Митрополит Смоленский и Дорогобужский ИСИДОР: «Русская Православная Церковь всегда призывала, призывает и будет призывать к созидательности, к любви к ближнему и Отечеству. Она сеет добро»
Церковь и общество

Митрополит Смоленский и Дорогобужский ИСИДОР: «Русская Православная Церковь всегда призывала, призывает и будет призывать к созидательности, к любви к ближнему и Отечеству. Она сеет добро»

10 апреля 2018 года в 10:12
414

В марте исполнилось пять лет со дня, когда решением Священного Синода Русской Православной Церкви был призван к служению на Смоленской кафедре нынешний глава Смоленский епархии митрополит Исидор. 17 марта у Владыки Исидора была и ещё одна значимая дата: пятилетие возведения его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан епископа. Что сделано за эти годы для развития соработничества Церкви, общества и власти на Смоленщине? Какой главный жизненный урок Владыка Исидор извлёк для себя из прошедшего пятилетия епископского служения на «земле Патриарха»? Об этом и многом другом – в интервью митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора для читателей «Смоленской газеты».

Надёжное партнёрство

– Ваше Высокопреосвященство, в одном из интервью Вы очень чётко высказались о том, что «Церковь является самым надёжным социальным партнёром государства». В чём это выражается?

– Во-первых, позвольте сказать, что мне отрадно, пользуясь предоставленной Вашей газетой возможностью, приветствовать всех смолян, каждый из которых дорог моему сердцу, и поздравить их с праздником Святой Пасхи. Дай Бог всем нам радости, мира и любви! А в отношении вашего вопроса считаю своим долгом отметить, что соработничество между Церковью и государством развивается во всех сферах жизни современного общества: в социально-образовательной сфере, в здравоохранении, культуре, гражданско-патриотическом воспитании, экологии, спорте, международных отношениях и по многим другим направлениям. По большому счёту, какую бы из сторон государственной или общественной жизни мы бы ни рассматривали, мы можем видеть многочисленные примеры государственно-церковного соработничества. Яркий пример такого соработничества – это международные Рождественские чтения, которые проходят в формате диалога государства и Церкви. Причём, диалога представителей не только исполнительной, но и законодательной власти, общественных институтов, научных сообществ. В Смоленской области модель международных рождественских чтений успешно реализуется на уровне региона в течение последних трёх лет. Совместно с Администрацией Смоленской области мы проводим региональные Рождественские чтения, которые на сегодняшний день являются крупнейшей диалоговой площадкой и позволяют открыто обсуждать самые разные вопросы, делиться опытом, вырабатывать конструктивные решения во многих сферах. Например, в работе третьих региональных Чтений приняли участие более 600 человек.

В декабре 2017 года произошло знаменательное событие для нашего региона: у нас состоялись первые Парламентские встречи с участием парламентариев из Тверской и Брянской областей. Уникальность этого события состоит в том, что парламентарии из соседних регионов смогли ознакомиться с накопленным нами опытом, показывающим необходимость соработничества, объединения усилий Церкви и власти, Церкви и общества по многим насущным вопросам. Не секрет, что в регионах принимаются различные местные законы, касающиеся социальной, образовательной, молодёжной сферы и т.д. И этот уникальный опыт можно объединить, не выдумывая чего-то нового, а именно используя уже наработанные законодательные инициативы в социальной сфере. Тем более, как мне представляется, уровень социальной работы в нашем регионе достаточно высокий. Смоленскую область смело можно назвать социально-ориентированным регионом. И те инициативы, которые у нас в этой сфере исходят от областной власти, безусловно, очень востребованы не только в Церкви, но и в общественных структурах. Важно отметить и то, что индикатором, который позволяет оценить уровень практического взаимодействия региональных органов власти и Смоленской митрополии, является деятельность различных координационных советов при администрации Смоленской области. Мы с губернатором Смоленской области Алексеем Владимировичем Островским являемся сопредседателями Координационного совета по развитию системы духовно-нравственного воспитания, Координационного совета по вопросам семьи, материнства и детства. Что важно отметить, поскольку, наверное, такого опыта нет в иных регионах, и – отцовства. Мы посчитали необходимым совместно решать вопросы социальной защиты отцовства.

