Кто первый встал – того и тапки
Поиск работы – это то, с чем в своей жизни рано или поздно сталкивается каждый из нас. Но как грамотно составить резюме, как подготовиться к собеседованию, как не опускать руки и не раскисать, если не сразу получается найти то, что нужно, как справиться с тревогой, когда идёшь на собеседование, – это вопросы, на которые далеко не у всех есть ответы. Обо всём этом «Смоленской газете» рассказала Марина Жарова, для которой именно подбор персонала для различных организаций является одним из направлений её деятельности как психолога.
Поиск работы – это тоже работа
– Марина, все мы рано или поздно сталкиваемся с такой ситуацией, когда нужно искать работу, но не всегда четко представляем, с какой стороны подступиться к этому делу: кто-то начинает судорожно изучать объявления и хвататься за всё подряд, кто-то у всех знакомых спрашивает, не требуются ли им в организацию сотрудники. Как подойти к делу разумно и выработать наиболее выигрышную стратегию?
– Опытные рекрутеры говорят о том, что поиск работы – это тоже работа, и подходить к этому процессу нужно, во-первых, системно, во-вторых, осознанно. Можно годами ждать работу мечты, ничего при этом не делая, а можно действовать и достаточно быстро получить одно, а то и несколько предложений. Поверьте, работодатели тоже ищут своих сотрудников, и этот процесс не прекращается.
Вот несколько советов для более быстрого и успешного поиска работы. Распишите прямо по пунктам, какую работу вы хотели бы найти: профессиональная область, специализация, уровень позиции, желаемый уровень дохода, удалённость места работы от дома, формат работы – сейчас очень актуальна удалённая работа, и многие компании, которые раньше не очень этого формата придерживались, теперь охотно предлагают такой вариант. Расставьте приоритеты: что для вас особенно важно из всех этих пунктов. Например, для кого-то важно работать в IT-компании, а время, проведённое в дороге до офиса, не принципиально. Или для молодых мамочек, например, важен график, потому что они привязаны к графику работы детского сада. На начальном этапе это будет для вас самый первый важный пункт, от которого можно оттолкнуться. Далее изучайте рынок труда. Вы должны понимать конкурентную среду, спрос со стороны работодателей, средний уровень заработной платы по этой вакансии. Если соискатель видит, что уровень конкуренции в его профессиональной области вышел за пределы нормы, то он должен выгодно выделяться на фоне других кандидатов. То есть, в вас должна быть какая-то изюминка. Следующая важная на первом этапе составляющая – это резюме. Главное в нём – правильная структура, лаконичность, достижения в цифрах и фактах, деловое фото, отсутствие орфографических и стилевых ошибок. Кстати, если соискатель помещает фото в своё резюме, это делает резюме более персонализированным и повышает шансы.
Далее вы выбираете каналы поиска. Чем они разнообразнее, тем выше шансы сократить сроки поиска работы. Рассказывайте друзьям и знакомым о том, что вы ищете работу, можете написать об этом в социальных сетях, размещайте своё резюме на таких сайтах, как hh.ru, superjob.ru, avito.ru и так далее. Кстати, если вы рассматриваете несколько вакансий, то лучше продублировать своё резюме и указать названия вакансий по отдельности. Например, одно резюме – «менеджер по работе с клиентами», а другое – «специалист по технической поддержке».
Следующий ресурс, которым мало кто пользуется, но это тоже важный ресурс – сайты самих компаний. Они публикуют вакансии на корпоративных сайтах в соответствующем разделе. Если кандидат откликается на вакансию именно на сайте – значит, он сделал несколько больше, чем просто разместил где-то своё резюме, и у работодателя повышается интерес к такому кандидату.
Ещё есть такой ресурс, как профессиональные сообщества. Если по вашему профилю существуют сообщества, где проходят встречи специалистов, где люди делятся полезным контентом, не пренебрегайте этим. Укрепляйте свои профессиональные связи, входите в эти круги и заявляйте о себе. Это может пригодиться.
Ну, и никто, конечно же, не отменял биржу труда – это тоже один из инструментов в поиске работы.
