Константин Франк: Человек должен жить на вдохе!
Мы чтим богатые традиции прошлого и с удовольствием знакомимся с новыми направлениями в искусстве. Сегодня собеседником «СГ» является молодой талантливый режиссёр студии современного эстрадного молодёжного театра города Смоленска Константин ФРАНК.– Константин, расскажите, как вы пришли в режиссуру?
– В детстве мне многие говорили, что я должен идти учиться на актёра или режиссёра. Но, честно сказать, в 16-17 лет я ещё мало что в этом понимал. Волею судьбы я всё же поступил в Смоленский институт искусств, на режиссёрский факультет. Несколько раз пытался даже уйти из вуза, но что-то останавливало. А в один прекрасный момент понял, что к режиссуре шёл всю жизнь! В этом огромная заслуга Нины Васильевны Лукашенковой, преподавателя, заслуженного работника культуры РФ. Она помогла мне определиться в творчестве. На втором курсе я совершенно случайно попал в школу №16 города Смоленска и задержался там на шесть лет. Мною был организован первый театральный кружок. Именно здесь у меня появились первые театральные выпускники. Затем мы переехали во Дворец творчества детей и молодёжи. К счастью, и там я встретил много творческих людей, которые приняли непосредственное участие в моём становлении. Это хореограф Евгений Иванович Абраменков, Александр Васильевич Зуй – заслуженный учитель России, дирижёр оркестра, супруги Кассины, Лариса Степановна Журова, преподаватель бальных танцев.
Сейчас мы находимся на проспекте Строителей, 18, в Центре культуры, старом помещении камерного театра.
– Как вы формируете актёрский состав?
– В основном это учащиеся 9-11 классов и студенты первого курса колледжей. У нас настоящая творческая семья. Мы вместе идём этой дорогой, вместе развиваемся, творим и всегда находим друг у друга поддержку. У меня нет задачи воспитать профессиональных актёров. Передо мной стоит задача развить в человеке самые лучшие его качества.
– В чём, по-вашему, суть современного эстрадного молодёжного театра?
– Почему эстрадный? Потому, что у нас нет так называемой «четвёртой стены», как в классическом театре. Действие может идти одновременно на нескольких игровых площадках. Это принцип симультанности сцены. Нам важно быть ближе к зрителю, чтобы он мог почувствовать себя участником представления. Вот они, актёры, ходят рядом с тобой, ты видишь их глаза!
Кроме всего прочего, мы используем в постановке эстрадные номера, и это уже не спектакль, а театрализованное представление. Эстрадные номера органически вливаются в действие. Меня этому научили коллеги из Дворца творчества. Они делились со мной идеями, номерами, задумками, и в какой-то момент я понял, что это и есть изюминка! То, чего нет в Смоленске, – эстрадный театр! Он отличается яркостью, зрелищностью. Мы работаем с балетом, оркестром, гимнастами, народными коллективами.
Мы – молодёжный театр. Хотим говорить о молодёжи с молодёжью, хотим помогать молодым людям. Хочется, чтобы человек не просто пришёл и посмотрел спектакль, а что-то такое вынес для себя. Многие сейчас говорят: «Я не люблю театр!» Да, в театре нужно думать! У нас, к сожалению, разучились думать. Привыкли прийти с попкорном, сесть – и пусть развлекают. Смотрят тот же «Камеди-клаб», где скажут какое-либо остренькое словцо, и все смеются. Но ведь смысла никакого не подкладывается, нет подтекста, который нужно разгадать!
– Театр по-прежнему несёт воспитательную функцию?
– Важнейшими функциями искусства являются воспитательная и развивающая. Театр должен и может воспитывать! Мы, к сожалению, не привыкли к этому. Наш театр воспитывает не только актёров, которые становятся заметно лучше, выше, сильнее, но и зрителей. Выходит зритель из нашего театра, посмотрев ту же мистическую драму «Евменова горка», и понимает: вот как может любить человек, что ценою своей жизни спасает любимого!
– Как рождаются сценарии ваших театрализованных представлений?
