Спорт

Спорт и бизнес Максима Шкадова

22 августа 2012 года в 17:52
Какие подарки городу к юбилеям готовит ПО «Кристалл» и каким видит будущее хоккейного клуба «Славутич» его президент? На эти и другие вопросы ответил гость редакции, генеральный директор крупнейшего в России бриллиантового производства Максим Шкадов.

Про перспективы «Славутича»

– Максим Александрович, давайте начнем с хоккея... «Славутич» сейчас фактически приобрел статус главной хоккейной команды региона. Как считаете, имеет ли он шанс выйти на ещё более высокий уровень?

– Хоккейная вертикаль в России построена не по принципу «занял первое место – пошёл дальше». Если клуб соответствует определённым критериям, он имеет право претендовать на игру, допустим, в высшей лиге или КХЛ. Так что повышение в классе зависит прежде всего от финансирования и наличия спортивной площадки соответствующего уровня. Полагаю, с вводом ФОКа на улице Черняховского, который станет базовым для «Славутича», этот вопрос будет решён, пока только применительно к высшей лиге. Для Континентальной хоккейной необходим суперсовременный комплекс. Организационно – по подбору игроков, по сыгранности – мы уже сегодня могли бы выступать на уровне первой десятки высшей лиги. Но, исходя из наших реалий, наверное, «Славутичу» сначала следует укрепиться в Российской хоккейной лиге. За последние годы РХЛ сделала достаточно серьёзный качественный рывок и, думаю, будет расширяться.

– Так всё-таки сколько денег нужно для повышения в классе? Какова цена вопроса?

– Для высшей лиги понадобится, исходя из смоленских реалий, уже 75-120 миллионов рублей. Чтобы играть в первой пятерке РХЛ, нужно порядка 52-55 миллионов рублей в год. Нам удалось за счёт правильной организации существенно сэкономить бюджет. Академия физической культуры, спорта и туризма предоставляет базу для тренировок, для проживания спортсменов. Завод «Кристалл» выделяет транспорт, частично оплачивает питание. А это весьма существенная часть расходов. В итоге «Славутич» показывает результат даже при достаточно скромном финансировании. Лидеры нашей группы – Воронеж и Тверь. Их бюджеты соответственно 105 миллионов и 80 миллионов рублей. В предварительном этапе они заняли второе и первое место в нашей зоне. Так вот, «Славутич» играл с ними на уровне, и в финальной части мы победили, заняв первое место в лиге.

– «Славутичу», в отличие от других профессиональных клубов региона, удается привлекать внебюджетные средства. Расскажите об этом.

– У «Славутича» доля привлечённых средств около 25 процентов. Как вы знаете, у истоков хоккейного движения в Смоленске стояли «Кристалл» и группа компаний «Монолит». К нам присоединились «Смоленский банк», компания «Мегафон», другие компании. За счёт этого получили в общем-то нормальный бюджет. Причём это не безвозмездное вливание денег, а нормальные деловые отношения, построенные на рекламно-коммерческой основе. Эта схема работает даже с учётом того, что ледовый дворец в Смоленске не позволяет проводить широкие рекламные акции. 50-60 тысяч человек, которые ходят на хоккейные матчи, – аудитория, интересная для бизнес-структур, которые серьёзно занимаются маркетингом. К сожалению, многие бизнесмены не откликнулись на мой призыв участвовать в поднятии и развитии хоккея в Смоленске, но это общая беда бизнеса «по-смоленски»#8194;– узость мышления и неумение решать вопросы. Да и маркетинг для многих до сих пор непонятное слово.

– В этом году впервые пройдёт турнир на Кубок «Кристалла»...

– Действительно, мы решили организовать такой праздник хоккея в преддверии полувекового юбилея завода. Игры пройдут 31 августа – 2 сентября. Мы пригласили команды из Брянска, Липецка и Витебска. Полагаю, будет яркий, зрелищный турнир, ведь встречаются лидеры Российской хоккейной лиги и клуб, который неплохо играет в белорусской экстра-лиге. Надеюсь, всем понравится.

– А традиционный футбольный турнир памяти Александра Ивановича Шкадова?

– Стартует 3 сентября на стадионе СКА МВО на ул. Багратиона. Ожидаются команды из Германии, с Украины, из Белоруссии и Москвы. Приглашаем всех желающих!

Про выставку из фондов Эрмитажа

– Расскажите о «культурной программе» «Кристалла». Какие подарки вы планируете сделать Смоленску к грядущим юбилеям?