Представители Смоленской митрополии являются постоянными членами и многих других общественных региональных советов. Решения, принимаемые на этих советах и комиссиях, во многом определяют вектор развития региона в соответствующих сферах. И представительство Православной Церкви в них отнюдь не является формальным, свидетельствует о том, что наше сотрудничество востребовано и государством, и его социальными институтами. Например, в нашем регионе в решении демографических вопросов успешно реализуется совместная программа по взаимодействию с женскими консультациями. Мы предлагаем добровольно матерям, которые решили для себя, что они должны сделать аборт в силу, как им представляется, объективных причин, беседу со священником, что во многом решает вопрос в отношении аборта в отрицательную сторону. Сомневающиеся будущие мамы после таких бесед в большинстве случаев отказываются от абортов. И тем самым улучшается демографическая картина в регионе. Это – положительный момент.

И таких знаковых моментов в нашем соработничестве немало. Если из этих крупиц собрать общую картину, то станет очевидно, что уровень взаимодействия между Русской Православной Церковью и государством в Смоленском регионе находится на очень высоком уровне.

Традиции и сохраняются, и развиваются

– В годы служения на Смоленщине Патриарха Кирилла в Смоленской епархии была создана мощная, чётко и эффективно работающая система социального служения Церкви. Как эти традиции сохраняются и, что самое важное, развиваются сегодня?

– Смоляне старшего поколения  помнят, как по инициативе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне – Святейшего Патриарха, Церковь оказывала гуманитарную помощь нуждающимся продуктами, одеждой, как был организован сбор средств в Фонд мира, как началось окормление домов для престарелых и инвалидов, детских домов, как был открыт православный детский дом. Эти и многие другие дела милосердия для нашего и других российских регионов стали фундаментом той социальной миссии Церкви, которая продолжается и по сей день. Совместными усилиями с администрацией области и профильными департаментами нам удаётся соответствовать тому высокому уровню развития социального служения, который был задан Святейшим Патриархом Кириллом в годы его служения на Смоленщине. В 2013 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Департаментом Смоленской области по социальному развитию и Смоленской епархией, целью которого является возрождение духовных традиций социального обслуживания и оказания дополнительной социальной помощи и поддержки нуждающимся. На основании его и строится наша совместная работа. Сегодня в структуре Смоленской епархии есть не только отдел по церковной благотворительности и социальному служению, но и ряд социальных учреждений и служб. Это – православный центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы», который уже не первый год успешно участвует в президентских грантах. Это – и православный детский дом, который находится на территории Соборного холма. Это – и служба добровольных помощников «Милосердие». Это – и православное сестричество в честь иконы Божией Матери Одигитрия. Это – и центр комплексной помощи семье. Например, из всех существующих в Смоленской области учреждений соцзащиты только в «Доме для мамы» матери с новорождёнными и малолетними детьми, оказавшиеся в кризисной жизненной ситуации, могут получить не только различные виды помощи, но и, что крайне важно, –  временный приют. Мы даём возможность мамам быть вместе с малышами, не разлучая их. И за время пребывания в «Доме для мамы» помогаем им найти выход из кризисной ситуации: восстановить документы, наладить контакты с родственниками, найти подходящее жильё.

К текущей деятельности мы относим и регулярное проведение благотворительных акций. Один из ярких примеров – это Пасхальные дни милосердия, которые ежегодно проводятся в нашем регионе при поддержке губернатора и администрации  области, муниципальных образований.

Планируется реализовать и ряд новых проектов. Например, проект православного сестричества «Тёплая помощь», для которого был выигран грант Президента Российской Федерации. В рамках этого проекта планируется установить в районе Колхозной площади вагончики-бытовки для того, чтобы нуждающиеся смоляне – бездомные люди и те, у кого нет возможности хотя бы раз в день полноценно поесть, смогли бы не только получить горячий обед, но и пообедать в нормальных условиях – за столом, в тёплом помещении, а также пообщаться с социальными работниками, получить доврачебную помощь. Такой комплексный подход в работе с нуждающимися бездомными людьми, как нам представляется, очень актуален.

