«Проектор»: путь в науку для особенных детей
Новости

«Проектор»: путь в науку для особенных детей

15 июля 2023 года в 09:55

В начале нового учебного года в Смоленской области стартует проект Центра развития социальных и просветительских инициатив, получивший название «Проектор 2.0: путь в науку детей с ОВЗ и инвалидностью». Организаторы и наставники инициативы поделились с нашей редакцией впечатлениями о первом сезоне «Проектора» и рассказали о планах на второй.

О зарождении идеи

Авторами идеи являются известные смоленские педагоги Ирина ЛАВРИНОВА и Анастасия ТРИФОНОВА. Более 13 лет девушки работают в Центре образования для детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска.

– Идея развития исследовательского потенциала, проектных компетенций возникла очень давно, – рассказывает Ирина Лавринова. – В 2016 году мы проводили конкурс исследовательских работ на базе нашего центра. Это направление называлось довольно стандартно – «Неделя науки». Мы видели позитивный отклик и от учителей, и от детей. Старшеклассникам было очень интересно погрузиться в эту нишу и попробовать себя в роли исследователя. Проект расширился до областного Дня науки и проходил три года. В нём начали принимать участие уже не только дети с ОВЗ и инвалидностью. На тот момент нам стало очень сложно организовать подобные мероприятия, и реализацию идеи пришлось приостановить.

– Когда мы занялись проектной деятельностью почти профессионально, – добавляет Анастасия Трифонова, – мы решили, что это начинание не должно пропасть, потому что творческие навыки у ребят с ОВЗ и инвалидностью развивают в нашем регионе довольно неплохо: существуют и другие организации, которые проводят конкурсы и фестивали. А что касается развития исследовательского потенциала, тут дело обстоит похуже. На уровне школ, города, области проводятся дни науки, научные конкурсы, но для многих особенных детей принять участие в них практически невозможно: существуют транспортные ограничения, двигательные ограничения…

– У нас был не очень хороший пример, – подтверждает Ирина Лавринова. – С моей ученицей мы попали в финал престижного конкурса в Москве. Мы были готовы посетить очную защиту и очное продолжение конкурса, но принимающая сторона оказалась не готова создать условия для того, чтобы девочка-колясочница выступила и защитила свой проект. Было очень печально, и мы с Анастасией хотели, чтобы по крайней мере в нашем регионе дети-инвалиды смогли показывать общественности свой интеллектуальный и исследовательский потенциал. Так появился конкурс «Проектор».

Проектор 1:0

Первый сезон «Проектора» успешно прошёл в 2022 году при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

В рамках этой образовательной инициативы дети с ОВЗ и инвалидностью получили возможность поддержки и компетентного сопровождения профессионалов в области научной деятельности. Школьники попробовали себя в роли исследователей.

Частью этого комплекса мероприятий был конкурс проектов, которые создавались самими детьми. Здесь ребята смогли проявить свои сформированные навыки.

Экспертами в проекте выступили преподаватели Смоленского государственного университета, центра цифрового образования «IT-Куб» и общественные деятели региона. Компетентные специалисты смогли не только оценить работу, но и подсказать дальнейшие траектории развития и проектной, и профессиональной деятельности подростков с ОВЗ.

– Такое мероприятие – это возможность для детей с ОВЗ стать заметными, – считает Анастасия Трифонова. – Ведь они всё-таки существуют в определённом информационном вакууме. А тут они могут во всеуслышание сказать: «Посмотрите, что я умею!» И это классно!

– У детей с особенностями слуха есть и в интернете, и в соцсетях свой сегмент. Они так же, как и обыкновенные ребята, смотрят рилсы или группы во «ВКонтакте». Но это тоже, как правило, группы, созданные людьми с нарушениями слуха, где всё общение идет через жестовый язык. Благодаря нашему проекту у ребят происходит расширение сегмента, взаимодействие с социумом. Теперь обратную связь они уже получают не только от людей своего круга общения, но и от совершенно разных детей и взрослых, и даже от представителей власти. Это такое признание, – рассказывает Ирина Лавринова.

– Публичное выступление волнительно для всех – и для обычных людей, и для людей с особенностями здоровья. Для каждого ребёнка с ОВЗ даже непрофессиональная работа, размещённая на всеобщее обозрение и оценённая, – это уже победа, – добавляет Анастасия. – А если это публичное выступление – это большая работа и над страхом, и над стеснением, и над преодолением каких-то своих комплексов. Это целая череда побед. Детям с ОВЗ вдвойне страшно. После таких вызовов ребята становятся известнее, увереннее. И социальный эффект от нашего проекта получается очень большим.

В первом сезоне «Проектора» приняли участие 38 ребят. Благодаря выделенным средствам стало возможным проведение динамичной и яркой церемонии награждения победителей, которая состоялась в Информационном центре по атомной энергии в Смоленском государственном университете. Все участники получили подарки, которые помогут им развивать исследовательский потенциал и создавать новые проекты.