– К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года готовим именные бриллианты эксклюзивной огранки, которые передадим в дар Смоленску. Эти уникальные камни будут названы в честь российских полководцев.

Официально наш день рождения – 1 марта 1963 года. Но мероприятия будут проходить в течение всего года. К 50-летию мы готовим много интересных мероприятий, информационных поводов, которые привлекут внимание на российском и международном уровне. Одно из них – выездная выставка Государственного Эрмитажа в рамках празднования 1150-летия Смоленска. Мы дружим с Эрмитажем давно – наши ювелиры сотрудничают с его искусствоведами при создании новых коллекций, мы принимаем участие в его акциях, благотворительных в том числе. Думаю, эта выставка станет серьёзном украшением юбилея Смоленска.

– В прошлый раз выставка была тематической – русский живописный портрет XIX века. А в этот раз какая будет тематика?

– Не хотел бы раскрывать все детали. Могу сказать, что сотрудники Эрмитажа сами определяют тематику. В любом случае смолянам представится редкая возможность увидеть шедевры мирового искусства, не выезжая из города.

Про инвестиционный климат

– Все наши культурные мероприятия объединены общей идеей. Они проходят под брендом «Смоленск – столица бриллиантов России». Это не какой-то громкий лозунг, это констатация факта. Ведь больше 70 процентов российских бриллиантов производится в Смоленске. У нашего города, помимо его богатой истории и культуры, есть ещё бриллиантовая промышленность, которой мы можем гордиться в современности. Вот Антверпен называют бриллиантовой столицей Европы, что отражено даже на его гербе. Почему бы и в нашем городе не уделить должное внимание этой теме? Надеюсь, в эту программу, которую мы развиваем самостоятельно, включатся и власти. Наш заводской музей с уникальной экспозицией, посвященной гранильному делу, вызывает большой интерес у посетителей. Но их было бы намного больше, если бы музей располагался не на территории завода, в промзоне, а в центре города. Мы всё готовы сделать сами, но вопрос упирается в помещение. Хотя я несколько раз обращался к городским властям по этому поводу, поддержки не получил.

– Это, кстати, к вопросу о туристическом потенциале Смоленска. Много слов было сказано, какая «жемчужина» Смоленск, но только анонсированного туристического бума как не было, так и нет. Как вы считаете, есть ли у нас в регионе неиспользованные возможности?

– Считаю, что со времен Ивана Ефимовича Клименко всерьез привлечением инвестиций в регион практически никто не занимался. Все серьёзные промышленные предприятия, которые есть на Смоленщине, созданы именно в те времена. Потом шли в этом плане абсолютно провальные годы.

Только недавно начало что-то меняться, но время уже было упущено. Ведь, по большому счёту, задача любой власти – создать нормальные условия для работы бизнеса. Он уже будет наполнять бюджет за счёт налогов, создавать рабочие места, участвовать в социальных программах. Кажется, ещё многие руководители в регионе этого не понимают. Бизнесмены, которые пытались реализовать в Смоленске какие-либо проекты, говорят, что здесь климат был антиинвестиционным. У нас сразу пытаются «доить», когда бизнесмен только вкладывает и ещё ничего не получил. В этом плане показательна история «Глобуса». Разве так можно с инвестором работать?! Когда ездишь по другим регионам, видишь, насколько там областные центры более современно выглядят, чем Смоленск, и понимаешь: значит, что-то у нас неправильно происходит.

– Но что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию?

– Считаю, нужно по примеру Калужской области организовать инвестиционную структуру, которая занималась бы привлечением инвестиций. С мощным административным ресурсом для того, чтобы, как сейчас говорят, быстро решать вопросы. Если у нас наконец поймут, что инвестора нужно холить и лелеять, он придёт и будет вкладывать деньги. Потому что любой успешный бизнесмен думает о расширении своего бизнеса.

– Вы были депутатом горсовета. Не хотите вернуться в политику, чтобы влиять на решение всех этих вопросов?

– Нет... Всё-таки политики – это политики, а кто-то должен и делом заниматься (улыбается). Считаю, депутат должен работать на профессиональной основе. Совмещать работу директора и депутатство, поверьте мне, невозможно: нельзя быть эффективным и там, и там. Конечно, же, промышленное лобби должно быть в парламентах разного уровня. Интересы бизнеса должны быть достойно представлены, ведь большинство избирателей где-то работает, нельзя об этом забывать. Политика без экономики невозможна, и наоборот. Но должны быть цивилизованные отношения.
На «Смоленском кольце» разбился гонщик
Смоленский «Днепр» помирился с «Севером»

Другие новости по теме