Древняя обитель у Смоленской крепостной стены
Место притяжения

Древняя обитель у Смоленской крепостной стены

27 сентября 2023 года в 11:01

Первой точкой в поездках команды проекта «Культурный код. Смоленск. 102.7 FM» по местам притяжения Смоленской области стала одна из самых известных обителей, расположенных на территории нашего региона, – Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь. Рассказывая о нём, мы упоминали, что центры монашеской жизни появлялись не только в глухих местах, где подвижники искали уединения для молитв, но и в крупных, тем более по меркам древности, городах.

Смоленск, который уже при своём первом упоминании в летописях характеризовался как «град велик и мног людьми», на рубеже XII–XIII веков входил в число городов Древней Руси, где монастырская жизнь развивалась особенно активно. Именно в это время в нашем городе появилась обитель, о которой и пойдёт речь в сегодняшнем материале, – Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь.

Первый настоятель монастыря

История большинства монастырей, как правило, начинается с выдающейся личности – основателя или первого настоятеля обители. Так было и с Авраамиевским монастырём, датой основания которого считается 1206 год, хотя, как рассказал наместник обители игумен Николай (Золотов), в некоторых источниках встречаются даты вплоть до 20-х годов XIII века.

Это название уже второе в истории монастыря: первая обитель получила наименование в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы – этот праздник отмечается и в наши дни, 15 июля. Её настоятелем стал преподобный Авраамий Смоленский, но прежде, чем возглавить монастырь, ему пришлось пройти через клевету и гонения, запрещение в служении и проповеди.

Точные даты рождения и смерти преподобного неизвестны, однако мы знаем, что он получил хорошее образование, а значит, родился в обеспеченной семье. Его служение началось под Смоленском – в монастыре, который, согласно различным источникам, располагался в районе современного посёлка Богородицкое. Эта обитель в то время была известна своей библиотекой и образованными монахами. Попав туда, преподобный Авраамий превосходит в учении многих насельников и настоятеля обители, о чём свидетельствует сам игумен Кирилл, говорит отец Николай. В это же время Авраамий находит главную цель своего служения – дело проповеди. Чтобы услышать его, в монастырь приходили многие смоляне, искавшие знания о христианской вере.

«Книг мало, образованных людей, умеющих читать, мало, и живое слово проповеди является основным источником знания о христианской вере. Поэтому для многих людей, желающих искренне верить в Бога и знать Священное Писание, образованные люди, знающие Библию, являются очень ценной находкой, и они стремятся к ним», – поясняет игумен Николай.

Любовь смолян к преподобному у многих, вероятно и высокопоставленных, горожан начала вызывать зависть, епископ Смоленский Игнатий стал получать жалобы на Авраамия, в которых его обвиняли в неправильном учении. Вызвав его на суд, никакой ереси в учении преподобного епископ не нашёл, но под давлением жалоб был вынужден отправить его в другой монастырь. Но и в нём история повторилась. Люди толпами шли, чтобы услышать преподобного, и снова епископ Игнатий стал получать жалобы. Результатом второго суда стал запрет преподобному Авраамию в служении и проповеди.

«Преподобный пребывает в затворе: молится, читает, но не имеет возможности общаться с людьми и служить. И Господь наказывает смоленскую землю засухой», – говорит наместник обители.

Сколько длилась засуха, неизвестно. Закончилась она, когда пономарю Свирской церкви явился Господь и сказал, что благодать вернётся к городу, когда будет восстановлено честное имя преподобного. Епископ Игнатий призвал к себе Авраамия и попросил у него прощения и за себя, и за горожан. Преподобный Авраамий вознёс молитвы к Богу, и в Смоленске пошёл дождь. Епископ же решил построить монастырь в черте города, рядом со своими покоями, – именно эту обитель и возглавил преподобный Авраамий. Особой её чертой стала деятельность монахов – проповедь и переписывание книг, а главным требованием первого настоятеля монастыря к обители было не количество монахов, а их образованность. Этот завет преподобного Авраамия выполнялся несколько веков.

Утраты и расцветы обители

О жизни монастыря в последующие столетия известно немного. Он был центром культурной жизни и был известен как Богородичный Ризположенский мужской монастырь. Это название обитель носила до того, как на Макарьевском соборе 1549 года преподобный Авраамий Смоленский был канонизирован к общецерковному почитанию, став первым смоленским святым. Отметим, как местночтимый святой был канонизирован его ученик – преподобный Ефрем Смоленский.

