Полезные советы для родителей смоленских школьников и дошколят
Нередко от современных родителей приходится слышать о том, что дети плохо учатся или вообще не хотят учиться. Что же так пагубно сказывается на познавательной активности у детей и что можно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, «Смоленской газете» рассказала психолог Екатерина Хасанова.
К чему приводит гиперопека?
– Катя, по каким причинам современные дети нередко не хотят учиться или учатся плохо? С чем чаще всего приходится тебе сталкиваться в своей практике?
– В своей работе я встречаюсь с подобными ситуациями довольно часто. Родители приводят ребёнка на занятия с жалобами, что он ничего не хочет, ему неинтересно в школе, кружки и секции посещает без желания. В процессе занятий выясняются причины. Есть несколько самых распространённых. Во-первых, ребёнок слишком много времени проводит за компьютером, с телефоном или планшетом. Игры становятся видом деятельности, который занимает большое пространство в его жизни. Он привыкает к частой смене картинок на экране, и рассказ педагога, учебники и тетради его уже не впечатляют, ему сложно на этом сосредоточиться, потому что в учебнике картинки не мелькают, не сменяются. Ребёнок часто отвлекается даже на минимальные внешние раздражители, с нетерпением ждёт окончания урока и возможности вновь оказаться в комфортной для себя среде – в телефоне или в компьютере.
Ещё одной причиной снижения познавательной активности у детей являются завышенные требования родителей. Ребёнок живет в страхе не оправдать ожидания родителей. В такой ситуации он не может сосредоточиться и спокойно выполнять учебные задачи. Он находится в постоянном нервном напряжении, изо всех сил старается не допустить ошибку, но из-за этого внимание смещается с самих заданий на то, как бы не разочаровать родителей, и в итоге ошибок становится всё больше, а мотивация к обучению всё ниже.
Иногда возникают и такие ситуации, когда ребёнок некомфортно чувствует себя в классе, не смог выстроить взаимоотношения с одноклассниками. И тогда обучение превращается в испытание. Это тоже может вызывать нежелание идти в школу и сказываться на результатах обучения.
Также среди факторов, которые влияют на сложности в обучении, я бы выделила такую распространённую сейчас проблему, как несформированность у детей способности ставить перед собой цели и достигать их. В такой ситуации ребёнку очень сложно организовать свои действия таким образом, чтобы вовремя справиться с учебной задачей, поставленной учителем.
– А почему у детей это не формируется? Каков механизм?
– Чаще всего это происходит из-за гиперопеки. Если у ребёнка не получается ставить перед собой цели, то причины могут заключаться в том, что цели ставят родители. У ребёнка, возможно, есть другая цель, но он никак не может или боится воплотить её в жизнь, потому что никто не интересуется тем, а чего хочет он сам, что ему интересно, и за него давно уже всё решено. Со временем ребёнок просто перестаёт хотеть чего-либо, потому что в этом нет никакого смысла.
Родителям очень важно показать на примере, что без цели получить желаемое невозможно. Чаще всего ребёнку понятен процесс постановки цели, но возникают сложности с достижением. И здесь важен пошаговый план, который он может составить вместе с родителями.
Коллажи для достижения целей
– А можешь привести пример, как это будет выглядеть на практике?
– Если взять изучение иностранного языка учеником начальной школы, важно проговорить с ним, как конкретно звучит его цель, помня о том, что она должна звучать утвердительно, и необходимо обязательно использовать местоимение «Я». Я буду разговаривать на английском языке и общаться с иностранцами. Убедиться в том, что цель относится к ребёнку, а не к другим людям. Например, семья часто ездит в отпуск за границу, и ребёнок действительно заинтересован в общении с местными жителями.
Далее нужно определить, как ребёнок узнает, что достиг своей цели, какие результаты станут свидетельством достижения. Придумать показатель измерения достижений: «Я буду заниматься английским языком по 15 минут три раза в день». Можно предложить ребёнку вести дневник достижений и вносить туда свои успехи. Прописать конечный результат в достижении цели в настоящем времени с указанием всех деталей.
– Всё это звучит как вполне работающая схема, с одной стороны, но как очень уж взрослая история – с другой. Действительно ли это работает с детьми? Применяешь ли ты это в своей практике?
– Я со школьниками эту модель использую. В восемь-девять лет это доступно современным детям. Есть ребята, которые к подростковому возрасту уже начинают пользоваться этой моделью самостоятельно. А с младшими школьниками мы делаем коллажи, где всё это можно проследить наглядно.
Но ещё раз повторюсь, здесь очень важно, чтобы для ребёнка эта цель была действительно значимой, а не мама или учитель её навязали.
– А как этого добиться в условиях школы? Там ведь есть определённая программа, и, по большому счёту, никого не интересует, хочет ребёнок это изучать или нет. Нередкая ведь ситуация, когда ребёнок говорит: «Я вообще собираюсь музыкантом быть – не нужна мне ваша математика». И что делать?
