Политика

Местная власть – сильная власть

26 апреля 2010 года в 11:34
Как уже сообщала quot;Смоленская газетаquot;, в областном центре прошел VI съезд Совета муниципальных образований региона. В работе съезда приняли участие Губернатор Сергей Антуфьев, главный федеральный инспектор Владимир Слепнёв, заместитель председателя областной Думы Николай Мартынов, член Совета Федерации Николай Фролов, руководители и представители муниципальных районов, городских округов и сельских поселений Смоленщины.

Выступая с приветственным словом перед делегатами съезда, Сергей Антуфьев подчеркнул, что вопросы развития местного самоуправления постоянно находятся в поле зрения исполнительной и законодательной властей области. Потому что успешное осуществление реформы местного самоуправления – ключевое условие повышения качества управления не только на уровне муниципальных образований, но и области в целом. По мнению С.В. Антуфьева этому способствуют действующие в регионе долгосрочные областные целевые программы quot;Государственная поддержка развития местного самоуправления в Смоленской областиquot; на 2009-2012 годы и quot;Государственная поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской областиquot; на 2009-2012 годы.
В то же время Губернатор подчеркнул, что в отдельных муниципальных образованиях продолжают доминировать иждивенческие, потребительские настроения. Некоторые чиновники вместо развития и расширения налогооблагаемой базы по-прежнему надеются только на денежные вливания из областного бюджета. quot;Мы должны уйти от этой порочной практики и объединить усилия всех уровней власти для дальнейшего развития региона, для работы в интересах людейquot;, – сказал глава области.
Председатель Совета муниципальных образований, глава МО quot;Сафоновский районquot; Вячеслав Балалаев выступил с докладом о ходе реализации на территории области федерального закона quot;Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииquot; в 2009 году. Предлагаем вниманию читателей основные положения доклада.

Позитивный опыт
Сложная экономическая ситуация не могла не отразиться на работе органов местного самоуправления при реализации собственных полномочий. Основным источников доходов бюджетов муниципальных образований является налог на доходы физических лиц, зачисляемый в местные бюджеты по дифференцированным нормативам. Экономический кризис привел к уменьшению заработной платы и сокращению рабочих мест, в связи с чем упали доходы граждан и многие муниципальные образования недополучили прогнозируемые отчисления. В данной ситуации пришлось сокращать расходы на осуществление собственных полномочий. Также в среднем на 10 процентов были сокращены расходы на содержание аппаратов органов местного самоуправления. По многим вопросам организации местного самоуправления Совету удалось наработать позитивный опыт. Немаловажную роль в этом имеет взаимодействие Губернатора Сергея Владимировича Антуфьева, Администрации Смоленской области и Совета муниципальных образований.

О заседаниях президиума
В течение прошлого года Совет активно работал над проблемными вопросами, возникающими в деятельности органов местного самоуправления при взаимодействии с органами исполнительной власти региона. Было проведено 11 заседаний президиума, на которых рассмотрено 62 вопроса. Самые важные из них:
- о взаимодействии органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области с федеральными органами исполнительной власти Смоленской области;
- о проблемных вопросах кадастровой оценки земли;
- о межевании земель под жилым фондом за счёт средств бюджетов муниципальных районов;
- о взаимодействии поселений Смоленской области с обслуживающими организациями по упорядочению оплаты услуг за уличное освещение;
- об административной ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления;
- о необходимости повышения заработной платы главам городских и сельских поселений Смоленской области;
- об изменениях квалификационных требований для лиц, замещающих должность муниципальной службы в Смоленской области – глав администраций сельских поселений, в части снижения требований к уровню профессионального образования и, другие вопросы.
Председатель Совета и председатели палат неоднократно выступали по проблемным темам на заседаниях Совета при Губернаторе.