Спустя полвека после этого события жизнь Авраамиевского монастыря впервые полностью изменилась. Осада Смоленска, бои, в которых участвовали монахи обители, стоявшей возле крепостной стены, захват города поляками привели к запустению монастыря. Сам он, судя по всему, был практически разрушен, однако стал доминиканским, а в 1634 году был закрыт. Но далеко не это стало самой тяжёлой утратой, случившейся за всю историю обители: после взятия Смоленска польскими войсками были утрачены мощи преподобного Авраамия и его ученика преподобного Ефрема. Мощи святых находились рядом, в двух раках, рассказывает наместник Авраамиева монастыря игумен Николай:

«Эти мощи, по свидетельству, были нетленными, и каждый год в праздник преподобного Авраамия Господь совершал чудо: колодец, находившийся рядом с мощами, сам собой наполнялся водой».

Никаких записей о том, что произошло с мощами, не сохранилось. Но у братии современного монастыря есть надежда, что монахи успели спрятать мощи преподобных отцов где-то на территории обители. А это значит, что может случиться чудо и, как Болдинский, Авраамиев монастырь обретёт мощи своего первого настоятеля.

Жизнь обители начала возрождаться после возвращения Смоленска в состав России, когда по распоряжению царя Алексея Михайловича монастырь был восстановлен с именем Авраамиева. Постепенно обитель начала возвращать себе статус духовно-просветительского центра, особенно укрепившийся после того, как здесь разместили основанную в 1728 году Смоленскую духовную семинарию. Её ректором был архимандрит монастыря, на территории которого построили несколько корпусов – в них открылись учебные классы и библиотека.

В середине XVIII века в обители началось строительство главного храма – Спасо-Преображенского. Двухэтажное здание строилось на средства, пожертвованные смоленским купцом Борисом Пискарёвым. К концу столетия вокруг монастыря возвели каменную стену, главные ворота которой оформили в стиле барокко, с трёхглавым завершением.

Мирная жизнь монастыря снова длилась не так долго, как того хотелось бы братии, как, впрочем, и всем горожанам того времени. После захвата Смоленска армией Наполеона французы устроили в обители хлебный магазин и лазарет. Впрочем, основные постройки монастыря не пострадали, и после Отечественной войны он снова начал возрождаться. О событиях 1812 года насельникам и всем смолянам напоминает пушечное ядро, застрявшее в восточной, алтарной стене Спасо-Преображенского храма.

Своего расцвета, рассказывает игумен Николай, обитель достигла на рубеже XIX–XX веков, когда она занимала достаточно большую территорию – вплоть до современной улицы Реввоенсовета. Но и этот расцвет был прерван – на этот раз, казалось бы, навсегда. После революции 1917 года монастырь был закрыт, на его территории был создан концентрационный лагерь, настоятель и братия обители репрессированы. В это время из Спасо-Преображенского храма исчез иконостас, который, по некоторым свидетельствам, отличался богатством убранства.

В дальнейшем вся территория монастыря и его постройки использовались, как было принято в то время, в «хозяйственных целях»: в храме размещалось книгохранилище областной библиотеки, в части построек – больница, некоторые здания стали жилыми домами. Таковыми они, к слову, остаются и в наше время.

Начало возрождения

Всё, о чём рассказано выше, – история обители, отчасти уже далёкая, отчасти та, которую помнят многие из нынешних жителей Смоленска. Возрождение духовной жизни в монастыре началось не так давно, в 2000 году, и проходило в несколько этапов.

Первым настоятелем Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря стал игумен Аркадий (Недосеков), до своего назначения в обитель руководивший строительством храма в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских (архимандрит Аркадий скончался 11 июня 2018 года. – Прим. авт.). Работа предстояла сложная: помимо того, что обитель была занята перечисленными выше учреждениями, её постройки находились практически в ужасающем состоянии. По оценкам БТИ, как рассказывал архимандрит Аркадий, уровень изношенности здания Спасо-Преображенского собора достигал 70%.

Книгохранилище библиотеки переезжало из монастыря постепенно, и первую службу в нижней церкви собора (о его архитектуре мы расскажем ниже) провели 16 ноября 2008 года. Освятил престол и совершил литургию митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Отметим, к этому дню на куполах собора уже три года стояли кресты.