Смена поколений

– Сегодня в Церкви идёт смена поколений и прихожан, и священнослужителей. Насколько сложно или, наоборот, легко проходит этот процесс, в чём его особенности в Смоленской митрополии?

– Благодарю Вас за этот глубокий вопрос. Действительно, сегодня можно наблюдать определённую тенденцию, связанную, может быть, с пока незримым, но всё-таки очень значимым процессом смены поколений в Церкви. Что касается народа Божьего, то в последние годы мы, все священнослужители, отмечаем очень яркую и мощную тенденцию к тому, что происходит смена присутствующих на богослужении возрастных поколений. Как нам представляется, уходит эпоха, когда в наших храмах 99% прихожан состояло из бабушек. Сегодня это иная среда людей, молящихся в храме. В основном – это молодые семьи. Папы, мамы и многочисленные дети. Вот, кто сейчас в большинстве своём находится во время богослужений в храмах. Меняется и картина, касающаяся священнослужителей: уходит, к сожалению, поколение тех, которые застали годы гонения на Церковь. С определённым опытом, с определённым восприятием окружающей жизни, с определённым восприятием светской власти, с определённым отношением к народу. Они понимали, что их первой и главной защитой перед светскими властями, оказывающими давление на священнослужителей, были те самые бабушки. Сейчас им на смену приходит иное поколение священнослужителей – молодых, активных, более, в светском плане, образованных. Меняется, как я уже отметил, и поколение прихожан. И потому сейчас Святейший Патриарх Кирилл нередко напоминает молодым священнослужителям о том, что они должны иметь не только семинарское образование, но и владеть необходимым уровнем знаний из светского образования. Святейший Патриарх особое внимание обращает на необходимость диалога Церкви с университетской молодёжью, со студенчеством и преподавателями. Более того, Патриарх прямо говорит о необходимости получения духовенством высшего светского образования, потому что сегодня священники должны прийти не только в школу или колледж, но и в высшую школу, чтобы выстраивать диалог между Церковью и наукой. Это очень высокая задача, к выполнению которой нам ещё придётся стремиться не один год, но она уже поставлена Патриархом. И мы стараемся стремиться к этому.

Теологический факультет необходим!

– Насколько я знаю, уже есть и практические шаги в плане сотрудничества епархии со Смоленским государственным университетом…

– …Который вступает в эпоху празднования 100-летия со дня своего основания. И это столетие, как нам видится совместно с губернатором Смоленской области Алексеем Владимировичем Островским и новым молодым исполняющим обязанности ректора СмолГУ Михаилом Николаевичем Артёменковым, должно быть ознаменовано открытием теологического факультета. Это создаст необходимые условия для того, чтобы мы главный вуз Смоленской области смогли именовать классическим. Ведь, как известно, классическим является только тот университет, в котором есть богословский факультет. И в этом смысле мы должны обращать внимание на высказывания Святейшего Патриарха Кирилла, для которого ещё 80-е годы прошлого столетия ясно представлялась картина, каким образом могут выстраивать взаимоотношения Церковь и университеты. Во всех крупнейших университетах мира есть богословские факультеты. Что мешает нам почерпнуть лучшие стороны этого опыта, для того чтобы здесь, имея в виду наши российские условия, создать всё необходимое для того, чтобы наша университетская молодёжь не боялась слов, связанных с религией?

– И как студенческая молодёжь у нас воспринимает религиозное слово?