О системности

– Важно, чтобы подобные инициативы не были разовыми, – отмечают организаторы. – Как мы видим, многие проекты, поддержанные в том числе Фондом президентских грантов, проводятся, красиво закрываются и забываются. И ребята нашего Центра образования участвовали в ряде подобных конкурсов. Мы считаем, что очень важно, чтобы проекты проводились каждый год. Системность важна как для школьного обучения, так и для развития каких-то мягких навыков, творческих навыков у детей во время участия в фестивалях и конкурсах. «Проектор» задумывался как ежегодное мероприятие. И здесь можно всё. Но это «всё» мы ограничили четырьмя направлениями: гуманитарные науки, точные, естественные и общественные. Эти направления позволяют охватить весь школьный спектр. Во втором сезоне мы добавим ещё социальное направление.

Слово экспертам

Первый «Проектор», несмотря на небольшое количество участников, прошёл очень ярко и оставил глубокие впечатления не только у детей, но и у членов жюри.

– Меня очень заинтересовал формат и возможность взаимодействия с ребятами, – рассказывает Тамара ВАТЛИНА, доцент кафедры географии Смоленского госуниверситета, кандидат географических наук. – Сама система работы была налажена таким образом, что можно было пообщаться с участником, ответить на вопросы. Безусловно, понравился размах довольно сложных для проработки тем – от домашних животных до оценки состояния здоровья людей в регионе. Но, конечно, особенно выигрышно выглядели темы, в которых была какая-то практическая оставляющая, сделанная ребятами. Чувствуется, что дети сами с большим интересом включились в работу. И, конечно, было очень радостно видеть их улыбки, подбодрить их, поздравить с успехом, которого они достигли. Не могу не отметить вклад педагогов, которые направляли своих ребят. Чувствовалось такое тонкое взаимодействие.

– Вначале ты оцениваешь всё скептически. Ведь довольно часто преподаватели присутствуют на школьных и студенческих научных конференциях, – делится впечатлениями Ксения ВЫСОКОВИЧ, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Смоленского госуниверситета. – Но особенностью этого проекта был очень разный возраст участников и широкий выбор тем: в моём направлении школьники охватили и образ маленького человека, и язык электронных сообщений, и даже ономастику.

Ксения Высокович отмечает, что сложнее всего было оценить подачу материала:

– У ребят разные заболевания, и, соответственно, у кого-то с речью всё хорошо, у кого-то хуже, а кому-то каждое слово даётся с таким трудом. И ты не можешь снять баллы за речь, потому что понимаешь, что один ребёнок вложил в это выступление намного больше, чем другой. Ты начинаешь ставить оценки и постоянно возвращаешься к предыдущим работам, сравниваешь, а кто был всё-таки лучше.

– Финальное мероприятие оказало на меня сильное впечатление, – продолжает Ксения. – Уже были не видеоролики, а выступления детей вживую. И это совершенно другое. Я смотрела и восхищалась… Как они выступали на сцене, как они говорили, как они друг с другом взаимодействовали! Ты смотришь и думаешь: «А кто я вообще такой, чтобы их судить, чтобы оценивать их работы? Что я им могу дать?»

О маленьких и больших победах

– Меня больше всего впечатлил проект девочки, у которой я была ментором, – рассказывает Ирина Лавринова. – Исследование было посвящено смоленским усадьбам. Однако особенности здоровья ребёнка не позволяли сделать качественную аудиозапись презентации проекта. И поэтому она научилась не только представлять и оформлять результаты своей работы, но и пользоваться программами, которые позволяют синтезировать речь. И у неё получилась полноценная защита проекта с полноценной презентацией, с выступлением, где начало она проговаривала сама, а дальше по её сценарию работала программа синтеза речи. Это было потрясающе! Мне кажется, это была самая большая победа.

А самым младшим участником конкурса, по словам организаторов, стала четвероклассница. Она очень мечтала о собачке, но родители ей не разрешали заводить домашнее животное. В «Проекторе» девочка представила исследование об особенностях разных пород собак и уходе за ними. Девочка не выиграла конкурс. Но победа ребёнка была в том, что родители всё-таки купили ей собаку.

– Очень здорово было получить фотографию счастливого ребёнка с новым другом.

Проектор 2:0

В сентябре благодаря финансовой поддержке департамента Смоленской области по внутренней политике и Фонда президентских грантов начнёт свою работу второй сезон «Проектора».

Ирина Лавринова и Анастасия Трифонова отмечают, что всю информацию о научной конференции для особенных детей можно будет получить на сайте smolkonkurs.ru. Там будет появляться информация о мероприятиях и экспертах. Проект начнётся в первой четверти и закончится к середине декабря.

– Объявления о номинациях, сроках приёма работ, о сотрудничестве с наставниками – всё будет на наших электронных ресурсах, – подчёркивают педагоги. – И мы рады будем видеть новых участников. Ведь главная задумка нашей инициативы – это чтобы все особые ребята, кому это нужно, могли найти себя не только в творчестве, но и в исследовательской деятельности.

Фото: Светлана САФРОНОВА, из архива героев

Александра КОВАЛЁВА

Стартовала ежегодная всероссийская акция «Собери ребёнка в школу»
На Краснолиманском направлении расчет орудия Д-20 точным выстрелом уничтожил БМП противника