Авто

Городок с приставкой «авто-»

13 марта 2013 года в 12:25
Автогородок в Смоленске появился четыре года назад. Однако в ведение спортивной школы № 2 он перешёл только в 2011 году.

Тогда её сотрудники не имели представления, для чего этот комплекс и как он работает. Ясно было одно: целевая аудитория – ученики общеобразовательных школ.

Смоленск в миниатюре

Из года в год растёт число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Именно с целью изменить печальную статистику был создан в 2009 году в Смоленске специальный комплекс – уменьшенная и обобщённая модель транспортной инфраструктуры города. На огороженной заасфальтированной площадке есть и разметка, и точные мини-копии дорожных знаков. В ноябре прошлого года автогородок пополнился специально оборудованным компьютерным классом.

Вместе с управлением ГИБДД коллектив автогородка выступает организатором различных соревнований, конкурсов и праздников. Однако основная его цель – работа в общеобразовательных школах по профилактике ДТП с участием детей и подростков. Очевидно, что четырёх сотрудников комплекса на 40 городских школ (а иногда поступают заявки из области) мало. Для преподавателей школ здесь проводят семинары.

Тест не прошли

Автогородок регулярно совершает плановые выезды с профилактическими уроками в школы. В рамках занятий проводят тестирование среди учащихся 4-х классов. По итогам теста выявляется «порог безопасности»: образовательное учреждение, в котором четвероклашки правильно выполнили не менее 83,4 процента заданий, порог преодолело. Однако таких школ в городе пока нет.

Но в школе № 5, расположенной в Красном Бору, которая год назад была в числе отстающих, директор назначила учителя, ответственного за эту сферу. Результаты нынешнего тестирования показали: школа вполне может оказаться в числе лидеров.

– В школу приходится ездить детям из разных районов, некоторые ученики живут за семь-восемь километров, – рассказала директор школы Тамара ОЛОВЯННИКОВА. – Конечно, есть автобус, но он охватывает далеко не всю необходимую географию. А ведь обеспечить безопасную дорогу ребёнка к месту обучения – наша обязанность.

Кстати, в каждой школе должен быть «уголок безопасности дорожного движения» с постоянно обновляемой информацией и специально разработанным планом безопасного пути в школу.

Финансовый тормоз

Основной проблемой было и остаётся финансирование. Парадоксально, но у автогородка нет даже своего транспорта. Не просто невозможно доставлять учеников на площадку – сотрудникам не на чем выезжать в школы для проведения профилактических бесед. Это ещё не упоминая нужное мобильное оборудование, лицензионный софт, интерактивные доски, проекторы, видеоматериалы. Какие-то средства автогородок получает от всевозможных конкурсов и грантов. Но этот источник доходов довольно зыбкий: проект нужно разработать, защитить, дождаться решения жюри, затем – перечисления средств...

– Кроме финансовых мы сталкиваемся и с другими трудностями, – говорит заместитель директора ДЮСШ № 2 и начальник автогородка Никита ПАРФЁНОВ. – Сложно внедриться в систему образования, где изначально в учебном плане не предусмотрены часы на изучение правил дорожного движения. А тематических внеурочных занятий недостаточно.

Сейчас специалисты спортивной школы занимаются разработкой плана развития городка до 2016 года. Планируют скорректировать разметку, установить отбойники (чтобы особо активные велосипедисты не вылетали на встречку), новые знаки, информационные стенды. В перспективе станет возможным прохождение студентами практики на площадке автогородка.

– Удивительно, но многие родители очень легкомысленно относятся к тому, что их дети плохо знакомы с правилами безопасного и культурного поведения на дороге, – продолжает Парфёнов. – В тёплое время года площадка работает в режиме свободного посещения. И некоторые родители просто игнорируют разметку, знаки, идут прямо по газону, подавая дурной пример своим же детям. А ведь это такая же проезжая часть, как в любой части города, только чуть меньше. Причём замечания принимают в штыки.

К слову, у этой проблемы нашлось решение: из особо активных посетителей городка сформировали отряд юных инспекторов дорожного движения. Дети сами делают замечания нарушителям. Тогда уже задумываются и взрослые. К сверстникам требования строже: их окружают в кольцо и попросту не дают кататься.

Опыт Новосибирска

Недостижимым пока идеалом является автогородок в Новосибирске. По мнению смоленских специалистов, именно к этому уровню нужно стремиться. Сейчас тяжело сравнивать даже площадки для практических занятий: в Новосибирске она больше и лучше обустроена, выбор транспорта шире, есть собственная машина для расчистки снега, то есть практические занятия проводят круглогодично. Там ежегодно проходят обучение более 17 тысяч детей и подростков. Хорошую прибыль приносят дополнительные услуги: прокат восьми видов вело- и электротранспорта, аттракционы, организация праздников, выезд мобильного автогородка ПДД. По большому счёту, в Смоленске для этого есть почти всё необходимое: специалисты, их желание и энтузиазм. А вот финансовый фундамент ещё не построен.

Инфографика: Сергей МИРОШНИЧЕНКО
Смоленские студенты будут рекламировать «Безопасные дороги»
За сутки из Смоленска вывезли более 2 000 кубометров снега

Другие новости по теме