Общество

Дорога в никуда

7 июля 2018 года в 13:03

На Краснинском шоссе творится что-то невообразимое – то ли мир перевернулся, то ли опять лихие 90-е вернулись. Местные власти умудрились продать или передать владельцу ресторана «Семь Сорок» единственную подъездную дорогу, ведущую к производственным корпусам четырёх предприятий, а новый собственник подъездной дороги и местный суд отказали им в праве установить платный сервитут (ограниченное право пользования чужим земельным участком) для подхода и подъезда. Четыре трудовых коллектива общей численностью 486 рабочих мест прекратят своё существование в ближайший месяц из-за отсутствия возможности подходить и подъезжать к своим рабочим местам.

Да не может такого быть, скажете вы, это абсурд, да и дороги у нас не продаются. А вот и нет. Оказывается, многое у нас продаётся и покупается. И вот вам краткая история продажи дороги.

На Краснинском шоссе практически на выезде из города во времена ещё Советской власти существовало военное предприятие, известное многим как завод «Протон» и научно-исследовательский институт. Сами производственные и научные мощности размещались в нескольких зданиях, обнесённых забором. Поскольку завод не висел в воздухе, не размещался под землей, а имел вполне конкретную географическую привязку на местности, то, соответственно, к проходной завода вела от Краснинского шоссе подъездная дорога.

В первом десятилетии XXI века предприятие было выставлено на продажу. Точнее – не само предприятие, а здания и сооружения. Контролировать процесс продажи федеральной собственности, видимо, было некогда или некому. Как превратилась подъездная дорога в дорогу внутреннюю, как утверждался состав имущества, подлежащего приватизации, и как новым собственникам добраться до входа на свои предприятия – эти вопросы никого не интересовали. Как отмечено в материалах дела, в кадастровом паспорте имеется лишь рукописное исправление: «дорога подъездная» на «дорога внутренняя»...

Новыми собственниками стали смоленские предприниматели, развернувшие на высвободившихся площадях другие производства.

В частности, стали изготавливать мягкие игрушки. Для организации производства были заказаны в Китае специальные высокотехнологичные программируемые станки, рассчитанные на размещение в конкретном помещении. Другое предприятие занимается выпуском уникального оборудования для проверки качества воздуха и воды. При этом весь процесс – от изготовления отдельных деталей до сборки готового изделия – локализован на площадях бывшего завода «Протон». Здесь размещается и ещё одно предприятие – «Магия вкусов», кондитерская продукция которого хорошо известна смолянам. Четвёртая организация – Контактный центр занимается доставкой различных почтовых отправлений. Для бесперебойной работы специально были подведены две линии интернета (основная и резервная), а также установлен дизельный электрогенератор на случай плановых и аварийных отключений электричества.

Во всех случаях речь идёт не о перекачке воздуха или отмывании нечестно нажитых финансовых богатств. Всё это вполне реальное производство, продукцию или услуги которого, что называется, можно потрогать руками.

Сегодня здесь работают порядка пятисот человек, а если учитывать членов семей, то численность кормящихся от предприятий, расположенных в помещениях бывшего завода «Протон», может достигать 2 тысяч человек.

Все эти организации более-менее успешно пережили экономические кризисы, а их хозяева и работники вполне уверенно смотрели в будущее. Но...

Можно ли в Смоленске купить дорогу?

Всё началось с того, что в 2013 году дорога, которая от Краснинского шоссе вела к проходной бывшего завода «Протон», была разделена на земельный участок и расположенный на нём объект недвижимости – саму дорогу. Действие само по себе абсурдное и несколько сомнительное с точки зрения российского законодательства.

В соответствии с федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это целостное неделимое сооружение, состоящее из земельного участка и расположенного на нём или под ним дорожного полотна, дорожного покрытия и подобных конструктивных элементов.

Но в нашем случае, как говорится, «следите за руками»: после того как появился земельный участок с размещённой на ней дорогой, он тут же стал объектом купли-продажи.

А можно ли у нас в Смоленске купить дорогу? Оказывается, можно, если это не дорога, а всего лишь земля. Хотя ситуация выглядит абсурдной. Ведь никому не приходит в голову (во всяком случае пока, а прецедент уже создан) разделить, скажем, проспект Гагарина на землю и дорогу. После чего первую продать какому-нибудь физическому лицу. А оно, в свою очередь, сняв асфальт, спилив деревья с тротуара, а из бордюрного камня выстроив забор, высвободившийся из-под проспекта Гагарина земельный участок засадит брюквой или ещё чем-нибудь. Абсурд, закричат все, дорога ведь общественно значимый предмет, мы-то как, жители?

Абсурд, но именно так и произошло с подъездной дорогой от Краснинского шоссе до бывшей проходной завода «Протон». После нескольких сделок купли-продажи она в качестве земельного участка отошла к владельцу небезызвестной в Смоленске точки общепита Морику Ханукаевичу Якубову, который, по всей видимости, вознамерился расширить спектр предлагаемых услуг за счёт присоединённой земельной территории.

Суд, разбиравший вопрос о законности приобретения дороги в частную собственность, согласился с тем, что спорное сооружение (дорога) не передавалось в собственность в порядке приватизации, но в договорах купли-продажи истцы сторонами сделок не являлись, потому не доказали нарушения принадлежащих им имущественных прав и интересов оспариваемыми сделками.