Резюме – это ваша визитная карточка
– А если разместил на сайте резюме, а эффекта от этого нет?
– Не сидите и не ждите, что работодатели оценят сильные стороны в вашем резюме и пригласят на собеседование – откликайтесь на вакансии сами. И не отчаивайтесь, если ваше резюме не просматривали какое-то время и вам не поступают предложения – такое бывает. Конверсия здесь следующая: чем больше попыток вы предпримите, тем выше шансы в итоге получить приглашение на долгожданное собеседование. В среднем кандидат тратит на поиски работы от трёх до шести месяцев. Однако, учитывая разность карьерных траекторий, у одних этот процесс может занимать пару недель, а у других – год. Все зависит от того, какую специальность вы ищете, в каком городе (в городе-миллионнике вероятность найти работу гораздо выше). Главное, не надо опускать руки. Помните, что позитивный настрой и вера в себя – это два кита, на которых стоит опираться в любой непонятной ситуации.
– А если человек ищет работу в критической ситуации, когда понятно, что если он срочно ничего не найдет, то через месяц ему не на что будет жить, как действовать в этом случае?
– Если вопрос стоит о срочном заработке денежных средств, то, конечно, можно посмотреть что-то попроще на первый период. Например, если вы IT-шник, и поиск работы в этой области затягивается, но вы умеете работать руками, то начните что-то делать – это лучше, чем не делать ничего. Есть какие-то строительные вакансии, где отрабатываешь определённое время за определённую фиксированную оплату. Найдите что-то, что принесёт вам быстрый доход, где расчёт, например, будет не по месяцам, а по неделям или по дням. Но в то же время продолжайте поиски того места, где бы вы действительно хотели работать, – не останавливайтесь.
– Как вы уже отметили, важным при устройстве на работу является резюме, потому что это первое, что видит рекрутер. Как составить резюме грамотно? Какие ошибки люди склонны допускать? О чём нужно писать обязательно, а чем не следует перегружать свое резюме?
– Да, резюме – это ваша визитная карточка. Что важно? Простые на самом деле вещи. В резюме пишите общепринятое название должности. Например, «коммерческий директор» вместо «руководитель отдела по координации закупок и сбыта». Иногда работодатель тоже ищет своего кандидата, и чем проще, и чем более общепринятым является название должности, тем проще вас найти.
Также я хотела бы обратить внимание на фотографию. Она должна соответствовать всем правилам приличия. Если в ней что-то выходит за рамки, то как бы хорошо вы ни составили своё резюме, вашу кандидатуру не рассмотрит уважающая себя компания. Для девушек я особо подчеркнула бы скромность в плане выделения своих форм, потому что, если активно заострять на этом внимание, вы получите обратную реакцию. Лучше всего подойдёт фото профессиональное, портретное, деловое или просто нейтральное. В резюме указывайте желаемую заработную плату. Это необязательно, но любой работодатель будет этому рад. Универсальный совет – написать сумму на пятнадцать-двадцать процентов больше, чем та, которую вы зарабатываете сейчас. Это даст возможность торговаться без ущерба для собственных интересов. Сверяйте свои ожидания со средней зарплатой по рынку. Завышенный на сорок или более процентов оклад однозначно отпугнёт рекрутера. Исключения есть – это резюме на вакансии топ-менеджеров: зарплаты руководителей рассчитываются в разных компаниях по-разному.
Следующий момент – это опыт работы. Если вы не начинающий специалист, то именно опыт – главная часть резюме. Он должен выглядеть цельным – без длительных перерывов в карьере. Если перерывы были, то они должны иметь объяснение. Что это? Декретный отпуск, занятие бизнесом или что-то ещё. Опыт должен выглядеть стабильным. Если вы меняете место работы чаще раза в год, а бывают и такие кандидаты, которые меняют и каждые три месяца, – это настораживает. Уделите особое внимание последним трём годам работы. Это интересует работодателей в первую очередь. Если компания, в которой вы до этого работали, не известна на рынке, то укажите её род деятельности.
