«Смоленский ковчег», день первый: «Моя жена – лгунья»
Первым показом фестиваля «Смоленский ковчег – 2012» стала музыкальная комедия заслуженного коллектива Республики Беларусь Белорусского государственного академического музыкального театра «Моя жена – лгунья».- Сегодня мы начинаем новую историю нашего театра – мы впервые принимаем участие в театральном фестивале, – рассказал «СГ» директор театра Александр Петрович. – Так сложились обстоятельства, что многие годы мы были театром музыкальной комедии, и у нас в основном шли оперетты. К большому сожалению, «опереточного» фестиваля в пространстве бывшего Советского Союза не было, и мы были ограничены в своих возможностях. В Республике Беларусь, конечно, проходят театральные фестивали, но они в большей степени драматические. Год тому назад мы познакомились с удивительным директором Смоленского драматического театра Людмилой Николаевной Судовской, обменялись выступлениями наших театров, понравились зрителям. У нас появился такой спектакль, как «Моя жена – лгунья». Это эксцентричная комедия, которую некоторым образом можно отнести к драматическому театру. Эту постановку мы привезли на фестиваль. К сожалению, мы не смогли доставить оркестр – будем работать под «минусовые» фонограммы. Спектакль интересен ещё и тем, что его режиссёр-постановщик Галина Галковская – родом из Смоленска, в настоящее время она работает режиссёром Национального театра оперы и балета. Так что авторы – российские, исполнители – белорусские. Этот фестиваль для нас как отправная точка: благодаря «Смоленскому ковчегу» мы вступаем в новую эру для нашего театра – международное фестивальное движение.
Спектакль прошёл с блеском, по нарастающей. Возможно, он идеально подходит для открытия. Критические соображения стали приходить в голову чуть позже.
Либретто известного поэта Юрия Рыбчинского вызывает некоторое удивление, поскольку авторы помещают в «Америку семидесятых» историю, которая «могла случиться и в любой европейской стране» (цитирую программку). В спектакле нет НИЧЕГО от США семидесятых годов прошлого века. Ни по музыке, ни по содержанию этот спектакль нельзя назвать американским. Уморительная темнокожая служанка – это, самое позднее, пятидесятые годы, по музыке – вообще сороковые: добротная советская оперетта, со всеми её вокальными приёмами и гармониями.
Демонстрируемые в качестве декораций небоскрёбы не имеют никакого отношения к содержанию. Пожалуй, с такой лёгкостью и в таких количествах находить младенцев можно только в странах третьего мира…
Сюжет абсурден, возможно, именно поэтому его переносят на противоположную сторону земного шара, в Америку, ведь ещё Свидригайлов не знал, что от неё ожидать… Фабула: молодая женщина, на всё готовая ради детолюбивого мужа, вместо того, чтобы зачать и родить ему ребёнка естественным способом, предпочитает склонять к воровству детей друга своего несчастного мужа. Всё это происходит под мудрым руководством жены новоявленного воришки… Совершенно цыганский сюжет, достойный Проспера Мериме или Эмиля Лотяну.
Спектакль оживляют фантастические ужимки темнокожей служанки Бетси, выходящей на сцене в таком гриме, что, убеждён, американцы наложили бы санкции на белорусские театральные круги, доведись им увидеть спектакль минчан. Бетси (Виктория Стриганкова) – настоящая звезда спектакля. На её фоне жалко смотрятся нервные, истерические, ни на что не способные белокожие. Своей энергичностью и неунывающим характером вызывает сочувствие разве что «молодой инженер» Джимми Джексон (Денис Мальцевич) – создатели пьесы дали стопроцентному белому стопроцентно «чёрное» имя…
В спектакле есть несколько замечательных афористических мест, которые буквально впечатываются в память, например: «Приедет мистер Гаррисон – ребёнка ещё нет!» Но музыкальный спектакль – это прежде всего качество музыки. Пусть актёры далеки от образов – главное, что и как они поют, как двигаются. Думаю, претензии уместны: техническая сторона спектакля слегка подкачала. Пение актёров и актрис глухо ложилось на фонограмму аккомпанемента. Не хватало элементарной обработки голосов – добавить лёгкой реверберации для звонкости, громкости – для слышимости… Убеждён, актёры поют лучше, чем мы услышали (впрочем, в конце мая нас ждут полновесные гастроли театра – там поглядим и послушаем). И из рук вон плохое качество картинки с проектора. Впрочем, это детали.
Спектакль настраивает на отдых. Главным же его достоинством является чадолюбие, что крайне актуально для современной России, ибо – вырождаемся, всё хуже понимаем, зачем нужны дети и как это так – жертвовать ради них сиюминутным комфортом.
Проблемы в оперетте как возникают на ровном месте, так и решаются в конце концов с той же лёгкостью. В сухом остатке: детей – как можно больше, все на стройку больших полноценных семей!
Добрая работа гостей из Белоруссии создала тёплую, замечательную атмосферу на открытии фестиваля. Люди в этот вечер улыбались друг другу, а ведь это нынче прекрасная редкость!