– Я пишу сам. Сюжеты беру в основном из своего же опыта. Например, у нас в студии сгорел чайник. Я решил написать об этом сцену. Поставил его перед собой и написал целый спектакль «Чай, не скучай».
Очень многое нам дарит детство. Когда-то, лет 20 назад, я был на родине мамы и увидел там огромный холм, который почему-то все называли Евменовой горкой. Оказалось, по имени человека, который когда-то жил там. И вот сейчас родился спектакль с одноимённым названием. Или вот ещё мини-спектакль «Котёнок» – тоже из детства. Когда мне было лет пять, на базаре холодным осенним утром на покрытом изморозью асфальте сидел маленький котёнок и жалобно мяукал. Это настолько запало мне в душу, что когда нас пригласили поучаствовать в экологическом фестивале, поставил сцену на этот сюжет. Я говорил об экологии человеческой души. Ведь всё начинается оттуда! От человека! Когда люди проходят мимо со своими, порой ничтожными проблемами и даже не видят, что рядом умирает живое существо! Умирает! Мы разучились чувствовать запахи, различать цвета, знакомиться с людьми на улице, писать письма. Котёнка нашла молодая пара. Но было уже слишком поздно. Он умирает на руках у этой женщины, почувствовав наконец тёплые человеческие руки...
Я не хочу делать хэппи-энд! За это меня часто ругают. Ведь ощущение катарсиса в театре происходит по-разному: болью, слезами, смехом, гневом, любовью. Я считаю, что при таком финале чувства более сильные! Человек должен чувствовать на вдохе, а не на выдохе: «Фу! Пронесло!»
– Как поднять культурный уровень молодёжи Смоленска на более высокую ступень?
– Есть замечательная идея! Давайте создадим в Смоленске молодёжный театр и будем с его помощью воспитывать молодое поколение.
Власть должна уделять больше внимания политике поощрения творческой молодёжи. У нас много молодых талантливых музыкантов, поэтов. Давайте их воспитывать, поддерживать! Почему бы не создать литературный театр при сотрудничестве с филологическим факультетом СмолГУ?
Необходимо уделить особое внимание формированию молодёжной культуры на Смоленщине. У нас много прекрасных музыкальных школ, но нет выхода молодым музыкантам на большую сцену. Проводятся, конечно, мероприятия, но их мало, они часто превращаются в школьную обязаловку.
Необходимо проводить ежегодные фестивали культуры и искусства в том же драмтеатре. Нужно приглашать всех: и оркестры, и народные коллективы, и балет, и художественные школы. Работать нужно вместе, и тогда всё получится! Будет развиваться молодёжная культура, и ребятам станет интересно в этом участвовать.
А пока мы работаем на голом энтузиазме. А в культуру нужно вкладываться. Нет культуры – нет страны! Пока мы все этого не поймём, ничего не изменится!
– Какая у вас зрительская аудитория?
– Самое удивительное и приятное, что её большинство составляет всё-таки молодёжь. Хотя наш театр привлекает и старшее поколение. Молодёжь приходит к нам, потому что ей интересно. Мы говорим на понятном и доступном для неё языке о её проблемах. К сожалению, мы не имеем материальной возможности гастролировать. Проблема ещё и в том, что мы студия, а не театр. Чтобы быть доступными для любого молодого человека, мы не можем высоко поднимать цену на билеты. Она составляет 50-70 рублей.
– Константин, ваши планы на будущее?
– Стремление одно – чтобы на нас обратили внимание и дали возможность более серьёзно заняться созданием в Смоленске современного эстрадного молодёжного театра. Я думаю, это обязательно будет! Уже есть! Не хватает официального статуса! Сейчас мы народный коллектив и имеем всего две ставки. Поэтому мне приходится заниматься и изготовлением афиш, и музыкальным сопровождением, и декорациями. Мы бы могли взять на себя функции ТЮЗа, которого нет в нашем городе. А бывшее здание камерного театра нас вполне устраивает, здесь потрясающий зал! Лучшего не надо!