Не копируйте свои обязанности из должностных инструкций: это сразу видно. Выделите наиболее важные и запишите понятным живым языком. Помимо рабочих обязанностей, обязательно расскажите о ваших достижениях, результатах вашей деятельности, но эти результаты должны быть проиллюстрированы цифрами. То есть, если просто сказать: «Я молодец, я хорошо работал, и мы много сделали», – это, скорее, вызовет отторжение. Лучше напишите о конкретных показателях, например, что за первый квартал работы процент прироста продаж по такому-то направлению был таким-то. Здесь вы не распространяете конфиденциальную информацию предыдущего или текущего работодателя, потому что это показатели не в рублях. Также избегайте общих фраз, вроде «я был самым трудолюбивым сотрудником отдела», – это мнение, которое невозможно проверить, поэтому оно не интересно работодателю.
Избегайте банальностей
– А что касается блока образование, что в нём писать? В наши дни, когда всё большую популярность приобретает то, что называется life-long learning (обучение на протяжении всей жизни), некоторые люди могут бесконечно перечислять, какие курсы они закончили.
– Образование – это важно. Но помните, что все образовательные курсы, которые вы указываете в резюме, должны относиться к той вакансии, на которую вы претендуете. Если вы хотите быть специалистом IT-отдела и указываете, что у вас есть сертификат о прохождении курсов по массажу, вы только перегружаете своё резюме лишней информацией.
А вот ключевые навыки в резюме обязательно указывайте. Некоторые соискатели игнорируют этот раздел, но на самом деле зря, потому что рекрутер это смотрит. Но избегайте очевидных вещей: не нужно писать, что вы знаете Microsoft Word или умеете пользоваться электронной почтой. Сейчас это уже само собой разумеется. Если у вас есть какие-то эксклюзивные навыки или вы чему-то обучаетесь, подчеркните это.
Есть ещё такой пункт при составлении резюме – «Обо мне». Часто соискатели путают навыки с личностными качествами и указывают в разделе ключевых навыков что-то вроде ответственности или пунктуальности. Это как раз информация для раздела «Обо мне». Однако советую всё же избегать банальностей и вместо ответственности и пунктуальности писать что-нибудь вроде «добросовестно отношусь к решению задач», «всегда укладываюсь в обещанные сроки». Суть от этого не поменяется, но формулировка привлечет значительно большее внимание.
Заканчивать резюме принято фразой, подтверждающей вашу готовность подъехать на собеседование или выйти на связь.
Когда вы составили резюме, конечно же, проходитесь по тексту, проверяйте ошибки, редактируйте не слишком удачные фразы и так далее.
Да, резюме – это, безусловно, очень важная составляющая. С него всё начинается, но поверьте, опытному рекрутеру достаточно по телефону пообщаться две-три минуты с кандидатом, чтобы понять, с кем он имеет дело. Поэтому будьте кратки, лаконичны и, главное, честны, потому что недостоверная информация может стать пятном на вашей репутации.
Ещё один немаловажный момент – сопроводительное письмо. Сегодня это неотъемлемая часть коммуникаций с потенциальным работодателем.
– Как его грамотно составить?
– Это деловой документ, который должен составляться по всем правилам деловой переписки. Есть немало примеров, когда хорошо составленное письмо сглаживало все недостатки резюме. Ну, и здесь ещё есть такой момент, что если соискатель удосужился написать письмо, уделил время, то он вызывает больше интереса. Какие пункты должны быть в сопроводительном письме? Конечно же, классическое приветствие – простого «здравствуйте» будет достаточно. Далее вам нужно указать, почему вы подходите на данную вакансию. Ваша задача – подчеркнуть соответствие вашего опыта, знаний и навыков требованиям работодателя и ответить на два простых вопроса. Первый – какую пользу компании на этой позиции принесете именно вы? И второй – почему работодатель должен выбрать именно вас? В следующей части сопроводительного письма напишите о том, почему вы хотите работать в этой компании. Избегайте шаблонного ответа: «Работу в вашей компании считаю возможностью для дальнейшего развития». Такие фразы заставляют рекрутера подозревать, что вы копируете одно и то же сопроводительное письмо для разных вакансий. Постарайтесь здесь максимально использовать ту полезную информацию о работодателе, которую вы знаете. И в конце письма поблагодарите за внимание и оставьте контакты.
