Культура

Новый «Дядюшкин сон»

9 декабря 2013 года в 15:21
15 декабря на сцену Смоленского государственного драматического театра имени Грибоедова вернётся Достоевский. Зрители увидят премьеру – инсценировку «Дядюшкиного сна», одного из самых популярных произведений Достоевского в кино и театре. Постановщик нашего спектакля – главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий БАРКОВСКИЙ (на снимке). Мы встретились с ним перед премьерой, и Барковский удивил, раскритиковав многие современные работы с громкими именами.

– Наша инсценировка растёт из пристального прочтения произведения. И из критического анализа тех постановок, которые были выпущены нашими мэтрами и известными театрами. «Дядюшкин сон», я считаю, ими не прочитан. Они, в общем-то, проиллюстрировали непонятную им мысль, полностью заблудившись в ней. Мол, старый человек, развалина, приехал умирать, а за него пытаются выдать молодую девушку. То есть главный герой не прочитан, и совершенно непонятно, зачем Достоевский это всё написал. И как будто это – не Достоевский…
Да, это не тот писатель, которого мы позже узнаем в «Бесах» и «Идиоте» – там он жёстче, там у него свой голос. Здесь Достоевский пытается очень осторожно, учитывая цензуру, проанализировать состояние русского провинциального общества. Он не замахивается на Петербург и исследует городок Мордасов. Возможно, здесь он подражает Гоголю...
– Вы недовольны современным прочтением повести. Почему?
– Потому что я вижу известных артистов, которые совершенно не знают, что делают на сцене (улыбается). Почему? Потому что актёры не знают, для чего играют старость, дряхлость…
– Каков же, на ваш взгляд, главный стержень «Дядюшкиного сна»? Какое послание заключено в этой странной повести?
– Достоевского осудили как государственного преступника, но не казнили, сохранив жизнь. Он отбыл наказание, вышел на свободу. И он анализирует состояние общества, задавшись вопросом «А за что я боролся?» Он поставил диагноз тому, за что сражался. А сражался он ни за что. То есть победить косность и рутину НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО. Потому что общество находилось в таком состоянии, что любой умный человек поднимался в нём на смерть. Очень характерны в этом отношении судьбы Грибоедова, Пушкина, декабристов. В 1852 году умирает Гоголь, в 1859-м написан «Дядюшкин сон».
– По-вашему, «Дядюшкин сон» – это диагноз тогдашнему обществу…
– Да. Это срез: какие были ценности в тогдашнем бомонде и сколько общество готово было за них платить. Истинные ценности востребованы не были. Был спрос на пошлость, на стяжательство, на деформированное сознание человека. Летаргия – вот состояние общества в Мордасове! Так жили, и это животное начало никто не осуждал.
– То есть Достоевский спрятал собственный конфликт с равнодушным обществом за ширму визита князя…
– Да, соль в том, что принёс себя в жертву во имя Идеи. Он боролся. Он был неудобным человеком для чиновников, для общества – настолько, что его собирались казнить! Он жертвовал собой, своей жизнью, тем, что дал ему Бог, – то есть он нарушил заповедь. Но Высшие Силы его услышали, и он возвращается к жизни. Осмысление своего поступка и составляет это сочинение. «Я хочу посмотреть на жизнь глазами человека пожившего, которому уже много лет. Будет ли так всегда с Россией?» И он ставит диагноз: дело – швах, жизнь его, Достоевского, прожита зря, и его герой умирает в гостинице через три дня. В Мордасов он заехал случайно!.. Автор пытается представить дело так, что всё произошло случайно, что только он один такой, который так видит…
– По вашей версии, князь – это своеобразный «двойник» автора. Довольно неожиданно, хотя исследователи прямо утверждают, что создание двойников и антагонистов – излюбленный приём писателя…
– Нет, нельзя впрямую утверждать, что дядюшка – двойник Достоевского, но ткёт он своего героя из себя!..
– А как вам такая точка зрения, что Достоевский пытался написать водевиль, но его природа не позволила ему этого?..
– Если многое отдаёшь в жертву, во имя очищения от скверны Родины своей, если думаешь о величии человека – венца природы, если помнишь, что русский человек – это нечто особо стоящее в мировой культуре, это болезненное восприятие любой деформации, всего бесчестного, неправедного, не-Божьего отношения к жизни, – вот это всё сработало и заставило Достоевского сесть за стол. И найти такую форму – такого дядюшку, который подводит черту. Автор пишет, будто это – случайность, зашифровывает какие-то вещи, но – пошёл на это, значит, что-то его тревожило!.. Это глубоко осознанные и глубоко волнующие его вещи, но ещё его писательский голос, его индивидуальность не сложились. Он не так ясен, голос сомневающегося человека. Но это уж совершенно точно не водевиль!..
– Кто занят в вашей постановке?
– У нас в театре два блистательных юбиляра, на которых мы строим спектакль. Князя играет заслуженный артист России Николай Коншин, в роли Москалёвой – заслуженная артистка России Ирина Голованова.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
Русский романс на смоленской сцене
Премия «Ничего лишнего» в Смоленске

Другие новости по теме