– В смоленских вузах есть студенческие общины, в которые вхожи наши священнослужители. Поэтому для многих из них область религиозного знания не является чем-то непонятным или чуждым. Во многом студенты и преподаватели наших смоленских вузов участвуют в наших совместных церковно-государственных проектах. Опыт Смоленского государственного университета как раз и показывает то, что это возможно. Те государственные президентские гранты, в которых мы теперь совместно с университетом успешно участвуем, – тому подтверждение. И я искренне надеюсь, что и неравнодушные к Церкви молодые люди, и преподаватели, профессоры наших вузов, – все могут найти своё место в реализации тех проектов, которые предлагает Смоленская епархия. Дай Бог, чтобы это направление на взаимодействие Церкви и светской науки развивалось. 

Единственная цель Церкви

– Есть ли, на Ваш взгляд, сегодня системный (именно – системный!) подход во взаимодействии Церкви и светских организаций, занимающихся образованием и воспитанием молодёжи, – от детских садов до вузов? Какие проблемы в этой сфере, как они решаются или, на Ваш взгляд, должны решаться?

– Во всяком благом деле невозможно без трудностей. В деле духовного просвещения, образования, безусловно, эти трудности возникают. Главной препоной в достижении поставленных нами совместных целей является религиозная индифферентность. Если мы говорим о школах, то речь идёт о родителях, которые дают свою оценку жизни Церкви черпая информацию из тех источников, которые недружественны в своём отношении в Церкви. Я стараюсь мягко говорить на эту тему, чтобы никоим образом не задеть никого из оппонентов Церкви. Но то, что предлагают так называемые оппоненты Церкви, к сожалению, более доступно  для светских людей, поскольку Интернет переполнен разного рода информацией, касающейся, прежде всего, околоцерковной жизни. Я намеренно произношу эти слова, потому что подлинно церковная жизнь, безусловно, связана только с взаимоотношениями Бога и человека. Она доступна Богу во всей полноте дарованной Им церковной жизни и конкретному человеку. И в неё невозможно никому просто так со стороны проникнуть. Это – область таинственного, религиозного. А всё, что за рамками этих взаимоотношений Бога и человека, - это всё-таки жизнь околоцерковная. Недружественные представители среди средств массовой информации (слава Богу, их не так много, но, к сожалению, они есть) и та небольшая часть общественности, которая агрессивно настроена по отношению к Церкви, как правило, одновременно не сопрягают себя и с ценностями нашего Отечества. Как правило, это люди, которые апеллируют иными ценностями, не национальными, не свойственными русскому человеку. Русскому – не в смысле национальности, а в смысле той идентичности и совокупности тех ценностей, которые и создают такое широкое межнациональное и межконфессиональное понятие, как русский. Задача Церкви – не только опровергнуть ложные ценности тех, кто агрессивно против неё настроен, но и разъяснить обществу, что есть Церковь, какие задачи преследует Церковь в достижении своей единственной цели. А единственная, основополагающая цель Церкви – это единство Божьего и человеческого. Задача Церкви – привести каждого конкретного человека к Богу, создать необходимые условия для этого. Наши совместные проекты с государственной властью, с общественными организациями, образовательными структурами и конкретными студенческими и иными общностями состоят в том, чтобы помочь каждому человеку обрести Бога для себя. Помочь каждому человеку стать лучше. И для этого, конечно, необходим методичный, постоянный подход, каждодневная работа. Она не может быть эпизодичной. И, безусловно, мы рассчитываем на регулярность этих проектов, которые только набирают силу. Будет новое время, и будут новые проекты, которые, как мы надеемся, будет поддерживать  государство. Будут и новые проекты, направленные на развитие православных молодёжных инициатив, и иные формы взаимодействия будут реализованы по воспитанию подрастающего поколения.

Бог, человек, Интернет…

– Владыка, может ли Интернет помочь молодому человеку обрести Бога?

