Культурный код. Подвижники. Игумен Никон (Воробьев)
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Игумен Никон (Воробьев)

19 марта 2024 года в 12:37

«Кто ищет, как угодить Богу, не будет Богом оставлен», — писал одному из своих духовных чад игумен Никон (Воробьёв) — подвижник ХХ века, монах и священнослужитель. К отцу Никону за советом и поддержкой обращались в письмах самые разные люди — и миряне, и священники, и монашествующие. Батюшка отвечал каждому. И признавался, что делает это с большой радостью. Письма игумена Никона (Воробьёва) стали утешением не только для тех, кому были адресованы, но и для многих других людей: сегодня почти все они опубликованы, а значит, возможность прочесть советы и наставления батюшки есть у каждого из нас.

Игумен Никон (Воробьёв) - человек святой жизни, истинный духовный наставник, монах-подвижник, тщательно изучавший наследие святых отцов Церкви и всеми силами стремившийся осуществить их опыт на деле.

В миру Воробьев Николай Николаевич, родился в семье крестьянских тружеников, в Тверской губернии, в селе Микшино, в 1894-м году.

В детстве Николай во многом походил на своих братьев (всего в семье Воробьевых насчитывалось семеро сыновей), хотя и выделялся среди них определенной серьезностью, добротой нрава. Между тем, его последователи считают, что ещё в детстве Бог указал на него как на Своего будущего служителя.

Их село посещал известный в округе юродивый, Ванька. Иногда он останавливался там, играл с детворой. Однажды Ванька подошёл к Николаю и обратился к нему как к монаху. В тот момент мало кто обратил внимание на слова деревенского простачка, однако со временем им суждено было сбыться.

Когда Николай достиг надлежащего возраста, отец своими стараниями устроил его в реальное училище, располагавшееся в Вышнем Волочке.

Здесь Николай проявил себя как ответственный ученик. Благодаря дарованиям и усидчивости ему давались даже самые трудные дисциплины. Он хорошо разбирался в математике, чертил, рисовал, пел, танцевал, играл на альте. За время обучения Николай удостоился нескольких грамот и похвальных листов.

Первоначально родители, по мере сил, оказывали ему материальную поддержку. Но впоследствии, в связи с необходимостью оплачивать обучение братьев, помощь была ограничена. Между тем Николай не отчаивался. Обучение он не забросил. Напротив, после уроков стал примерять на себя роль молодого учителя: помогал отстающим в учебе, тем самым зарабатывал средства на проживание и питание.

Когда в то же училище поступил его брат, Михаил, Николай взял на себя и его содержание. Было трудно: приходилось голодать, а зимой — мёрзнуть, но Николай и не думал отступать от поставленной цели: получить образование и помочь брату.

Несмотря на то, что семья Николая была православной, его вера не имела достаточно твёрдой опоры. Окунувшись в науки, он посчитал, что именно там находится главная истина. Повзрослев, он, как и многие его сверстники, стал искать смысл жизни, и хотел обнаружить его в философии. Случалось, что он покупал интересную книгу на последние деньги, предпочитая её куску хлеба. Со временем Николай достиг в этой области успехов. Иногда с ним советовались даже преподаватели.

В конце концов, взрослея, он всё больше и больше убеждал себя в мысли, что философия не даёт точных ответов на самые важные жизненные вопросы: в чём состоит призвание человека, для чего он живёт, что его ожидает за смертной чертой?

Время окончания реального училища выпало на 1914 год. Разочаровавшись в философии, Николай решил не идти дорогой философа и поступил в Петроградский Психо-Неврологический институт.

Проучившись там всего один год, он пришёл к ещё большему разочарованию и оставил учёбу. В этот период Николай испытал тяжелейшее психологическое потрясение. Его душевный кризис достиг такой глубины, что он думал о суициде.

И вот, вспомнив о Боге, Николай прибегнул к единственно верному решению: взмолился Богу, прося Его открыться. И Бог ответил на эту молитву.

После Откровения в его душе произошёл настоящий нравственный перелом. Его больше не интересовали мирские увлечения. В этот период он предался молитвам, внимательному, вдумчивому чтению Евангелия и произведений святых отцов.

В 1917 году Николай поступил в Московскую духовную академию. Но в связи с революционными событиями и последующими политическими изменениями в стране обучение в академии продлилось недолго.

В 1931 году, в Минске, Николай принял монашеский постриг и новое имя — Никон. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а на следующий год в иеромонаха.

Ревностное отношение к Богу и непримиримое отношение к антицерковной политике государственной власти привлекли внимание со стороны карательных органов. В 1933 отец Никон был арестован, осужден и отправлен в Сибирь. На свободу он вышел только в 1937 году.

Возвратившись из лагеря, поселился в Вышнем Волочке и устроился работать, в качестве прислуги, в доме врача. Здесь ему пришлось пройти ещё одну ступень кротости. Дело в том, что супруга врача, и её сестра, Елена Ефимовна, были твердыми атеистками; и позволяли себе грубые высказывания в адрес верующих. Однако со временем, сам образ его праведной жизни убедил сестёр оставить веру в безбожие и принять веру во Христа.

После начала Великой Отечественной войны, с открытием храмов, отец Никон приступил к священнослужению. В 1944 году Калужский епископ Василий посвятил его в настоятеля Благовещенского храма, в городе Козельске. Здесь отец Никон прослужил вплоть до 1948 года. В этот период он предавался суровым аскетическим подвигам, много проповедовал.

В 1948 году отец Никон был определен в город Белев, потом — в Ефремов, затем — в Смоленск. Оттуда его направили в Гжатск, вверив под руководство достаточно бедный, слабо организованный приход. Все его личное имущество состояло из простенькой одежды и нескольких алюминиевых приборов. Сам он относился к этому спокойно, полагая, что излишнее «богатство» препятствует монаху воспарять духом.

Надлежащую строгость проявлял отец Никон и в отношении богослужений. Служил он просто, без вычурности, этого же требовал и от других. Особо внимание батюшки было направлено на то, как и в чём каются прихожане. Он решительно выступал против формального отношения к Таинству Исповеди. В этом отношении он не раз порицал даже (некоторых) священнослужителей, утверждая, что Таинство Покаяния подменяется ими обрядом «разрешения от грехов».

Проявляя уместную, справедливую требовательность в отношении подчиненных, он был строг и в отношении себя самого. Ложился поздно, вставал рано. В свободное время молился, занимался физическим трудом (в частности — ухаживанием за садом), много читал. Несмотря на болезненное состояние, связанное с лагерным прошлым, он не позволял оказывать ему личные услуги по дому или хозяйству, старался всё делать сам.

В 1956 году отец Никон был удостоен звания игумена.

В конце 1962 года его здоровье серьёзно ухудшилось. В последующее время он всё больше и больше слабел, стал быстро утомляться. В этот период жизни его пищу составляло молоко и ягоды, иногда — белый хлеб.

На свою болезнь отец Никон не жаловался и до конца своих дней сохранял спокойствие духа.

Отец Никон почил 7 сентября 1963 года

Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Юрий Алексеевич Гагарин
Культурный код. Подвижники. Александр Романович Беляев

Другие новости по теме