Учёба кадров
В рамках долгосрочной целевой программы quot;Государственная поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской областиquot; на 2009-2012 годы совместно с Департаментом по местному самоуправлению был организован семинар для управляющих делами исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. За счёт средств Совета было приобретено 1400 экземляров CD-дисков для размещения информационного бюллетеня quot;Местное самоуправление Смоленской областиquot;. Совет оплачивал участие специалистов Департамента по местному самоуправлению в работе семинара в Москве на тему quot;Актуальные вопросы организации современного муниципального управления и муниципальной службыquot;. Вопросы, которые освещались на семинаре, помогли органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в дальнейшем наиболее эффективно взаимодействовать в целях развития мест¬ного самоуправления на территории региона. Продолжается сотрудничество Совета и Смоленского филиала Орловской академии государственной службы. Исполнительный секретарь Совета приняла участие в quot;круглом столеquot; в форме видеоконференции. В заседании quot;круглого столаquot; участвовали руководители академии, представители Администрации Смоленской области, Липецкого, Тамбовского, Тульского филиалов ОРАГС. Основной вопрос обсуждения – качество образования и его повышение.
На заседании президиума рассмотрена возможность финансового участия Совета в награждении победителей и призёров ежегодных областных конкурсов quot;Лучший муниципальный служащийquot;, quot;Лучший старейшинаquot;, quot;Председатель уличного, домового комитетов, совета территориального общественного самоуправления Смоленской областиquot; на 2009-2012 годы. Ведётся еженедельная рассылка новостей местного самоуправления в муниципальные образования региона. Осуществляется рассылка бюллетеней правовой информации общероссийского Конгресса муниципальных образований. Члены президиума приняли участие в работе оргкомитетов по подготовке и проведению празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, празднования 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

О проблемах
Перечень вопросов местного значения продолжает увеличиваться, а доходная часть бюджета ни разу не пересматривалась. Процесс передачи полномочий без соответствующей компенсации доходов муниципальных образований продолжается. Так было и год назад, и два, ничего не меняется. А ведь свои налоговые источники дают местному самоуправлению очень мало денег. Основные налоги сконцентрированы в руках государства. Вот и приходится местному самоуправлению руководить территорией quot;с протянутой рукойquot;, это неэффективно.
Информация по ряду основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие территории, представляется статистикой только по крупным и средним предприятиям. Хотя сложилась тенденция к сокращению крупных и средних предприятий, осуществляющих розничную торговлю, оказывающих услуги населению, выполняющих работы и услуги в обрабатывающих производствах, строительстве. Однако это не означает падение объёмов, так как данную нишу занимают малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Но их показатели работы статистикой не учитываются. В результате действующих методов учёта теряются значимые объёмы работы и услуг по району (по некоторым показателям – в разы). Действующая система учёта статистических показателей ведёт к искажению истинного положения дел в муниципалитетах.

О муниципальном заказе.
Для проверки финансового состояния участника размещения заказа федеральным законом №94-ФЗ предусмотрено от 10 до 12 дней. На практике этого срока недостаточно, так как заявки на участие в аукционах и конкурсах теперь поступают из различных регионов России. В установленные сроки просто нереально запросить сведения в налоговых органах о наличии задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды. Маловероятно за этот короткий срок получить сведения об отсутствии решения Арбитражного суда о признании участника размещения заказа банкротом. Вот и получается, что в связи с отсутствием этих данных тендеры иногда выигрывают недобропорядочные организации или предприятия-однодневки.
Имеются также проблемы при осуществлении полномочий по муниципальному земельному контролю. Чтобы его провести, надо иметь утверждённый прокуратурой план проверок на год, который прокуратура не согласовывает, если отсутствует хотя бы часть сведений о проверяемых земельных участках и их правообладателях. Но ведь одной из целей проверки как раз и является установление этих отсутствующих сведений. Получается замкнутый круг.
Много проблем возникает с бесхозяйственными объектами недвижимого имущества – гидротехническими сооружениями, разрушенными и заброшенными зданиями и строениями... Их решение требует больших финансовых затрат. Поэтому необходимо софинансирование работ из бюджетов других уровней по проведению технической инвентаризации и оценки рыночной стоимости имущества. Особенно остро в весенний период встает вопрос о гидротехнических сооружениях. Надо разрешить передачу водных ресурсов искусственных водоёмов, устроенных для хозяйственных нужд и расположенных на территории сельских поселений, в собственность владельцев земли, находящейся под этими водоёмами.