– Ответ не может быть совершенно коротким и однозначным, имея ввиду само пространство Интернета, которое наполнено не только положительным, с нравственной точки зрения, контентом, но, к сожалению, и теми проблемными зонами, на которые обращает внимание, особенно – в последнее время, государство и общество в целом. Приведу простой пример, который чрезвычайно актуален, и о котором Русская Православная Церковь уже много раз говорила. Так называемые «группы смерти» в Интернете, когда молодые люди, подростки и даже дети, увлекаясь теми или иными призывами, звучащими на страницах этих групп, в этих сообществах, совершают непоправимые шаги в своей жизни. Интернет и для людей старшего поколения, навсегда останется новым явлением. А вот для детей, которые с двух – трёх лет уже умело пользуются им, это интернет-пространство кажется естественным и даже более близким, чем наша с вами реальность, в которой мы живём. Очень серьёзная проблема, когда для молодых людей, детей виртуальная реальность является более близкой, более понятной, чем та, в которой реально живём мы. Эта проблема, которая встаёт перед родителями, перед школой, перед обществом в целом. И нам важно не упустить в этом смысле подрастающее поколение. Чтобы оно не превратилось в виртуальную общность, чтобы оно не потеряло связи с нашим реальным миром и не ушло туда – в виртуальный мир. Своими чувствами, мыслями и своим творчеством. И это, конечно, область психологии. В этой связи, мы обращаем внимание на необходимость развития взаимодействия между религиозным знанием и психологией: в рамках нашего взаимодействия между Смоленской духовной семинарией и Смоленским государственным университетом будем на богословском факультете развивать направление, связанное с православным подходом к психологии.

Об армейских православных традициях

– Церковь и армия – тема, красной нитью проходящая практически через всю историю России. Как строятся взаимоотношения Смоленской митрополии и Вооружённых сил?

– Святейший Патриарх Кирилл в годы служения на Смоленской кафедре заложил самые тесные и эффективные взаимоотношения между Церковью и армией. Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского в Смоленске является ярким подтверждением тому, как успешно выстраивались эти взаимоотношения. Храм мученика Меркурия Смоленского, который располагается на территории Академии, прямое тому подтверждение. Это первый храм в современной истории России на территории, которая принадлежит Министерству обороны. И то, что с тех ещё времён клирик Смоленской епархии стал помощником начальника военной Академии по взаимодействию с верующими и патриотическому воспитанию, – это тоже очень серьёзный показатель. Я как преемник Святейшего Патриарха Кирилла продолжаю эту работу. И взаимодействие выстраивается по самому широкому кругу вопросов. Это не только взаимодействие в рамках Рождественских чтений, когда проходит целая секция на территории военной академии, посвящённая взаимодействию Церкви и армии. Это – и ежедневная работа целого епархиального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами, по окормлению военнослужащих наших войсковых частей на территории области. Это – и мои личные встречи с военнослужащими, и совершение Божественных Литургий, богослужений на территории войсковых частей. Но я хотел бы в рамках вашего вопроса ещё обратить внимание на новое для нас явление во взаимодействии Церкви и армии. Это – созданное по поручению губернатора юнармейское движение в нашем регионе. Оно, несмотря на то, что создано буквально несколько лет назад, набирает мощную силу: очень много молодых людей, которые желают вступить в это движение. У нас также прекрасное взаимодействие налажено с Кадетским корпусом. Всё это в совокупности, как мне представляется, создаёт ту необходимую картину, когда молодой человек получает навыки не только армейской жизни, но и узнаёт о православных традициях, в том числе – армейских православных традициях, которые всегда были свойственны нашей армии.

Гарант межнационального и межрелигиозного мира

– Какие усилия предпринимаются Церковью для укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия на Смоленской земле?

– Этот вопрос отражает важнейшее направление деятельности Русской Православной Церкви, поскольку именно Церковь во все времена в нашей стране была гарантом межнационального и межрелигиозного мира. А что касается разных национальностей, проживающих на территории Смоленской области, то все они могут находить мир и добро от народа, живущего здесь традиционно, искони. Тем более, если это касается Русский Православной Церкви, то никогда Церковь не выделяла ту или иную национальность. Всегда Церковь свидетельствовала словами святого апостола Павла, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, а все мы, каждый из нас одинаков перед очами Божиими. Человек любой национальности является ценным в глазах Бога, а потому – и в глазах Православной Церкви в целом. Что касается большого числа религиозных организаций на Смоленщине, то речь, прежде всего, идёт о тех зарегистрированных организациях, коими являются приходы Русской Православной Церкви. Каждый приход является единицей зарегистрированной религиозной организации. Поэтому то большое число – 251 – официально зарегистрированных религиозных организаций – это 80 и даже более процентов православных приходов на территории Смоленской области. В целом, опираясь на статистику, мы можем говорить о том, что Смоленщина является традиционно православным регионом, несмотря на незначительное присутствие здесь иных зарегистрированных религиозных организаций.

