали, что Николай Корнеевич впишет их в историю. После войны, в середине 50-х годов вышел в свет роман “Балтийское небо”, а позже был поставлен фильм с тем же названием. Многие летчики, сослуживцы Цапова, пережившие войну, узнавали себя в героях Чуковского. Если кто помнит, в романе описывалась официантка, эстонка Хильда, которая помнила всех лётчиков. Она действительно во время войны работала официанткой лётной столовой, и действительно знала и помнила всех летчиков полка, как живых, так и погибших.
В 1943 году (родные места на Смоленщине были уже освобождены от фашистов) получил Иван Иванович недельный отпуск и отправился в родные места, в деревню Пречистое. Многострадальная Смоленщина встретила опустевшими сёлами и сожжёнными хатами. В родной деревне, на месте родного дома - пепелище. От родни Иван узнал о гибели отца. О том, что многочисленную семью немцы выгнали из дома, и разместили там немецких офицеров. Пришлось выкопать на склоне реки Гжать землянку. Так и жили в ней до освобождения, пока не пришли наши. А дом немцы при отступлении сожгли. Поселковый совет и исполком города Гжатска помогли семье героя срубить домик на три окошка. Сам он к этому времени уже уехал в часть - короткий военный отпуск закончился.
В августе того же 43-го Цапова назначили командиром эскадрильи. Теперь уже он сам, обстрелянный и опытный морской лётчик-истребитель, принимал к себе в эскадрилью и учил молодых лётчиков, выпусников Ейского военно-морского авиационного училища. Учил нелегкой воинской науке, науке ведения воздушного боя, ведения разведки, прикрытия с воздуха наших наземных войск. Полк к этому времени летал уже на знаменитых истребителях Ла-5, конструкции нашего земляка, Семёна Алексеевича Лавочкина. Это был мощный истребитель, с сильным мотором и пушечным вооружением. В конце года за боевую деятельность командира эскадрильи Цапова наградили третьим орденом Боевого Красного Знамени. А через несколько месяцев, в феврале 1944 года, за успешное прикрытие с воздуха морского десанта в районе города Нарва, Иван Иванович был награждён полководческим орденом Александра Невского. Не надо думать, что награды давались легко и просто. Неимоверными усилиями доставались победы в воздушных боях. Потом и кровью сопровождался почти каждый боевой вылет, каждый воздушный бой. К июню 1944 года на счету у Ивана Цапова было 546 боевых вылетов, проведено более 80 воздушных боёв, уничтожено лично 11 и в группе 11 самолетов противника. А лётчиками 2-ой авиаэскадрильи, которой он командовал, за год было уничтожено 43 вражеских самолета. И поэтому вполне заслуженно, что командир полка 12 июня 1944 года подписал представление на присвоение И.И.Цапову звания Героя Советского Союза.
Грустно было расставаться с полком, с боевыми друзьями, но в сентябре 1944 года гвардии капитана Цапова отозвали с фронта в Москву за новым назначением. Прибыл в штаб ВМФ. А 29 июля 1944 года в Кремле получил Золотую Звезду Героя. И вскоре - направление на учебу, на высшие офицерские курсы авиации Военно-Морского Флота. Курсы находились в г. Моздок. Здесь обучались лётчики (в основном - Герои Советского Союза) со всех флотов: Северного, Балтийского, Черноморского. Весь выпуск курсов предназначался для укомплектования авиации Тихоокеанского флота, в преддверии войны с Японией. И.И.Цапов, как и многие, получил назначение на Дальний Восток. Службу здесь он начал в должности заместителя командира 38-го иап, на аэродроме Центральные Кневичи.
9 мая 1945 года пришла долгожданная победа. В части состоялся торжественный митинг, авиаторы-тихоокеанцы с воодушевлением восприняли долгожданную весть о разгроме фашистской Германии. А вскоре начали готовиться к новым боям. С началом боевых действий против милитаристской Японии пришлось выполнять боевые задачи, хорошо отработанные в ходе боёв на Балтике: сопровождение штурмовиков, ведение воздушной разведки, прикрытие с воздуха наступающих наземных войск и сил флота. Боевые действия закончились 3 сентября 1945 года. Этот день был объявлен Днем Победы над милитаристской Японией, и в течение пяти последующих лет считался государственным праздником.
Шли годы... Наш земляк командовал авиаполком, базировавшемся в Северной Корее на аэродроме Гензан. Затем опять служба на родной земле, на одном из аэродромов Приморского края. Росли должности, вместе с ними росла ответственность за подчинённые части и соединения.
К боевому опыту и умению управлять авиацией добавилась возросшая теоретическая подготовка, после учебы в Военно-Воздушной Академии. После её окончания - опять в войска. Командовать и самому летать. Как сказал поэт Феликс Чуев: “У летчиков и маршалы летают”. Летать теперь уже на реактивных самолетах: МиГ-15, Миг-17, Миг-19. Приходилось “догонять” своих подчинённых по уровню лётной подготовки. Сказалось отсутствие регулярной лётной практики во время учёбы в академии. Ведь лётчику, как и музыканту, необходимы постоянные тренировки в полётах, иначе быстро утрачиваются годами наработанные навыки в технике пилотирования.
В январе 1957 года Иван Иванович перешёл на службу в авиацию ПВО (Противовоздушная оборона) страны. Сложная и ответственная служба - охранять воздушные рубежи нашей Родины, быть в постоянной боевой готовности к отражению вторжения воздушного противника.
Затем - опять учёба, теперь уже в Академии Генерального штаба, после окончания которой в 1960 году - назначение заместителем командира Закавказского корпуса ПВО (г. Тбилиси). Много прошёл командных должностей в войсках ПВО Иван Иванович, но одно плохо: генералы в ПВО как правило не летают. Вот и Цапову однажды запретили подниматься в воздух. Но работы хватало. И в 4-й армии ПВО, и в Бакинском округе ПВО, где Иван Иванович служил в должности первого заместителя командующего войсками округа. А округ - территория в две Европы. С тремя родами войск: авиация, зенитно-ракетные войска и радиотехнические. И везде надо быть компетентным, говоря современным языком.
С 1975 года генерал И.И.Цапов - представитель Объединённых Вооружённых Сил стран Варшавского Договора (ОВС СВД) в Венгерской Народной Армии (по ВВС и ПВО). В последние семь лет службы, перед увольнением в запас в 1985 году, Иван Иванович - на должности генерал-инспектора инспекции Войск ПВО страны. Кстати, Главнокомандующим войсками ПВО страны в это время был также наш земляк, уроженец д. Мощиново Монастырщинского района, Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза Александр Иванович Колдунов.
Все годы после увольнения с военной службы Иван Иванович активно работает в ветеранских организациях, как города Москвы (где живёт в настоящее время), так и в российских.
Александр Школьников
Редакция “Смоленской газеты” поздравляет нашего славного земляка с праздником Великой Победы и желает Ивану Ивановичу крепкого здоровья и долгих лет жизни. Мы надеемся и впредь не терять связи с нашим земляком. Кроме того, уверены, что Иван Иванович на страницах нашей газеты поделится своими воспоминаниями. О воздушных боях, о друзьях-летчиках, о ветеранской работе.
Будьте здоровы, Иван Иванович! Долгих лет жизни Вам и Вашим близким!