В Гнёздове обнаружили гавань
В этом году археологи работали на территории городища (укреплённая часть) и селища (посад). К особенно интересным находкам учёные относят инструмент для письма XII–XIII века – писало. Этот артефакт позволил специалистам опровергнуть версию о том, что Гнёздово прекратило свое существование в начале XI века.В общей сложности в этом году мы обнаружили более 1 100 индивидуальных находок. За 64 года усилиями наших экспедиций сделано немало, но предстоит сделать ещё больше, – говорит доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ Татьяна ПУШКИНА. – Общая площадь древнего поселения – 300 тысяч квадратных метров. Нами исследовано всего 8 тысяч квадратных метров. Полученные материалы позволяют говорить об этническом и социальном составе древнего Гнёздова, о торговых связях и ремёслах, которые здесь процветали.
К не менее любопытным выводам археологи пришли при раскопке участка на территории селища около одного из внутренних озёр, которое называется Бездонка. Есть гипотеза, что в эпоху древнего Гнёздова оно использовалось как внутренняя гавань, так как там удалось обнаружить остатки деревянных твердей для подхода к воде.
Гнёздово в эпоху неолита
На территории археологического комплекса учёные обнаружили обломки керамики и каменных орудий, которые датируются эпохой неолита. Но указать точное место, где существовало поселение того времени, археологи не могут. Однако сам факт проживания здесь неолитических племён подтверждается.
Гнёздово или Смоленск – что раньше?
В X веке Гнёздово – это ранний городской центр Руси, который, вероятно, был известен Константину Багрянородному. В это время Константин написал трактат об управлении империей, в котором он единожды упоминает путь на Днепре и Милиниски, где изготавливали лодки-однодревки. «Судя по характеру археологического материала, которым мы располагаем, Милиниски – это и есть Гнёздово. Так как на территории Смоленска археологических материалов X века мы пока не знаем», – пояснила Татьяна Пушкина.
Язычество и амулеты
В X веке люди мало чем отличались от нас, разве что представлениями об окружающем мире. Они так же стремились к славе, удаче, богатству и процветанию. «Мы находим много арабских монет с ушком для подвешивания. Украшая свою женщину монистом из серебряных дирхем, мужчина демонстрировал своё благосостояние», – пояснила ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея Вероника МУРАШОВА.
Гнёздовский комплекс дал самую богатую коллекцию амулетов, датируемых X веком. Они изображают предметы вооружения (мечи, щиты, наконечники копий), предметов быта (крисало – огниво), ритуального жезла гадалок-прорицательниц, сельскохозяйственных орудий (косы). В этих амулетах отражались все стороны жизни древнего человека. Все они скандинавские.
– На территории поймы нашли изображение карманного божка – маленькую фигурку мужчины в остроконечной шапке из свинцово-оловянного сплава. Вероятно, это изображение какого-то божества, – предполагает Татьяна Пушкина. – Но говорить о том, что существовали местные божества, мы не имеем оснований. Был общий языческий пантеон.
Раннее христианство
До последней четверти X века население Гнёздова было языческим. Затем стали появляться люди, принявшие неполное крещение – так сказать, прикоснувшиеся к христианству. Естественно, это люди высшего сословия. В том числе и знатные женщины.
– Мы обнаружили несколько погребений, в которых нашли подвески в виде крестов, вырезанные из листового серебра. И свечи, но не одну или две, а 9–16 штук, – рассказывает Татьяна Пушкина. – Их устанавливали на дно могильной ямы.
Более того, археологи на основании сделанных находок утверждают, что христианство было известно в Гнёздове ещё до официального акта крещения Руси в 988–989 годах.
Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