Экуменизм исключён!

– В развитие предыдущего вопроса: насколько актуальна и болезненна сегодня для нашего региона тема прозелитизма? Что делается для устранения его негативных последствий? И ещё: какая идёт работа по помощи заблудившимся в неверии или запутавшимся в сетях различных ересей и сект?

– Сразу отмечу, что, если вопросы касаются взаимодействия Русской Православной Церкви с традиционными религиозными организациями, зарегистрированными официальными органами государственной власти, то Церковью ведётся официальный диалог с такими организациями и взаимодействие в тех сферах, которые касаются социального служения и которые способствуют межконфессиональному миру. Это очень тонкая сфера взаимодействия между церквями, которая не предполагает какого-то рода экуменизма. Он исключён. Что же касается деструктивных сект, так называемых новых религиозных движений, то это очень серьёзная проблема, не только стоящая перед Церковью, но и, как нам представляется, и перед государством. Поскольку, как правило, речь идёт о тех деструктивных так называемых новых религиозных организациях, которые основаны не на традиционных ценностях и не на тех культурных основах, на которых всегда зиждилось наше традиционное российское общество. Поэтому диалог с такого рода общинами по сути своей невозможен. Ибо сутью таких псевдорелигиозных организаций является деструктивная работа, направленная на разобщение единства нашего общества. Поэтому нам представляется, что эти вопросы относятся к компетенции правоохранительных органов, которым мы готовы давать определённые консультации из области религиозного знания и из области сектоведения – того раздела богословской науки, который подробно разбирает вероучение сект и так называемых новых религиозных движений. Хочу отметить, поблагодарив здесь и правоохранительные органы, и в целом государственную власть, которая направляет свои усилия на то, чтобы в нашем регионе не было большого числа такого рода псевдорелигиозных организаций, что их огромная кропотливая работа ведёт к тем результатам, которые мы имеем в нашем регионе – это межнациональный и межрелигиозный мир.

Судьба Смоленского костёла – вне компетенции Православной Церкви

– Не секрет, что есть силы, пытающиеся использовать тему смоленского польского костёла против Русской Православной Церкви. Они утверждают, что светские власти чуть ли не идут на поводу у православных иерархов в решении судьбы этого здания. Могли бы Вы прокомментировать эти их заявления?