Восстановлению монастыря немало способствовал 1150-летний юбилей Смоленска, который отмечался в 2013 году. К этой дате было построено новое здание для медицинского учреждения, занимавшего братский и настоятельский корпуса, в главном храме и братском корпусе провели масштабную реставрацию. В 2013 году обитель была окончательно передана Русской Православной Церкви, и теперь в монастырский комплекс помимо главного собора, монашеского и настоятельского корпусов входят две башни Смоленской крепостной стены – Заалтарная и Авраамиевские ворота, а также прясла между ними.

Сейчас обитель живёт полной жизнью, к рассказу о которой мы и переходим.

Храм – Дом Божий на земле

Как уже упоминалось выше, Спасо-Преображенский собор – двухэтажный, и это объясняет несколько его особенностей. Например, в нём размещаются сразу два храма – верхний и нижний, каждый из которых носит разные наименования. Верхний храм – во имя Преображения Господня, нижний – в честь преподобного Авраамия Смоленского.

Верхний храм, рассказал игумен Николай, уже при строительстве собора возводился как летний, и сейчас службы в нём тоже проводятся в это время года – прогреть его зимой до комфортной температуры очень сложно.

«Нужно, видимо, полностью переделывать систему (вентиляции. – Прим. авт.), но в этом пока нет необходимости: приход у нас не очень большой, и нам вполне хватает нижнего храма – он немного меньше за счёт толщины стен», – говорит наместник обители.

К нижнему храму мы ещё вернёмся, а пока расскажем о некоторых особенностях собора в целом и церкви в честь Преображения Господня в частности. Она находится на втором этаже, попасть в неё можно только по лестницам, и это – отсылка к значению храма в христианстве.

«Символическое значение храма – Дом Божий, и ещё одно значение – Небо на земле, поэтому храмы всегда строились на возвышенном месте, и сами они были высокими, и ступени к храму вели человека вверх, – говорит игумен Николай. – Когда человек поднимается по высоким лестницам, он совершает труд, чтобы подняться в храм, чтобы на богослужении оставить свои мирские мысли, отрешиться от всего земного и бытового, возвысить своё сердце, возвысить свой ум до горнего».

Но и поднявшись по высоким ступеням внешней лестницы к храму, человек, пришедший на службу, окажется в притворе церкви – перед ещё одной лестницей из двенадцати ступеней. И это – тоже символ, подчёркивает наместник монастыря:

«Двенадцать ступеней было и в древнем ветхозаветном храме Соломона. Есть традиция, восходя в храм, петь псалмы на каждой ступени, и, видимо, по этой древней традиции здесь и сохранилась эта архитектурная особенность».

Церковь в честь Преображения Господня отличается особенной акустикой, в чём есть заслуга и строителей собора, и реставраторов, сохранивших труды наших предков.

«Хорошая акустика облегчает служение и для священника, и для хора, который для лучшего распространения звука располагается на балконе. На ранних литургиях, в праздничные дни у нас поёт братский хор – малым составом, один-два человека, и этого вполне хватает для того, чтобы звук доносился до всех прихожан, находящихся в храме», – рассказал игумен Николай.

Отметим, стены Спасо-Преображенского храма – белые, не покрыты росписями, и это делает верхний храм собора светлым даже в самые пасмурные дни.

О святынях, иконах и традициях

Нижний храм – в честь преподобного Авраамия Смоленского – значительно отличается от верхнего: начиная даже с того, что он отапливаемый, и система отопления, считает отец Николай, здесь могла действовать уже с момента постройки собора. Объём и устройство храма действительно говорят о такой возможности, а в наши дни церковь отапливается газовыми котлами. Поэтому службы здесь проводятся в любое время года.

В нижнем храме находится и большинство святынь Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря, и иконы, о которых нужно рассказать отдельно, поскольку они уже дали начало как минимум одной, но очень важной традиции.

Так, в левой части храма, рядом с иконостасом, находятся мощи святителя Симеона – первого епископа Смоленского после освобождения нашей земли от власти поляков. Игумен Николай, рассказывая нам о раке с частицей мощей, отметил: ко всем святым обращаются с просьбой о том, чтобы Господь укрепил человека в вере, помог ему выполнить Его Заповеди. Но есть и бытовой, как говорится, аспект.

«Наши прихожане свидетельствуют, что те, кто прикладывается к мощам святителя, исцеляются от головной боли», – говорит наместник монастыря.

