Культура

Загадки Айвазовского

2 марта 2012 года в 12:02
6047

Кажется, мы вполне привыкли к тому факту, что в нашем старинном и прекрасном Смоленске на каждом шагу встречаются удивительные памятники культуры и истории, замечательные произведения искусства. Но есть ли среди них настоящие раритеты, придающие своеобразие смоленским коллекциям?
В этом легко убедиться, стоит лишь вой­ти в залы Смоленской картинной галереи и взглянуть на картину Ивана Константиновича Айвазовского «Зимний обоз в пути». Завораживающая красота зимнего пейзажа поражает воображение и не даёт отвести глаз, приковывает к себе. Среди многочисленных известных работ художника, а создано им более шести тысяч картин, подобной вы не встретите ни в одном собрании, она – единственная, уникальная. Чтобы увидеть это выдающееся произведение, стоит приехать в Смоленский музей из другого города и даже с другого континента.

С представлением о творчестве Айвазовского у нас обычно связываются изображения морских бурь, ураганов, кораблекрушений, полные яростного движения разбушевавшейся морской стихии.

Айвазовский отразил в своём творчестве поэтические представления о море, ведь с ним была связана вся его жизнь. Семья Айвазовских в начале XIX века переселилась в Феодосию, где 17 июля 1817 года родился будущий великий художник и в 1900 году окончил свои дни. Детство Айвазовского протекало в трудных условиях, и только благодаря помощи одного из крупных чиновников города, обратившего внимание на исключительную одарённость мальчика, юному Айвазовскому удалось вырваться из бедности и в 1833 году стать пансионером Академии художеств.

С первых шагов в искусстве определилось дарование Айвазовского: изображение моря стало основной темой живописи художника и привлекло к нему внимание выдающихся людей эпохи. Он познакомился с К.П. Брюлловым, М.И. Глинкой, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, а во время своего путешествия в Италию в 1840 году – с Н.В. Гоголем и художником А.А. Ивановым.

Его учителем в области живописи «морских видов» был Филипп Тоннёр. Первой работой Айвазовского был «Этюд воздуха над морем», написанный в 1835 году, за который он получил серебряную медаль. Ежегодно Айвазовский совершал поездки по Финскому заливу, Чёрному морю, изучая эффекты освещения и природу моря. В 1840 году Айвазовский совершил путешествие в Италию, затем посетил Германию, Францию, Англию и Испанию. Везде картины его производили особый эффект, и слава Айвазовского как замечательного художника­мариниста установилась повсеместно.

Особое место в творчестве Айвазовского занимают картины на батальные темы. Они рассказывают о жизни флота в мирной обстановке и в дни войны, когда русские моряки одерживали победы над врагом. Юношей Айвазовский участвовал в трёх десантных операциях у берегов Кавказа, которыми руководил
И.Н. Раевский. Во время плавания на боевых кораблях Черноморского флота он познакомился с замечательными русскими флотоводцами: Лазаревым, Нахимовым, Корниловым, Истоминым.

Айвазовский, обеспечив живописный эффект в самых популярных своих картинах, таких, как «Девятый вал» (1850, Русский музей, Петербург), «Чёрное море» (1881, Третьяковская галерея), «Среди волн» (Феодосийская картинная галерея), достигает в них впечатления мощной и безбрежной морской стихии.

В пору творческого расцвета – в 1850-е годы – Айвазовский, в то время уже всемирно признанный мастер, получает заказ на участие в международной выставке во Франции. Для русских павильонов Всемирной выставки в Париже в 1857 году он создаёт серию из четырёх пейзажных работ, символизирующих природные богатства России. К ней относится картина «Зимний обоз в пути». Исследователи отмечают, что картина необычна для Айвазовского не только редкой для художника темой, но и ярко выраженной сюжетной направленностью: изображён суровый зимний пейзаж, по таёжному тракту движется меж высоких деревьев обоз лошадей с телегами, становится на стоянку у придорожной избы. Мужичок в тулупе направляется к обледенелому колодцу с «журавлём», сквозь снеговые облака едва пробиваются лучи солнца, голубые тени ложатся на искрящиеся сугробы. Необыкновенно эффектное по живописи полотно и другие произведения серии «Богатства России» принесли автору большой успех. Айвазовский был награждён французским орденом Почётного легиона.

Позже картина «Зимний обоз в пути» была приобретена М.К. Тенишевой на живописном аукционе и затем поступила в собрание Смоленского музея. Сегодня представленная в экспозиции Смоленской картинной галереи, она оказалась единственным полотном серии «Богатства России» Айвазовского, местонахождение которого установлено. Где же находятся остальные полотна? Эту загадку предстоит решать будущим исследователям творчества художника.

«Дом» у обочины
Яблочный вкус танго

Rambler's Top100