– Если после всего этого тебя пригласили на собеседование, как к нему подготовиться? Что важно? Многие люди очень много внимания уделяют одежде, внешнему виду, например.
– Первое, что нужно сделать – это узнать максимум информации о той компании, в которую вы идёте на собеседование. Специалисту, который будет вас собеседовать, важно знать, что вы точно понимаете, куда вы пришли, в какую компанию вы желаете устроиться, и что ваши цели и цели компании совпадают. Зачастую на сайтах компаний можно видеть информацию об их миссии и целях. Если вы ненавязчиво это используете в ходе собеседования – это будет вам плюсом.
Обязательно выясняйте у рекрутера, что вам нужно взять с собой. Возможно, потребуются какие-то документы, портфолио, что-то ещё. Здесь будет также уместно уточнить дресс-код. Это абсолютно нормальный, правильный вопрос, не стесняйтесь его задать.
Если вы подойдете к вопросу осознанно и серьёзно, то сможете подготовиться очень хорошо как минимум к первому интервью. Сейчас на этот счёт много информации в Интернете, много литературы. Вы можете даже подготовить ответы на часто задаваемые вопросы. Какую пользу вы можете принести компании? Каким видите своё развитие в компании в ближайшие годы? Какие профессиональные достижения для вас являются наиболее значимыми и яркими и так далее. Кстати, опытный рекрутер, скорее всего, спросит не только о достижениях, но и о промахах. Если у вас были проигрыши, то какие они были, и почему. И если вы ответите, что такого не было, ну, это просто невозможно. Не ошибается только тот, кто не работает. Поэтому нелишним будет вспомнить о своих ошибках и аргументировать их. Следующий важный момент: подготовьте вопросы работодателю. Не только к вам должны быть вопросы, но и у вас должна быть активная позиция, вам должно быть интересно, куда вы пришли. Например, на собеседовании можно узнать о возможностях карьерного роста и обучения, о том, каким образом измеряется работа сотрудников, о корпоративной культуре, о внутренних правилах. Ваши вопросы скажут рекрутеру о вашей заинтересованности и намерениях, поэтому продумывайте их заранее. Ну, и конечно, накануне собеседования позаботьтесь о себе, постарайтесь выспаться, прогуляться или позаниматься спортом. Отвлечься. Не нужно зубрить, читать, заучивать наизусть. Постарайтесь привести себя в порядок и выглядеть отдохнувшим.
Лучше действовать и ошибиться, чем бездействовать
– А как справиться с тревогой? Это же стрессовая ситуация, а надо произвести наилучшее впечатление.
– Волнение – это естественное явление. Когда оно есть, это нормально. Причём вам может казаться, что волнуетесь только вы, а те, кто проводит собеседование, – это какие-то сверхлюди, уверенные и абсолютно спокойные. Но это только иллюзия. На самом деле, рекрутеры тоже волнуются, и чем более ответственная должность, на которую они подбирают кандидата, тем волнения больше. Так что, волнуются все. Не нужно этого бояться. Тем более, если рекрутер опытный, он это увидит и попробует сгладить ситуацию, расслабить человека и сделать обстановку более нейтральной. Но опять-таки это зависит от того, на какую вакансию вы собеседуетесь. Иногда рекрутеры могут проводить и стрессовые интервью, чтобы проверить уровень вашей реакции, если это важно для работы, на которую вы претендуете.
Что может помочь вам справиться с тревогой? Во-первых, разрешите себе принять отказ. Возможность отказа – это самое неприятное в собеседовании, но поверьте, близкие и друзья не станут от этого меньше любить и ценить вас, и мир не перевернётся. И опять же, то, что вы получили отказ, не значит, что вы плохой специалист, просто по мнению конкретного работодателя кто-то из соискателей подошёл на эту конкретную позицию больше, чем вы. Дайте себе эту возможность получения отказа.