Говоря обычным языком: вы здесь, уважаемые владельцы производственных помещений и прочих сооружений, никто, и звать вас никак.

Дорогами у нас торгуют

Как рассказал один из собственников помещений, расположенных на Краснинском шоссе, 35, Олег ЛАВРИНЕНКОВ, когда встал вопрос о продаже дороги, а было это в 2013 году, всех собственников пригласили в территориальное управление Росимущества, где прошло совещание с участием всех заинтересованных сторон.

– Там единогласно было решено, – рассказывает Олег Владимирович, – что дорогу продавать нельзя, поскольку других способов попасть на территорию наших предприятий нет. Об этом был составлен соответствующий протокол. Нас государственные люди заверили, что дорогу продавать не будут, поставили на протокол синие печати, и мы больше не волновались по этому поводу.

Ещё бы – а чего, собственно говоря, волноваться, в нашей стране, конечно, многое продаётся и покупается, но до торговли дорогами пока вроде дело ещё не дошло. Как показали дальнейшие события, уже дошло и до продажи дорог.

– В 2016 году, по прошествии трёх лет, – продолжает Олег Лавриненков, – когда истёк срок исковой давности, новый хозяин нам заявляет: в течение трёх дней будьте любезны освободить дорогу от транспорта, я дорогу перекрываю – ни ходить, ни ездить здесь нельзя.

Собственники помещений, расположенных на территории бывшего завода «Протон», бросились в суд, чтобы опротестовать законность сделки по купле-продаже дороги, но, как было сказано выше, суд не признал истцов стороной дела и в удовлетворении иска отказал.

По сервитуту здесь не ходят

Опротестовать законность сделки по продаже дороги не удалось.

– Мы свыклись с мыслью, что у дороги теперь есть хозяин, и с открытым забралом подаём на сервитут, – вспоминает последовательность событий Олег Лавриненков.

В данном случае речь идёт о проходе и проезде по дороге, которая теперь принадлежит Морику Ханукаевичу Якубову. Причём речь идёт не о бесплатном пользовании, а за определённую плату.

Однако даже установление платного сервитута не заинтересовало нового владельца дороги. Он всё равно намерен закрыть проход и проезд к действующим предприятиям на территории бывшего завода «Протон».

– После первого заседания суда в 2016 году, – рассказывает Олег Лавриненков, – даже не стали ждать, будем мы обжаловать решение или нет. Пригнали трактор и перекопали дорогу поперёк. Так как у нас были поданы иски на сервитут и на эту землю, мы бегом, буквально за пару дней, смогли сделать судебное обременение, которое запрещало какие-либо действия с данной дорогой. Чтобы засыпать эту траншею, мне пришлось завезти четыре «КамАЗа» щебёнки. А на данный момент владелец дороги уже начал вести там работы, и, судя по всему, здесь будет уже не дорога, а какой-то развлекательный комплекс.

И казалось бы, да и бог с ней, с этой дорогой, и с её новым владельцем. Чего проще – прорубить дырку в заборе с какой-либо другой стороны и забыть о существовании Морика Ханукаевича Якубова. Но не всё так просто.

– Две экспертизы, которые мы заказывали, чётко, со схемами, показывают, что других вариантов попасть к нам на территорию не существует, – уточняет Олег Лавриненков. – Однако третья экспертиза, которая продолжалась год и один день (раньше такие экспертизы проходили за две-три недели), обнаружила ещё какие-то два направления, по которым якобы можно попасть к нам на территорию. Но экспертиза не определила, какой они ширины, есть ли там асфальт, есть ли вообще сама возможность по ним проезжать и проходить. Один такой участок проходит через вневедомственную охрану. А это режимный объект, по которому посторонним ни ходить, ни ездить нельзя, тем более в круглосуточном режиме. Второй участок пересекают надземный и подземный газопроводы. Газопровод ограничивает высоту и вес автомобильного транспорта. Под ним даже грузовая «Газель» не пройдёт, не то что полноценная фура.

Таким образом, единственный устоявшийся путь проходит исключительно по проданной дороге, которой помимо самого владельца пользовались и пользуются в настоящее третьи лица.

Если всё останется как есть и владельцы действующих на территории бывшего завода «Протон» предприятий не получат права на платный сервитут (пользование дорогой для прохода и проезда к производственным объектам), то уже в ближайшее время из-за частных интересов одного человека, чьи права на дорогу вызывают некоторые сомнения, порядка 500 смолян останутся без работы. Они не смогут содержать себя и свои семьи, а у предпринимателей, которые лишатся своего дела, просто не будет возможности пополнять бюджетную казну.

Крайне тревожно и то, что городские власти заняли в этой истории позицию стороннего наблюдателя. Вероятно, они считают, что проблемы смоленских предприятий и людей, там работающих, – это не их забота. Хотя даже с чисто формальной, юридической точки зрения очевидно, что город – это публично-правовое образование, которое может выступать истцом в суде, защищая интересы своих предпринимателей и жителей...

Фото: Алексей Гусинский

Алексей ГУСИНСКИЙ

У смолянки с пенсионного счета списали долг за неоплаченную госпошлину
Смоляне могут рассказать о нарушениях пожарной безопасности

Другие новости по теме