Об авторитете
Федеральный закон quot;Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииquot; разграничивает полномочия между всеми ветвями власти. А в ответе, если что не так, органы местного самоуправления. Повысились цены на продовольственные товары – виноваты чиновники на местах. Выросли тарифы за тепло и горячую воду – опять виноваты органы местного самоуправления. Не могут получить ветераны войны обещанные квартиры – обманывает кто? Местные чиновники. Хотя, объявляя об улучшении жилищных условий, никто не сказал, что жильё можно получить только при определённых условиях. У народа бытует мнение, что виновата во всём муниципальная власть. Это негативным образом сказывается на доверии населения не только к местной власти. От органов местного самоуправления зависит авторитет всей власти в стране, ведь именно к нам идут люди за решением своих насущных проблем и им все равно, чьи это полномочия. Бесконечные проверки контрольных и надзорных органов, бесчисленные запросы, справки, информации, планы, мероприятия. И чаще всего ответ надо дать в тот же день и даже в течение двух-трёх часов. О какой продуманной, конструктивной работе может идти речь? Федеральным структурам необходимо координировать планы проверок. На практике получается, что один и тот же поток денежных средств проверяется несколькими контрольными органами и в разный временной период. Отсутствие в бюджетном законодательстве чёткого понятия неэффективного и нецелевого использования средств позволяет контролирующим органам делать выводы и выдавать предписания в зависимости от личного мнения проверяющего. Вот пример: в день проверки по техническим причинам в медицинском учреждении не работала аппаратура. В акте проверки данный факт отмечается как неэффективное использование бюджетных средств. На сегодняшний день необходимо прекратить quot;кошмаритьquot; не только малый бизнес, но и местное самоуправление.
Продолжается процесс отстранения органов местного самоуправления от сферы управления и дальнейшая централизация власти. Службы, которые обслуживают местное население, - регпалата, БТИ, налоговые органы – являются федеральными, и органы местного самоуправления не имеют к ним никакого отношения. Даже традиционно муниципальные полномочия – социальное обслуживание и социальная поддержка населения – переданы субъекту Федерации. С глав муниципальных образований спрашивают за обеспечение правопорядка на территориях городов и районов, а органы внутренних дел, которые за это отвечают, находятся в вертикальном подчинении. Руководители органов местного самоуправления принимают программу по обеспечению занятости населения, а службы занятости независимы от них.
Органы местного самоуправления не могут жить только на свои доходы и получают финансовые вливания. Это ли не зависимость? Вот и получается очередной парадокс нашего законодательства. По закону местное самоуправление – самостоятельное, но на практике оно зависимо и подчинено.

***

На съезде также был заслушан отчёт ревизионной комиссии, с которым выступил глава администрации МО quot;Починковский районquot; Владимир Мудряков, и решены некоторые другие организационные вопросы деятельности Совета. С содокладами выступили председатель палаты муниципальных районов и городских округов, глава администрации МО quot;Новодугинский районquot; Виктор Муханов, председатель палаты город¬ских поселений, глава Холм-Жирковского городского поселения Валерий Шашков, председатель палаты сельских поселений, глава Лыссовского сельского поселения Починковского района Анна Андреенкова.
Перед участниками съезда выступили главный федеральный инспектор Владимир Слепнёв, член Совета Федерации Николай Фролов.
Сформирован новый руководящий состав Совета муниципальных образований, который возглавил Вячеслав Балалаев.
Депутаты новые, а грабли старые?
У Путина будет дублёр?

Другие новости по теме