В Смоленской области создали систему взращивания талантов
Системе дополнительного (внешкольного) образования детей в России исполнилось 100 лет. Дополнительное образование – это уникальное сочетание истории и современности, традиций и инноваций, здорового консерватизма и творческого мышления.
Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, – рассказала начальник модельного центра областного института развития образования Наталья СЕЧКОВСКАЯ. – На Смоленщине «пионерами» внешкольного образования стали МБУ ДО ЦДТ г. Ярцево, которое открыло свои двери для детей в 1924, по распоряжению Валерьяна Владимировича Куйбышева, советского партийного и политического деятеля. Центр детского творчества, а на тот момент - Дом Пионеров, имел статус внешкольного учреждения широкого профиля. Направления работы в этот период: массовая политико-воспитательная работа; учебная работа; методическая деятельность в помощь пионерской организации; кружковая работа. В 1934 году начал работу «Демидовский Дом детского творчества» Демидовского района Смоленской области, создан как Демидовский Дом пионеров и школьников. Спустя год, в городе Смоленске открылся Дворец пионеров и школьников – 17 ноября 1935 года. В те далёкие годы были особенно популярны театральные, туристические, юннатские кружки, балетные и музыкальные студии, детские школы кавалеристов, радистов, фотографов, авиамоделистов.
Расцветом внешкольного образования на Смоленщине, как и во всей стране, стали 50-70-е годы 20 века. В Смоленской области появляется свыше 70 новых учреждений внешкольной работы: станции юных техников и юных натуралистов; экскурсионные станции; туристские и краеведческие центры; спортивные клубы и школы; музыкальные и художественные школы, студии. В этот период решается одна из основных задач – раскрытие индивидуальности ребёнка в сочетании с воспитанием социальной направленности и ориентацией на выбор профессионально значимой деятельности.
Бесспорным достижением начала 90-х годов является сохранение принципов внешкольного образования, которые были положены в основу пришедшего на его смену в 1992 году дополнительного образования. Вместе с тем, усиливается роль учреждений дополнительного образования как методических центров, укрепляются связи со школой и общественностью, значительно расширяются границы и возможности социализации, самореализации и жизненного самоопределения обучающихся.
– Сегодня региональная система дополнительного образования – это высокоразветвлённая и высокоразвитая инфраструктура, накопившая уникальный опыт «взращивания» талантов, адаптированная к вызовам инновационного развития современной России, бережно хранящая заветы прошлого, – сообщила редакции начальник модельного центра ГАУ ДПО СОИРО Наталья СЕЧКОВСКАЯ. – В рамках празднования юбилейной даты, а также с целью обсудить актуальные вопросы развития современной системы дополнительного образования детей, сотрудниками Смоленского областного института развития образования была проведена региональная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей – вызовы современного развития». В ней приняли участие представители региональных и муниципальных органов управления, курирующие вопросы дополнительного образования детей, осуществляющих управление в сфере образования, культуры и спорта; руководители, заместители руководителей учреждений дополнительного образования детей Смоленской области, а также методисты и педагоги дополнительного образования учреждений Смоленщины.
На конференции были обозначены актуальные проблемы и новые направления развития региональной системы дополнительного образования детей в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики, а также наиболее значимые для дополнительного образования аспекты деятельности. Намечены векторы консолидации и оптимизации ресурсов дополнительного образования на межведомственной основе. Участники конференции подчеркнули важность использования инновационного потенциала дополнительного образования в создании и продвижении позитивного имиджа Смоленской области. Таким образом, региональная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей – вызовы современного развития» стала открытой площадкой для конструктивного диалога и взаимодействия всех структур дополнительного образования.
Важно отметить, что в 2018 юбилейном году произошло ещё одно значимое событие для дополнительного образования Смоленской области. С целью реализации в Смоленской области приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», паспорт которого утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11), в сентябре на базе Смоленского областного института развития образования был создан Модельный центр дополнительного образования детей. Модельный центр осуществляет функции регионального проектного офиса по мероприятиям приоритетного проекта, в том числе функции по обеспечению взаимодействия между участниками приоритетного проекта в Смоленской области, а также ресурсного центра в региональной системе дополнительного образования детей. Обеспечивает согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности, способствует формированию особенной социокультурной среды современного развития дополнительного образования детей в Смоленской области. Центр содействует качественному развитию организаций дополнительного образования детей, в том числе оказывает методическую, информационную и организационную помощь организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы.
В современных российских условиях система дополнительного образования детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, играющее роль наиболее эффективной формы развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Фото: Институт развития образования
Игорь Красновский