– В целом вы отметили главные стороны болезненности этого вопроса – они связаны с тем, что некоторыми представителями общества Церковь воспринимается как та сила, которая влияет на государство. Но смею ещё раз напомнить всем нам о том, что по Конституции Российской Федерации церковное управление отделено от государственного управления. Поэтому Церковь никак не может влиять на государственную власть. Нет таких механизмов. Что же касается взаимодействия Русской Православной Церкви, в частности – Смоленской епархии, с представителями Римско-католической церкви, то пусть не во многих, но в некоторых вопросах у нас происходит это взаимодействие. Оно касается, и все смоляне могут быть тому свидетелями, нашего совместного участия в официальных светских мероприятиях, связанных с трагедией в Катынском лесу. Мы совместно с представителями верующих Римско-католической церкви от храма Воскресения Христова в Катыни торжественно идём не только к православному кресту, но и далее движемся к памятному для католиков месту. И там мы возносим молитвы Богу о том, что, безусловно, является общей трагедией. Потому что в ХХ веке гонения на религию в целом приводили к трагическим результатам не только по отношению к Русской Православной Церкви, но и по отношению к представителям иных традиционных религиозных движений в нашей стране. В этом смысле моменты добрососедства присутствуют в наших взаимоотношениях. Но смею ещё раз напомнить всем нам о том, что Русская Православная Церковь никогда себя не противопоставляла какой-либо религии, никогда не была заинтересована в том, чтобы что-то разрушалось, никогда не настраивала ни власть, ни народ против кого-то. Русская Православная Церковь всегда неизменно возвышала свой голос в защиту всех. Она всегда призывала, призывает и будет призывать к созидательности, к любви к ближнему, к Отечеству. Она всегда сеяла и будет сеять добро. Это – евангельский принцип. Поэтому, что касается Римско-католической церкви, мы всегда благожелательно относились и будем относиться к этой религиозной организации, но никоим образом не влияя на неё. Что касается костёла. Мы не можем действовать за или против католиков, поскольку вопрос костёла вынесен за рамки межрелигиозных отношений. Костёл как недвижимое имущество является собственностью государства, поэтому его судьба вне компетенции Русской Православной Церкви. И какие-либо доводы к тому, что руководство Церкви или руководство Смоленской епархии каким-либо образом влияет на судьбу костёла, безосновательны. К этому нет ни юридических, ни фактических оснований. Так что каким-либо образом повлиять на решение этого вопроса мы не в силах.

– Позвольте уточняющий вопрос: у вас нет ощущения, что сейчас в теме костёла активизировались силы, которые заинтересованы, чтобы Смоленщина стала форпостом католицизма в России?

– То, о чём вы говорите, можно отнести не к религиозной, а к политической сфере. Но Церковь не участвует в политике. Церковь занимается вопросами спасения души. Такого рода глобальные вопросы политического характера не относятся к компетенции Церкви. Но у нас, действительно, есть подозрение о том, что вопрос, касающийся костёла, имея совершенно ясную политическую окраску, направлен на то, чтобы разобщить Русскую Церковь и Церковь Римско-католическую. Это относится к работе тех недружественных сил, которые по своей природе имеют деструктивный характер. И, к сожалению,  как видите, это относится не только к деятельности сект, но, неких общественных сил, которые также деструктивно пытаются воздействовать и на Русскую Церковь, и на иные религиозные организации.

 

Планируется ли визит Патриарха?

– 2018 год для Смоленской митрополии смело можно назвать годом знаменательных исторических дат. Как идёт подготовка к ним, как они будут отмечаться? Планируется ли участие в каком-то из событий Патриарха Кирилла?

– Действительно, 2018 год, как, впрочем, и любой другой, для нашего региона, который имеет более чем 1000-летнюю историю, исполнен многими знаменательными событиями. Считаю своим долгом отметить, что этот год – год 1155-летия Смоленска. Это и год 915-летия со дня освещения первого каменного храма Успенского собора, воздвигнутого князем Владимиром Мономахом, памятник которому в прошлом году 31 августа освятил Святейший Патриарх Кирилл. Это и 490 лет со дня основания Герасимо-Болдинского монастыря, который в следующем году завершает активную фазу тех реставрационных работ, которые были намечены ещё митрополитом Кириллом 20 лет назад. Завершение реставрационных работ в Герасимо-Болдинском монастыре и может быть одним из поводов приезда сюда Святейшего Патриарха Кирилла. Каждый год мы ждём нашего Первосвятителя. Зная его очень насыщенный график, в котором расписаны поездки на несколько лет вперёд, мы неизменно просим Святейшего Патриарха Кирилла раздвинуть немного эти мероприятия для того, чтобы хотя бы один день посвятить родной и милой для его сердца Смоленщине. И Патриарх всегда соглашается приехать к нам, и мы всегда рады его видеть. 2018 год – это и год 310-летия образования Смоленской губернии – тоже очень важная дата. Это и 215 лет публикации книги первого историка Смоленска священника Никифора Мурзакевича «История губернского города Смоленска». В этом году исполняется и 200 лет со дня рождения губернатора Лопатина – одного из значимых патриотов нашего региона. Это и 200 лет со дня рождения епископа Смоленского Иоанна Соколова, известного доктора церковного права, учёного XIX века, ученика святителя Филарета, митрополита Московского. Как я уже говорил, этот год – и год столетия со дня основания Смоленского педагогического университета.

