Культура

"Сатисфакция": сообразили на двоих

27 января 2011 года в 15:55
В прокат вышел фильм «Сатисфакция» – дебютная работа иркутского режиссёра Анны Матисон с Евгением Гришковцом в главной роли. Несмотря на более чем скромный бюджет (500 тыс. долларов) и камерность постановки, фильм оказался и зрелищным, и динамичным.
То, что принято называть сюжетом, в «Сатисфакции» сведено к минимуму. Осмотр стройки, безуспешная попытка спасти пекинеса на оживлённой трассе, вечер в ресторане и любовные интриги, которые остаются за кадром, – вот, собственно, и все события, которые в сюжет никак не складываются. Да и жанр стэнд-ап шоу, с успехом эксплуатируемый Евгением Гришковцом и «Квартетом И», не требует внешних коллизий. На первый план выступает нестандартное «Я» персонажей, выплескивающее себя в парадоксальных диалогах, приправленных остротами, языковой игрой и неожиданными обобщениями. Идею фильма Анна Матисон в пику «Квартету И» обозначила как рассказ о том, «о чём действительно говорят мужчины».
Успешный иркутский бизнесмен Александр (Евгений Гришковец), узнав о том, что его жена крутит роман с его VIP-менеджером Дмитрием (Денис Бургазлиев), требует сатисфакции. Как оскорблённая сторона, он оставляет выбор оружия за собой и вместо шпаг и пистолетов отдаёт предпочтение алкогольным напиткам. Проигравшим считается тот, кто первым свалится с ног…
Глазевшие на афишу зрители с трудом, по складам читали слово, которое, казалось, безвозвратно утонуло в пассивном лексическом запасе русского языка. «Сатисфакция» – удовлетворение за оскорбление (обычно в форме дуэли, поединка). Евгений Гришковец и Анна Матисон реанимировали полузабытое словечко задиристых дуэлянтов позапрошлого столетия, превратив его в обозначение психоаналитической баталии.
Персонажи Евгения Гришковца и Дениса Бургазлиева поданы едва ли не как герои спагетти-вестернов Серджио Леоне: крупным планом камера вглядывается в сосредоточенно-взволнованные лица двух друзей, отношения которых дают трещину из-за предательства и любовных интриг.
Несхожесть бизнесмена-рогоносца и его лощёного VIP-менеджера подчёркивается усиленно и последовательно. Различия проступают уже во внешнем виде оппонентов: грузный и подтянутый, долговязый и коренастый, гладко выбритый и обросший щетиной, подчёркнуто элегантный и небрежный в одежде. Александр и Дмитрий и ведут себя по-разному: один немногословен и насторожен, другой развязен и болтлив. И даже сотовые телефоны они извлекают из своих дорогих пиджаков по-разному – из внутреннего или наружного кармана.
Поначалу, пока беседа не клеется, возникает ощущение, что лживые маски лицемерного благодушия, за которыми прячутся дуэлянты, ощерятся отвратительным оскалом разъярённой ненависти и непринуждённая болтовня неожиданно прервётся кровавой вакханалией. Но развязка а-ля Тарантино – всего лишь одно из многих обманутых зрительских ожиданий. Алкогольный поединок стряхивает с респектабельных бизнесменов спесь: превратив свой желудок в шейкер, где перемешались водка, текила, коньяк, виски и шампанское, запутавшиеся спорщики заплетающимся языком изливают друг перед другом душу. Брутальный бизнесмен Александр, раскраивающий челюсть проворовавшемуся подрядчику, оборачивается ранимым и закомплексованным человеком, у которого кризис среднего возраста перешёл в хроническую стадию, а его чопорный и высокомерно-замкнутый визави – всего-навсего пугливым и жалким ничтожеством. Диалоги о детях, дружбе и одиночестве высветили главную проблему очерствевших толстосумов: после того как Александр извёл изменами первую, безумно любимую жену, чтобы отомстить самому себе, он выбирает спутниц, которые будут ему изменять, а Дмитрий и вовсе боится настоящих чувств и довольствуется мелкими любовными интрижками.
О том, что «Сатисфакция» – дебютная работа режиссёра Анны Матисон, ещё не окончившей ВГИК, догадаться невозможно. Она искусно выстраивает композицию и ритмический рисунок фильма, чередуя разговоры «за жизнь» с расслабляющими «перебивками». Виды провинциального города, крупная луна, аквариум, льющийся рекой алкоголь вносят вкрапления клиповой формы в камерную атмосферу психологической драмы.
Евгений Гришковец, находящийся на гребне популярности писатель, актёр и сценарист, согласился работать с начинающим режиссёром потому, что ему понравилась музыкальная короткометражка Анна Матисон «Настроение улучшилось» по его, Гришковцу, пьесе.
Съёмки «Сатисфакции», проходившие в Иркутске, уложились в 500 тысяч долларов, потому что и режиссёр, и продюсеры, и исполнитель главной роли отказались от своих гонораров. «Мы работали бесплатно только для того, чтобы это кино было снято. В противном случае, оно бы просто не состоялось», – сказал Анна Матисон.
Вечером в день премьерного показа «Сатисфакции» в Смоленске зал был почти пуст, зрителей едва набралось человек сто. А жаль: за словесным поединком двух разгневанных мужчин наблюдать интересно и поучительно.
Анатолий СОФРОНОВ: «Она началась под Смоленском»
\"Примадонны\" Кена Людвига: до чего доводит Шекспир

Другие новости по теме