Спорт

Наперегонки с гравитацией

19 июля 2012 года в 09:43
В минувшие выходные белорусские экстремалы помогли смолянам испытать всю гамму ощущений от прыжков на верёвке

– Ну всё, ребята, я полетел!

После этих слов Олег легко отталкивается от края крыши и ухает вниз. Несколько секунд тишины, а потом веревка звонко пружинит. «Повис», – смеются ребята. Я с опаской подхожу к проёму в стене и смотрю вниз. Олег раскачивается на креплении между двух тросов. Вскоре его спускают на землю, и через некоторое время он как ни в чём не бывало забирается к нам. Я благоговейно поглядываю на него.

– Так, перерыв – полчаса, надо кое-что переделать. Затем начинаем прыгать.

Роуп-джамперы – не самоубийцы

Сразу же совет от экстремалов: если роуп-джамперы лично не проверяют систему навески верёвок, то есть не прыгают первыми, то грош цена таким организаторам. Уходите не задумываясь.

Команда Р17 из Минска к делу подходит профессионально. Только когда всё будет проверено и отлажено, разрешат прыгать остальным.

– В Смоленск мы приезжаем с этой весны по выходным,#8194;– рассказывает Олег Байдук, организатор и член команды Р17, попутно завязывая архисложный узел на альпинистской верёвке.#8194;– У вас здесь отличные места для прыжков, взять хотя бы «чайник» (Дом Коммуны на улице Конёнкова) – здание высотой в 30 метров, стоит на возвышенности, вид с него#8194;– потрясающий. У нас такого не найдёшь: если и есть какая-нибудь высотка, то кругом всё застроено. И мостов высоких нет – местность в основном равнинная. А вчера мы прыгали с моста над Чёртовым рвом. Там красиво, зелень вокруг. Высота, правда, поменьше – метров 18. Несмотря на противный дождь, народу собралось немало – человек тридцать!

Роуп-джамперы выбирают доступные, никем не охраняемые места вдали от людей. Объектами становятся заброшенные здания, вышки и мосты. На объект обычно выезжают вдвоём, а вообще в команде семь человек. Бывает, с ними отправляются друзья, знакомые, помогают со снаряжением.

– Мы стараемся никому не мешать, потому что горожане нередко смотрят на нас косо,#8194;– говорит Байдук. – К тому же многие начинающие прыгуны в полёте так бурно выплёскивают эмоции, что слабонервным лучше не слышать. В Белоруссии прохожие вечно грозят милицией. А вот у вас в Смоленске относятся с пониманием: прохожие улыбаются, подбадривают.

Олег показывает на небольшой домик далеко внизу:
– Вон та женщина – наш постоянный зритель, всё время машет рукой. Некоторые, правда, боятся за нас. Вчера на Чёртовом мосту, когда кто-то заметил скопление людей, сразу подумал – самоубийство. Но мы объясняем, что это спорт, никакие законы не нарушаем, к делу подходим ответственно.

Ни тени сомнения

Меж тем начинается мелкий моросящий дождь. С тридцатиметровой высоты город кажется окутанным сплошной сине-белой пеленой. А желающих полетать на крыше всё прибавляется. Новоприбывших записывают, каждый ставит свою подпись, тем самым подтверждая: он понимает, на что идёт. Многие пришли по второму, третьему разу, а кто-то и вовсе имеет по десять прыжков в личном зачёте.

– Не пожалел, что прыгнул?#8194;– спрашиваю Сашу, чей дебют состоялся накануне на Чёртовом мосту.

– Нет, конечно, я же пришел снова! – смеётся он. – Хотя ноги дрожат до сих пор. Но ощущение ни с чем не сравнимое – кайф, полная свобода от всего... Просто фантастика!

– А я вот прыгать не могу – проблемы со зрением, – вздыхает Сашина девушка Ольга. – А так хотелось бы!
По словам Олега, никто из отважившихся на прыжок не жалеет о своем поступке.

– Ребята приходят снова, и для нас это лучшая награда – видеть, с каким восторгом они описывают свои эмоции. Насколько я знаю, смоленские роуп-джамперы себя особо не проявили: собираются узкой компанией, прыжки не организуют. А нам нравится помогать людям бороться со своим страхом, выплёскивать энергию. И они нам за это благодарны.

