Мелодия для четырёх саксофонов

Фото: © из архива Российского квартета саксофонистов

Культура

Мелодия для четырёх саксофонов

21 мая 2023 года в 08:20

Совсем скоро в Смоленске стартует 65-й музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. В числе его участников – Российский квартет саксофонистов, который 28 мая даст сразу два концерта на сцене филармонии: в 15 и 19 часов. Этот коллектив давно знаком смоленской публике. Более того – любим ею, так что аншлаги на его концертах вполне закономерны. И любовь эта взаимна, в чём признались все четверо саксофонистов во время нашей беседы в рамках прошлогоднего фестиваля имени М.И. Глинки.

Менуэт в подарок

– Судя по реакции зала, концерт удался…

– Да, и мы очень рады, что опять был аншлаг. Смоленск в очередной раз поразил нас своей приветливостью и гостеприимством. Мы всегда приезжаем сюда с большим удовольствием. Я сегодня подсчитал, и получилось, что начиная с 2017 года это наш пятый творческий визит сюда…

– …Но первый в рамках фестиваля имени Глинки?

– Да, на фестивале мы сегодня дебютировали. И получили огромное удовольствие от того, что привезли сюда ту программу, которую редко можем позволить себе исполнять. К сожалению, далеко не везде такие замечательные по акустике залы, как в Смоленской филармонии. Поэтому это одна из наших любимых площадок, куда ходит наша любимая публика.

– Прозвучавшее сегодня произведение Глинки давно в вашем репертуаре?

– Нет, мы подготовили его специально к этому выступлению. Это менуэт из фа-мажорного струнного квартета в переложении нашего коллеги Ильи Богомола. И сегодня первое исполнение этого сочинения в составе четырёх саксофонов.

– Мы долго думали, что же сыграть из музыки Глинки. Вначале хотели взять увертюру к опере «Руслан и Людмила», даже ноты нашли. Но что-то нам не понравилось – всё-таки ужать оркестр до квартета очень сложно. Я решил поинтересоваться, есть ли у Михаила Ивановича квартеты. И нашёл фа-мажорный концерт. Прослушал его весь. Менуэт мне очень понравился, и я взялся за переложение. Получилось очень быстро: в четыре часа проснулся, а к семи утра партитура уже была готова.

В новой интерпретации

– А как вы вообще относитесь к экспериментам? К исполнению музыки, которую не часто услышишь?

– У нас был опыт игры духовной музыки. Что, во-первых, крайне редко исполняется вне храмов. А во-вторых, ещё реже звучит в составе четырёх саксофонов. Илья делал переложение «Да исправится молитва моя» композитора Павла Чеснокова.

– На самом деле тематические концерты и фестивали часто подталкивают нас к пополнению репертуара очень необычными и редкими сочинениями. Тот же фестиваль Гаврилина в Вологде или Хренникова в Ельце, которые заставили нас обратиться к музыке этих композиторов.

– А наша не состоявшаяся по политическим мотивам поездка в Грузию пополнила репертуар квартета музыкой Цинсадзе. И таких примеров много. Мы ищем какие-то произведения, которые в аранжировке можно разложить на четыре саксофона. И порой получается даже лучше, чем было написано для оригинала.

– Мне всегда было интересно, почему у нас не любят исполнять музыку Сальери. Она несовременна или произведение Пушкина наложило свой отпечаток на сознание музыкантов?

– Очень интересный вопрос! Я вспоминаю себя маленького: уроки музыкальной литературы и просто литературы, где всем чётко объяснили, кто плохой, а кто хороший. Думаю, что именно это и повлияло на имидж Сальери в восприятии большинства. Другой причины не исполнять его произведения я не вижу, потому что музыка у него потрясающая, соответствующая своей эпохе и несправедливо оставленная без внимания сейчас.

На четверых

– На мой взгляд, саксофон – очень сольный инструмент. И вдруг – квартет…

– Да, саксофон – ярко выраженный сольный инструмент. И у большинства он ассоциируется с джазовой музыкой. Даже несмотря на то что сам инструмент появился за полвека до джаза и замышлялся как академический, чтобы дополнить звуковую палитру симфонического оркестра. Но так получилось, что свою популярность он обрёл именно благодаря джазу.

А наш квартет был создан осенью 2010 года в стенах Российской академии музыки имени Гнесиных. Инициатором стал Илья Богомол.

Не стану скрывать, причины для этого были достаточно корыстные. Первая – мы все были студентами, стипендии не хватало, и требовалась подработка. А вторая – нависшая над нами угроза не получить аттестацию по дисциплине «ансамбль». Собственно, так и родилась идея поиграть вместе.

– Вообще, основное обучение по нашему классу проходит на альт-саксофоне. И Илья просто собрал тех, у кого были ещё тенор-, сопрано- и баритон-саксофоны.

– Внутри квартета роли как-то распределяются: руководитель, администратор и так далее?

– Каких-то конкретных должностей у нас нет – мы просто гармонично дополняем друг друга по принципу «у кого что лучше получается». Илья делает аранжировки, и, по сути, семьдесят-восемьдесят процентов нашего репертуара выходит из-под его пера. Я нахожу площадки, договариваюсь о концертах. Станислав смотрит за исправностью наших инструментов, поскольку он сертифицированный мастер по ремонту духовых. А Геннадий составляет для нас культурную программу в тех городах, куда мы едем на гастроли. Так что у нас всё гармонично, мы дополняем друг друга и действуем как единый слаженный организм.

– Музыка, которую вы исполняете, может сделать людей лучше?

– Музыка – это язык, понятный всем народам. Она объединяет, сплачивает, проникает в душу и сердце каждого. А уж насколько глубоко, зависит, наверное, не только от музыки, но и от самого человека.

Справка «СГ»

Российский квартет саксофонистов – уникальный музыкальный коллектив, состоящий из молодых исполнителей-виртуозов: Владимира Кознова (сопрано-саксофон), Геннадия Полуяктова (альт-саксофон), Станислава Пялова (тенор-саксофон) и Ильи Богомола (баритон-саксофон).

Все участники квартета – выпускники Российской академии музыки имени Гнесиных, окончившие её под наставничеством основателя класса академического саксофона Маргариты Шапошниковой, а также профессора Владислава Вальса.
Осенью 2016 года квартет прошёл стажировку в Любеке (Германия), где принял участие в мастер-классах участников Quatuor Habanera (Франция).

В 2018 году коллектив стал финалистом и лауреатом телевизионного проекта «Квартет 4х4» на канале «Культура», а также победителем Международного конкурса ансамблей «Национальная коллекция 2018».

Артисты Российского квартета саксофонистов являются постоянными участниками престижных международных фестивалей, ведут активное сотрудничество с российскими и зарубежными музыкальными компаниями, много гастролируют и занимаются преподавательской деятельностью.

«Каждый концерт квартета – увлекательное и незабываемое музыкальное путешествие от барочных произведений Баха до музыки французских импрессионистов, от русских романтиков до лучших образцов джаза и эстрады», – уверены музыкальные критики.

Ольга Суркова

В Смоленском камерном театре идет «Безумный день Фигаро»
Главный художник смоленской сцены