Общество

Советы психолога: Читаем играючи

17 июня 2018 года в 16:04

Нередко в последнее время приходится слышать о том, что бумажные книги вымирают, а чтение уже не так популярно, как раньше. Нужно ли читать или можно обойтись без этого, и есть ли шанс вырастить читающее поколение? Корреспондент Smolgazeta.ru обсудила эти вопросы с психологами Марией Кудасовой и Мариной Жаровой.

Читать или не читать?

- Важно ли чтение как таковое: обязательно ли нам читать книги и длинные статьи или можно ограничиться короткими текстами на просторах интернета? Приводит ли пренебрежение чтением к каким-то проблемам?

М.К.: Думаю, вы со мной согласитесь, что не читающий человек - это человек, который не расширяет запас своих знаний, не нагружает мозг так, как нужно было бы в идеале. Книга побуждает нас глубже мыслить, тренирует наше внимание, наполняет нашу память и дисциплинирует наш ум. Чтение развивает нашу речь. У человека, который не приучен читать, безусловно, будет ограниченный словарный запас. Очень часто можно видеть не читающего человека, у которого в речи много слов-паразитов - "ну", "вот", "типа". А читающий человек становится более грамотным, ведь он неосознанно запоминает верное написание слов и употребление их в предложении. Также книга стимулирует нашу фантазию и творческое мышление.

К сожалению, ритм нашей жизни сейчас достаточно высок, поэтому мы стараемся оптимизировать и минимизировать все свои действия. Не исключение и читаемые нами статьи. Конечно же, каким-то коротким информативным статьям мы отдаем предпочтение, потому что за небольшой промежуток времени мы можем получить достаточное количество требуемой информации. Не могу сказать, что это хорошо или плохо - это данность текущего момента. Другое дело, когда данная тенденция распространяется на литературные произведения. Я все-таки призываю с малолетства учить детей читать хорошие, грамотные произведения для того, чтобы у нас развивался наш богатый, красивый русский язык.

Книжки с картинками

- Современных детей называют поколением гаджетов. Возможно ли в наши дни приучить ребенка читать книги? Если ребенок читать отказывается, нужно ли заставлять?

М.Ж.: Одна из глобальных проблем современности - это потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания. Это было во все времена, но сейчас ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс. Просто сейчас мы находимся в самом его начале. Дети сейчас уже не читают, а смотрят. Во время чтения мы должны воображать, представлять все то, о чем читаем, а когда мы смотрим - воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную часть коры головного мозга, и это совершенно другой тип восприятия. Дети уже принадлежат к новой коммуникативной культуре. Но родители могут сами читать ребенку, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом с родителями или же давать им аудио-книги. Заставлять читать, конечно же, нельзя. Это бессмысленно, это только приведет к ссорам, конфликтам.

- А что делать можно? Как пробудить интерес к чтению?

М.Ж.: Вносите в чтение элемент игры. Например, можно обыграть прочитанную главу с помощью предметов, которые находятся под рукой. Читайте по ролям, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит тоненьким голосом, волк басит, а колобок, например, смешно поет. До определенного возраста игра является ведущей деятельностью у ребенка. Ориентируйтесь на это.

Пусть ребенок читает то, что ему нравится, если он отказывается читать какую-то книгу, не наседайте. Показывайте другие книги, чтобы он понимал, что есть русские сказки, фантастика, пьесы, сатира и т.д. А еще не заставляйте детей всегда дочитывать книги до конца. Если вы видите, что книга не идет: ребенок вздыхает, отвлекается, вертится, - то лучше ее отложить. Не принуждайте малыша сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь прямо противоположного результата. Даже взрослым советуют не делать этого. Игорь Манн использует тест пятидесяти страниц: если за пятьдесят прочитанных страниц книга не заинтересовала, то ее нужно отложить в сторону.

Очень важно также не ставить никаких условий. Часто можно от родителей слышать: "Не прочтешь - не пойдешь гулять". Это, наверное, самое худшее, что можно придумать. Книга станет врагом, но никак не другом.

Заведите дома большую библиотеку. Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома нет книг. Всегда должна быть возможность подойти к шкафу и взять любую понравившуюся книгу. Помню, как сама брала книги в детстве. Причем иногда просто, потому что понравился цвет. Сегодня у меня есть настроение полистать вот эту зеленую книгу. И это были книги из самых разных областей: и художественная литература, и научная. Кстати, выбирайте красивые книги. Примерно до двенадцати лет у ребенка превалирует наглядно-образное мышление. Поэтому очень важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книжек: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, как магнит, восхищать, вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.

Обязательно читайте сами. Одна из главных ошибок родителей - это отсутствие культуры чтения в семье. Если мы сами не подаем пример, но требуем чего-то от малышей, то это, конечно же, не будет работать.

Читаем на работе

- Для поколения гаджетов могут ли гаджеты стать своеобразным проводником к литературе?

М.К.: Конечно же, могут. Основное правило - это использовать гаджеты правильно. Выбирайте развивающие приложения для детей. Обращайте внимание на их разработчиков: многие из них разрабатываются вместе с детскими психологами и педагогами или же проходят процесс их одобрения. Всегда стоит отдавать предпочтение качественному контенту. Многие детские программы не только развлекают, но и помогают тренировать логику, память, наблюдательность, запоминать правила грамматики, учить таблицу умножения, английский алфавит и т.д. Можно также использовать компьютер для прослушивания аудиокниг. Если книга будет слушаться хорошо, можно останавливать запись и просить ребенка дочитать страницу или главу.

- В общем и целом, как считаете, в будущем будут ли люди продолжать читать длинные тексты или развитие прогресса и динамика жизни сведут все это на нет?

М.Ж.: Мы сейчас видим, как книги, чем дальше, тем больше уходят на второй план, но я верю в читающее поколение. Это все будет зависеть от нас с вами, от родителей: как мы будем прививать любовь к чтению, как мы будем над этим работать. Мне кажется, что останутся родители, которые будут небезучастны к этой теме, и книги в классическом бумажном виде, а не в электронном, как культура должны сохраниться.

М.К.: В будущем мы будем читать. Мне кажется, в настоящее время, как раз, культура чтения набирает определенные обороты. Если раньше было затишье какое-то, то сейчас стараются и на уровне государства, и на уровне отдельно взятого субъекта все-таки культивировать интерес к литературе, начиная с того, что ценник на книги все-таки немного понижается. И книги мы сейчас можем приобрести не только в специализированном магазине, но и заказать через интернет или скачать электронную версию. Мы с Мариной довольно много работаем с молодежью и столкнулись с тем, что молодежь сейчас потянулась к чтению. Это пока еще не какая-то классическая литература, это больше фантастика, мистика, бизнес-направление, но тем не менее. Сейчас очень хорошо на предприятиях культивируются всевозможные литературные клубы и всячески прививается любовь к книгам.

М.Ж.: Во многих организациях, у которых статус и уровень выше среднего, есть свои библиотеки, причем бумажные, и обязательным является прочтение тех или иных книг.

Татьяна Борисова

«Дорога Мужества» лежит через Смоленскую область
В Смоленске отметили Праздник плуга