Будут в этом году, к сожалению, и трагические даты: 100-летие расстрела священномученника Макария Гнеушева, епископа Вяземского. Этот год в целом проходит под знаменем событий, связанных со столетием убийства царской семьи. Поэтому к теме нашей истории, и особенно лет, связанных с трагическими страницами нашей Отечественной истории, истории Русской Православной Церкви мы будем не раз возвращаться. Событий предстоит много. И уже невозможно представить себе то или иное значимое событие в нашем регионе, в котором не приняла бы участие Русская Православная Церковь. Множество православных верующих, народа Божьего, как мы говорим, всегда неизменно присутствует и активно участвует во всех этих значимых для Смоленщины событиях.

«Быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых»

– Нынешний год знаменателен и для Вас лично: 17 марта 2013 года в Троицком соборе Данилова монастыря города Москвы Вы были возведены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом во епископа Смоленского и Вяземского. То есть, исполнилось ровно пять лет со дня Вашей епископской хиротонии. В чём для Вас, Высокопреосвященнейший Владыка, суть епископского служения, его главная миссия?

– Для меня суть епископского служения, безусловно, заключена в тех словах, которые адресовал в мой адрес в день моей архиерейской хиротонии Святейший Патриарх Кирилл. Суть этого послания, адресованного мне, заключалась в том, чтобы я был, прежде всего, отцом для всех тех клириков и народа, епископом над которыми поставило меня священноначалие Церкви во главе со Святейшим Патриархом. Отцовство это предполагает то, что отец никогда не злоупотребляет своей властью. Он всегда проявляет, прежде всего, любовь к своей пастве. И архиерейские полномочия, которые вручены мне Святой Церковью, должны простираться только лишь на достижение любви и добра. Святейший Патриарх сказал мне в своём слове при вручении архиерейского жезла, что  суть епископского служения состоит в стремлении, по слову святителя Игнатия Брянчанинова – известного иерарха XIX века, «быть епископом своего сердца, принося Христу в жертву помышления и чувствования, освящённые Святым Духом». Кроме этого, Святейший Патриарх Кирилл сказал мне, что суть епископского служения состоит в пламенном слове и в личном примере, которые должны побуждать в пастве желание деятельно свидетельствовать свою любовь к Спасителю. И ещё Святейший Патриарх напутствовал, чтобы я как епископ являл добрый образ окружающим, жил так, чтобы, обращаясь к словесному стаду, мог сказать вслед за святым апостолом Павлом: «Подражайте мне, как я – Христу!». Эти очень важные слова из Священного Писания и из личного опыта нашего Предстоятеля – Святейшего Патриарха Кирилла, адресованные мне, я и стремлюсь каждодневно исполнять.

– Какой главный жизненный урок Вы извлекли для себя из прошедшего пятилетия епископского служения на «земле Патриарха»?

– Спасибо за этот вопрос. Считаю своим долгом сказать, что архиерейское служение – это крестный путь, по слову Святейшего Патриарха Кирилла. Поскольку, как об этом нам напоминает Святой апостол Павел, нелегко «быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых».

Благодарю Вас, Игорь Альбертович, за возможность обратиться к жителям Смоленщины со страниц значимого для нашего региона издания – «Смоленской газеты». Надеюсь, что наш диалог продолжится.

– Благодарю и Вас, глубокоуважаемый Владыка, за этот интересный и, не сомневаюсь, очень полезный для наших читателей разговор. И вместе с нашими читателями надеюсь на его продолжение.

Материал опубликован при грантовой поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».

Игорь Красновский

С Божьей помощью – в новую жизнь. Как смоленские мамы справляются с кризисными ситуациями
От раздачи горячих обедов до президентского гранта

Rambler's Top100