– Действительно в школе этого добиться крайне сложно. Но родителям важно донести до ребёнка, что школьные предметы в таком количестве созданы для того, чтобы каждый ученик смог попробовать всё, чтобы узнать, что ему наиболее интересно, и выбрать из этого многообразия своё. Изучение базовых предметов развивает интеллект и мышление, даёт возможность поступить в желаемое учебное учреждение. А те предметы, которые оказываются для ребёнка более увлекательными, можно изучать расширенно. Здесь его целью может быть научиться учиться и разобраться с тем, к чему у него есть интерес и склонность.
Творчество для достижения успеха
– Хочу вернуться к гаджетам и мультикам. Ты уже касалась того, что это может негативно сказываться на обучении. Вообще, это бич наших дней: родители нередко усаживают ребёнка за всё это, чтобы обеспечить себе свободное время. Как адекватно организовать использование гаджетов и просмотр мультиков?
– На самом деле, влияние гаджетов может быть как позитивным, так и негативным. При их правильном использовании ребёнок будет развиваться гармонично. Но следует помнить о том, что чрезмерное увлечение гаджетами приводит к расстройствам внимания и памяти, нарушениям сна, нервозности ребёнка, проявлениям агрессии, низкой стрессоустойчивости, нарушениям коммуникации, головным болям и ухудшению физического и эмоционального здоровья в целом. Кроме того, для ребёнка очень важно доверительное общение с родителями. А в случаях, когда родители обеспечивают себе за счёт гаджетов свободное время, это общение нарушается, и в дальнейшем ребёнок всё меньше будет в нём нуждаться. Чтобы ребёнок научился адекватному использованию гаджетов, не ставьте под запрет просмотр мультфильмов и компьютерные игры, а обсудите правила, временные рамки и совместно подбирайте игры и мультики, обсуждайте их, делайте выводы. Показывайте на собственном примере правильное использование современных технологий, исключите контакт с гаджетами во время бесед с ребёнком.
С учетом физиологических особенностей детей разного возраста выделены определённые временные рамки использования гаджетов.
Для детей трёх-четырёх лет – не более десяти-пятнадцати минут один-три раза в неделю, в пять-шесть лет – пятнадцать минут один раз в день, в семь-восемь лет– до тридцати минут один раз в день, в девять-десять лет – до тридцати-сорока минут один-три раза в день с учётом выполнения учебных заданий, требующих использования современных технологий.
– А как родителям поступать в моменты, когда по объективным причинам нужно освободить себе время? Ну вот, например, тебе надо варить ребёнку суп, а он без конца зовёт тебя играть. Мне кажется, тут-то среднестатистический родитель и усадит его за мультики или даст гаджет. Как можно по-другому?
– Привлекать ребёнка к совместным занятиям, просить о помощи, говорить, как важна его помощь для семьи. Превратить бытовые действия в игру и обучение. Посчитать, сколько картофелин добавили в суп, рассказать, как изготавливают продукты, давать ребёнку посильные поручения, радоваться совместному результату. Или предложить ребёнку, скажем, нарисовать картину в то время, когда мама занята бытовыми делами. А потом обсудить её, похвалить ребёнка за проявление самостоятельности.
– Ещё одна тема, которую ты затронула, – завышенные требования родителей. А как родителям вообще понять, что они перегибают палку? Чаще всего ведь это звучит как: «Он такой-сякой, плохо учится, плохо себя ведёт – кругом виноват. Я не могу себя с ним вести по-другому. Что, мне его за двойки хвалить?»
– Сейчас довольно много родителей-максималистов, которые хотят, чтобы их ребёнок был лучшим по всем показателям, и предъявляют требования, которые не соответствуют его возрасту, способностям и физическим возможностям. Показателями того, что требования родителей завышенные, является то, что ребёнок начинает лгать, для ребёнка в семье слишком много запретов и правил, и он не может запомнить такое количество, родители не предоставляют права на ошибку, не предлагают выбор, не учитывают старания ребёнка, требуют подчинения даже в элементарных вопросах. Ребёнок, воспитывающийся в подобных условиях, находится в постоянном стрессе, считает себя не таким, растёт неуверенным в своих силах, считает, что его стараний никогда не будет достаточно для достижения результата. И думает о том, что родители его любят только в том случае, когда он хороший и успешно учится.
– Как исправить эту ситуацию?
– В первую очередь не бояться быть неидеальными родителями, уметь признавать свои ошибки и извиняться за них перед своим ребёнком. Пересмотреть отношение к детям и требования к их достижениям, принять их такими, какие они есть, с их особенностями и возможностями. Чаще беседовать с детьми, принимать совместное участие в мероприятиях, интересоваться их увлечениями.
– Катя, что ещё ты порекомендуешь делать родителям для того, чтобы у детей возникало меньше проблем с обучением?
– Развивать у детей наблюдательность, обращать внимание на детали окружающего мира, использовать игры на развитие концентрации внимания: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Лото», «Найди спрятанное слово». Подвижные игры и совместное времяпровождение тоже очень значимы для гармоничного развития ребёнка. И ещё очень советую заниматься с детьми творчеством. В процессе выполнения творческой работы ребёнок сосредоточен, увлечён процессом, старательно идёт к результату, стремится к качественному выполнению работы. При правильном подборе вида творческих занятий мы помогаем ребёнку формировать качества, которые позволят ему стать успешным и счастливым.
Фото: из личного архива Екатерины ХАСАНОВОЙ
Татьяна Борисова