На одной из икон написана и сама обитель: вокруг неё стоят преподобный Ефрем, ученик Авраамия Смоленского, написавший его Житие, и святитель Игнатий Смоленский, запрещавший преподобного в служении и возвращавший его к нему. Он тоже причислен к лику святых, и его часто изображают на иконах вместе с преподобным Авраамием. На иконе, о которой идёт речь, перед Авраамиевым монастырём написаны крепостная стена и Днепр. Река, как известно, течёт в другой части города, но игумен Николай пояснил нам, почему она изображена именно здесь. Причина – в символизме, который несут в себе иконы: изображение объектов может не совпадать с их действительным положением в пространстве и времени.

«Есть сюжеты, когда на иконе сохраняется историчность, но, в принципе, она не имеет значения, поскольку икона – это окно в горний мир. Это символ, и на ней могут одновременно происходить события, которые на самом деле разделены годами и тысячелетиями», – рассказал наместник монастыря, приведя в качестве примера иконографию Рождества Христова, когда к родившемуся в пещере Младенцу приходят пастухи и волхвы.

Есть в иконостасе и икона в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах – в честь этого праздника, напомним, получил своё первое наименование Авраамиевский монастырь.

Ещё одна икона, о которой стоит рассказать отдельно, – образ Божией Матери «Всецарица». Уже несколько лет в монастыре существует традиция совершать перед ней молебны о болящих. На эти службы всегда приходят пациенты расположенного недалеко от обители онкологического диспансера.

«Эти молебны совершаются каждое воскресенье после вечернего богослужения – в то время, когда у больных заканчиваются все процедуры и у них есть свободное время», – рассказал игумен Николай.

Говоря об Авраамиевом монастыре, конечно, нужно сказать и несколько слов об иконах, где изображён сам преподобный Авраамий Смоленский. Их в соборе несколько – и в верхнем, и в нижнем храмах, причём написаны образы по-разному.

На одной иконе преподобный предстаёт перед нами в полном богослужебном облачении священника, архимандрита, причём это облачение полностью соответствует времени, когда служил Авраамий. На нём низкая фелонь (верхнее богослужебное облачение) и митра (головной убор), более похожая на традиционный русский шлем или княжескую шапку. Этот образ находится в верхнем храме, а на иконе в нижнем храме преподобный Авраамий написан уже в соответствии с принятыми канонами, которые определяют облик святого для всех иконописцев.

Особое послушание наместника

Завершая рассказ о Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре, отметим ещё один важный момент. Здесь, как и во многих приходах, действует воскресная школа для детей. Она небольшая, но тем не менее маленькие прихожане обучаются в ней Закону Божьему, а мальчики, кроме того, помогают в алтаре во время богослужений.

А ещё в монастыре работают с глухими людьми, причём основные заботы о них берёт на себя сам игумен Николай.

«Семь или восемь лет назад, ещё когда я служил в храме в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских, началось моё особое послушание – работать с глухими. А когда меня перевели в монастырь, то и моя группа глухих прихожан перешла со мной», – рассказывает наместник обители.

Для этих прихожан на язык жестов переводят воскресные богослужения, с переводчиком же проводятся и занятия с ними. Они, в свою очередь, активно участвуют в благоукрашении монастыря. Практически все клумбы, отмечает игумен Николай, разбиты их руками. А как же в случае с ними обстоят дела с тайной исповеди? На этот вопрос наместник обители ответил просто:

«Я учился жестовому языку и исповедую их без переводчика».

***

Возрождённая обитель живёт своей жизнью. Насельники и помогающие им миряне трудятся на небольшом монастырском огороде, землю для которого сюда привозили специально, занимаются ремонтом корпусов, ожидая реставрации игуменского корпуса и передачи монастырю двух ныне жилых домов. Но это, признаётся игумен Николай, скорее всего, дело достаточно далёкого будущего, ведь квартиры в них приватизированы, а расселение домов, даже с учётом их износа, запланировано на 30-е годы нашего века.

Пока же в Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре, находящемся на пересечении улиц Жукова и Тимирязева, ждут новых прихожан и тех, кто готов оказать посильную помощь обители. Путь к ней и к Богу всем, кто Его ищет, указывает сам преподобный Авраамий Смоленский – скульптура подвижника установлена перед воротами монастыря.

Фото: Николай ДЕМЕНТЬЕВ, Алексей МАТВЕЕВ, из архива монастыря, prokudin-gorskiy.ru

Прослушать радиоверсию программы о Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре можно, отсканировав приложенный в конце публикации QR-код, либо из браузера


Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Алексей Матвеев

Шесть героев-минёров, Микулинская «Одигитрия» и Параскева Пятница
Памяти павших за веру, народ и Отечество

Другие новости по теме