Культура

Смоленский художник Пётр Фишман отметил юбилей

1 декабря 2010 года в 13:34
2376

И снова радует жителей Смоленска Олень, установленный на своём законном месте, на Блонье, в центре города. После реставрации скульптура выглядит свежей и рельефней без потёртостей и трещин. А работу по реставрации Оленя выполнил известный смоленский скульптор, член Союза художников России Пётр Фишман, которому 30 ноября исполнилось 55 лет.

Пётр Аронович родился в Киеве в семье военнослужащего. В детском возрасте вместе с родителями поездил по стране, по военным гарнизонам. Последним местом службы отца был Смоленск, который и стал для будущего художника родным городом. Здесь Пётр после окончания школы поступил в институт, завёл семью и вот уже более сорока лет живёт в одном из исторических городов России.
С юных лет Петра всегда тянуло что-то делать руками, мастерить. Видимо, разглядев в нём эту жилку, родители постоянно записывали его в кружки и студии художественного творчества. Именно так он попал в экспериментальный класс детской художественной школы. Поступил случайно, но навсегда заболел изобразительным искусством. Так увлёкся, что «художка» в жизни Петра далеко опередила общеобразовательную школу. В пединститут он поступил без проблем, благо специальные предметы сдал на «отлично», и был принят в число студентов худграфа.
Учёба в институте заложила в будущем скульпторе основы мастерства, но до уровня художника было ещё далеко. Повезло с учителями. Его наставником стал известный смоленский скульптор Альберт Георгиевич Сергеев, позднее ставший для Петра Фишмана учителем с большой буквы. Вот тут скульптура Фишмана, как говорится, и зацепила. Пётр сутками пропадал в институтской мастерской, сам своими руками лепил в себе художника.
В любом человеческом деле есть две условные ступени мастерства: ремесленник и художник. В любой профессии. Но почти буквально это относится к художественному творчеству. Рисовать и лепить можно научить всякого. Но не всякий станет потом скульптором.
Долог или короток путь от ремесленника к художнику – не в этом суть. Суть в том, чем этот путь наполнен. У Фишмана он был наполнен трудом в Домах творчества, где он работал трижды, один раз под руководством Альберта Сергеева. Наконец на одной из выставок из уст признанного мэтра в адрес молодого скульптора о представленной работе Фишмана прозвучало: «Вот смотри, это хороший художник!»
В 1989 году Пётр Аронович стал членом Союза художников СССР.
А жизнь шла своим чередом. После армии Пётр работал реставратором в Смоленском государственном музее-заповеднике. Именно тогда он приобрёл бесценный опыт реставрационных работ. Через его руки прошли десятки и сотни скульптур, изготовленных из самых различных материалов.
В 1990-х годах Пётр Аронович учил детей в изостудии ДК льнокомбината. Сейчас преподаёт в Смоленском гуманитарном университете. Доцент кафедры дизайна. Много ездит по стране, бывает за рубежом. Но где бы он ни был, скульптор всегда скучает по Смоленску. В нашем городе почти не осталось скульптур и памятников, которые бы не реставрировал и не приводил в порядок Пётр Аронович. Это упоминавшийся нами Олень, памятник Исаковскому, памятник Глинке, бюст Гагарина, памятник Твардовскому и Тёркину.
Пётр Аронович намерен поучаствовать в конкурсе на памятник нашему знаменитому земляку Юрию Никулину. Хотел бы для Смоленска и других городов области изготовить парковые скульптуры и украсить ими улицы и скверы городов региона. Мысли и задумки по этому поводу у мастера есть. Скульптур в городе крайне мало. У Петра Фишмана и планов, и эскизов, и моделей хватает. Например, скульптура «Перед дальней дорогой» была бы очень уместна в скверике перед железнодорожным вокзалом. А пешеходная улица Октябрьской революции так и просится под парковую скульптуру…
«Смоленская газета» поздравляет Петра Ароновича Фишмана с 55-летием, желает здоровья и дальнейших творческих успехов!

Белла Ахмадулина: Я жила на белом свете
Экспозиция по истории полёта Юрия Гагарина откроется 9 марта, в день рождения первопроходца космоса

Rambler's Top100