И отдых, и образ жизни

Внизу уже собрались зрители. К полётам всё готово. Дима куда-то спешит, поэтому вызывается первым. Все крепления проверены, на голове шлем. Парень встаёт на край проёма, упираясь руками в стены. Олег проводит краткий инструктаж: можно прыгнуть головой вперед, разведя руки в стороны, или попросту солдатиком, шагнув в пустоту. Чтобы было проще – вниз не смотреть. Лучше вперёд, в небо.

– На счёт три, – командует Олег. – Раз, два… пошёл!
Дима делает изящный пируэт и летит головой вниз. «Хорошо прыгнул, красиво!» – одобряют собравшиеся.

– Сам я начал прыгать в 2007 году. – Олег сматывает верёвку.#8194;– Примерно тогда же образовалась и наша команда. Учились понемногу и у разных людей. Изначально, конечно, всевозможных косяков было много: необходимо было учитывать законы физики, правильно использовать снаряжение, чтобы свести риск к минимуму. К счастью, наши учителя на тот момент смогли сделать выводы из своих ошибок и объяснили нам все тонкости. Сейчас мы используем двойную систему навески. Хотя верёвка и может выдержать три тонны, но её обязательно нужно продублировать, как и все крепления и карабины. В случае если одна деталь откажет, несчастья не произойдёт.

Олег закончил считать на 93-м прыжке, и было это в начале 2008 года. Теперь подсчитывает только объекты: в его копилке уже 30 сооружений от 12 до 100 метров. Личный рекорд#8194;– 104 метра, а один его товарищ покорил высоту в 230 метров.

– Слышал, что недавно был установлен рекорд, – говорит Олег. – 135 экстремалов из России и стран СНГ прыгнули вместе с железнодорожного моста. Конечно, это были настоящие профи, ведь для прыжка такого масштаба нужны слаженность действий и отточенные навыки.
Родители джамперов уже привыкли к их увлечению. Сначала, конечно, волновались – как это происходит, где, насколько опасно.

– Но потом, когда убедились: мы знаем, что делаем, – успокоились, даже поддерживают,#8194;– улыбается Олег. – Мы ведь не пьём, не курим. Такое хобби уж точно лучше, чем гулянки и шатания по подъездам.

Дождик кончился, выглянуло солнце, но на такой высоте всё равно довольно прохладно. Смельчаки прыгают один за другим и возвращаются неизменно довольные. Миниатюрная девушка с косичками готовится к своему первому прыжку. Шаг – и она улетает. Вскоре на другом конце крыши снова появляется её раскрасневшееся лицо.

– Ну как, страшно было?

– Не-ет! Здорово! Только мало, было бы повыше… Пойду на второй прыжок!

СПРАВКА «СГ»

Rope-jumping (буквально – «прыжки с верёвкой») – экстремальный вид спорта. Его суть#8194;– в прыжке и дальнейшем свободном падении (полёте вниз) с высокого объекта. При этом для остановки падения используется амортизирующая система альпинистских верёвок и снаряжения. В полёте можно выполнять акробатические трюки и элементы. Как говорят спортсмены, грамотный подход многократно снижает степень риска, хотя и не убирает его полностью. Прыжки с верёвкой считаются гораздо менее травматичным занятием, чем, к примеру, парашютный спорт.

Rope-jumping корнями уходит во времена древних африканских племен, когда мужчинам завязывали ноги лианами и бросали вниз с высоких деревьев, с целью преодолеть страх смерти. Но рождением своим как экстремального вида спорта он обязан американскому скалолазу Дэну Осману. Как скалолаз, Осман был озабочен вопросами падений и срывов. Со временем ему пришла в голову идея, что во время срыва он смотрит в глаза смерти и что если ему удастся преодолеть себя и заставить сорваться умышленно, он сможет лазать без боязни упасть. Он искал свободу от страха путём контроля над условиями, которые заставляли его бояться. Так родился новый вид спорта.
«Днепр» сделал контрольную работу на «отлично»
Игроки вышли, но пока не на лёд

Другие новости по теме