Ещё нелишним будет вспомнить о том, что эмоции тесно связаны с телом, и с этим тоже можно работать. Состояние «меня всего трясёт» можно снять, если на самом деле потрясти руками. Перед собеседованием немножко встряхнитесь: представьте, что вы быстро стряхиваете воду с плеч, с локтей, с кистей и вместе с водой стряхиваете напряжение. Если у вас дрожат коленки, то просто удобно сядьте и разомните их. Потемнело в глазах – прикройте их ненадолго, сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Обязательно возьмите с собой на собеседование бутылочку воды, и, если у вас пересохло в горле, сделайте глоток.
Чтобы настроиться на разговор с незнакомцем, используйте ораторское упражнение. Подойдите к зеркалу или к любой другой отражающей поверхности, посмотрите себе в глаза и сделайте десять глубоких вдохов, вдыхайте медленно и не задерживайтесь на выдохе. Сохраняйте внимательный взгляд, это поможет сконцентрироваться и успокоиться. А перед тем, как начать разговор, выдохните, начинайте говорить на выдохе, а не с переполненными легкими. Расслабьте и опустите плечи, это поможет не зажимать голос. Помните о цели разговора: концентрация на своих ощущениях только увеличит панику, поэтому лучше думайте о том, как донести свою мысль собеседнику.
Как я уже говорила, есть классические вопросы. Прорепетируйте ответы на них заранее, так вы будете чувствовать себя увереннее. Плохая презентация – это плохая подготовка. Хорошая презентация или выступление – это хорошая подготовка. Так и на собеседовании.
Но главное, постарайтесь не воспринимать эту встречу как ту, от которой зависит ваша судьба. Не получится здесь – получится в другом месте. Главное, не унывать и быть проактивным в этих вопросах.
– А как при поиске работы не нарваться на мошенников? Такое ведь тоже бывает. На что стоит обращать внимание, от чего сразу отказываться и бежать от этих людей, не оглядываясь?
– Во-первых, не стоит откликаться на вакансии из сомнительных источников. Сейчас уже редко это можно встретить, и, тем не менее, объявления на столбах, на подъездах с обещанием фантастических заработков – это повод задуматься. Обратите внимание на саму вакансию. Часто недобросовестных работодателей можно распознать на этом этапе. Если вам предлагают высокооплачиваемую должность, но при этом опыт работы не требуется, а иногда и образование не нужно – стоит насторожиться. В этом есть обман. Мы все прекрасно понимаем, что за хорошие деньги нужно хорошо работать, и нужно что-то из себя представлять, что-то уметь. Помните о том, что добросовестный работодатель никогда не будет требовать с вас денег при трудоустройстве или при собеседовании ни на проезд, ни на спецодежду, ни в качестве платы за обучение, первого взноса и так далее.
Также выход на работу должен сопровождаться заключением соответствующего договора, даже если предусмотрен испытательный срок. Ну, и последнее – не разглашайте свои личные данные до официального трудоустройства. На собеседовании вас могут попросить заполнить анкету с подробной информацией: от паспортных данных до уровня дохода родственников. Будьте внимательны. Нормальный работодатель так не будет делать. Ну, и, конечно же, всегда внимательно читайте документы, которые вы подписываете, следите, чтобы все условия, оговорённые с работодателем, были чётко прописаны в договоре.
– Марина, давайте резюмируем: для успешного поиска работы какие факторы являются самыми значимыми?
– Первое – это скорость. Вы не должны быть в пассивной позиции. Недостаточно разместить своё резюме на сайте для поиска работы и ждать. Ищите сами, не останавливайтесь, изучайте рынок труда и откликайтесь на вакансии ежедневно. Поймите, что сегодня конкуренция велика, поэтому важно быть в первых рядах. Есть такая поговорка, и она очень актуальна здесь: кто первый встал, того и тапки. Следующий момент – это гибкость. Иногда это становится камнем преткновения, потому что человек не готов меняться, не готов обучаться. В наше время очень важно быть гибким. И третий момент – это отсутствие страха что-то сделать не так. Лучше действовать и ошибиться, чем бездействовать. Занимайте активную позицию, и так вас точно заметят.
Фото: из личного архива Марины Жаровой, pixabay.com
Татьяна Борисова