Драгоценный клад смоленских сказок
Общество

Драгоценный клад смоленских сказок

26 апреля 2018 года в 16:00
956

В музее «В мире сказки» состоялась презентация уникальной книги, выпущенной издательством «Свиток». Читателям представили сборник «Смоленские сказки», куда вошли ранее нигде не публиковавшиеся фольклорные сюжеты.

Столетия назад наши прадеды рассказывали эти истории своим детям и внукам – зимними вечерами при свете лучины или летом в поле, под стрёкот кузнечиков, у костра… В разных уголках Смоленщины бытовали свои, особенные сюжеты. Некоторые перекликаются с уже известными, другие же совершенно уникальны. И теперь познакомиться со смоленскими сказками может каждый желающий. Это стало возможным благодаря директору издательства «Свиток» Ирине ФЛИМАНКОВОЙ и автору-составителю, автору литературной обработки и художнику-оформителю Маргарите ВОЛКОВОЙ. С Маргаритой Григорьевной корреспондент «СГ» и побеседовал на презентации сборника.

Общая идея

Говоря о «Смоленских сказках», важно пояснить, что эта книга не является перепечаткой более старых изданий – большинство сказок впервые представлены вниманию читателей.

Те же, что уже выходили в печать, публиковались в издании «Сказки Смоленского края» 1952 года. Материал для него был взят из собрания известного этнографа и фольклориста, нашего земляка Владимира Добровольского. Он собирал этнографический материал в Смоленской губернии в конце XIX – начале XX века. На основе этих материалов Русское географическое общество опубликовало Смоленский этнографический сборник в четырёх частях. В первую часть собрания как раз и вошли сказки. Смоленский этнографический институт взял несколько сюжетов, перевёл их на читаемый русский язык и выпустил «Сказки Смоленского края». Тогда тексты были опубликованы без литературной обработки – это было прежде всего издание для специалистов и учёных.

Именно старое издание «Сказки Смоленского края» и вдохновило двух подруг – издательницу Ирину Флиманкову и иллюстратора Маргариту Волкову выпустить современный сборник смоленских сказок.

–  Однажды мы шли по улице Ленина и рассуждали о том, что сегодня не выпущено ни одной полноценной книги со сказками смоленской земли, –  вспоминает Маргарита Григорьевна. – Вспомнили и книжицу «Сказки Смоленского края», которую я знала с детства. И тут Ирина, как по волшебству, достаёт из сумочки эту книгу! От неожиданности мы даже потеряли дар речь – как же вовремя она оказалась под рукой! Решив, что такое совпадение не случайно, мы поняли – новой книге быть.

Волшебное превращение

Маргарита Волкова работала над сборником девять месяцев. Поэтому теперь Маргарита Григорьевна шутит, что книга практически стала её детищем. И это действительно так, ведь подготовка сборника потребовала немало усилий и часов кропотливого труда.

Самой сложной частью работы была обработка самих текстов. В поисках интересных сказочных сюжетов Маргарита Волкова обратилась к первоисточнику, то есть работам Добровольского, вошедшим в этнографический сборник.

– Это как драгоценный клад, который много лет ждал своего часа, – уверена наша собеседница. – И моя задача состояла в том, чтобы «оживить» этот клад. Чтобы в сказаниях зазвучал живой русский язык наших предков, чтобы сохранился дух народной речи. И в то же время чтобы эти тексты были понятны для современных людей и легко читались.

Надо добавить, что Добровольский, записывая сказки со слов рассказчиков, простых крестьян, ставил перед собой задачу не сохранить сюжет, а точно передать фонетическое звучание речи. Поэтому его записи существуют только в виде фонетической транскрипции, доступной для понимания специалистам.

– В итоге у Добровольского получались длинные-длинные истории, в которых периодически возникали изумительные сюжеты. Но ведь нельзя такой кусочек текста просто вырезать. Нужно было превратить его в настоящую сказку с её особой логикой, с живым языком, – отмечает Маргарита Волкова.

Известно, что этнографический материал собирался Добровольским во всех уголках Смоленской губернии. Когда же перед составительницей встал вопрос, указывать ли место, где была записана та или иная сказка, она решила этого не делать.

– Похожие сюжеты могли рассказывать в разных деревнях одного уезда, а Добровольский, к примеру, мог побывать во время своих экспедиций только в одной – и это естественно, всё он не мог обойти физически. Поэтому нет смысла привязывать ту или историю к конкретному населённому пункту, – поясняет составительница.

Интересно, что многих деревень, в которых побывал знаменитый исследователь, сегодня уже не существует. Только пятна на карте да старинные сказки сегодня напоминают о том, где когда-то жили люди.

Буйство фантазии

По мнению Маргариты Волковой, смоленские сказки выделяются среди преданий, бытовавших в других уголках нашей страны. Истории представлены тремя основными типами: волшебные, социально-бытовые и сказки о животных. Мир старинных небылиц зачастую парадоксален: листая страницы книги, понимаешь, что наши не знавшие грамоты предки обладали острым и хватким умом. В их представлении мир плотно населён разными причудливыми существами, а надежда на русский «авось» тесно переплетается с верой в Бога.

– Есть сказки совершенно необычные, с персонажами, нигде больше не встречающимися, – рассказывает Маргарита Григорьевна. – Вот, например, летающий мужичок, изображённый на обложке нашей книги. Это уникальный персонаж смоленского фольклора. Не ангел, не фея, а настоящий мужик с огромными крыльями! И прилетает он к крестьянам ни за чем-нибудь, просто жрать репу. И герои, которые его встречают, вовсе не удивлены, что видят летающего мужика. Они лишь возмущаются, что он оставит их без урожая. Этот сюжет прекрасно показывает, каким цельным было сознание людей: в этом восприятии мира все были соседями – простые люди, летающий мужик, в лесу – водяной, кикимора… Или сказка «Сын Ветра», где описана ни на что не похожая, безголовая агрессивная сущность, которая вдруг появляется из бездонной ямы и охраняет от пришельцев свои владения. Или история о вознесении на небеса живого человека. С подобным мы встречаемся и в литературе – у Маркеса с его буйной фантазией. Но то Маркес, а здесь неграмотный крестьянин, и у него рождаются такие образы. Невероятно!

Также можно встретить путешествующие фольклорные сюжеты. Так, смоленская сказка «Четвёртая ночь» явно напоминает нам гоголевского «Вия». Только смоленский аналог «Вия» имеет совершенно непредсказуемый сюжет. А небылица о превращении бабы в ведьму «Чего на свете не бывает»? Описание нанесения мази для полёта, шабаша на Лысой горе, ночного купания… Знакомые мотивы, не правда ли? Может быть, работая врачом в Смоленской губернии, Михаил Булгаков именно здесь почерпнул одну из идей для своего знаменитого романа «Мастер и Маргарита»?

– Можно легко представить себе, скажем, фильмы, снятые по мотивам смоленских сказок, – рассуждает Маргарита Волкова. – Жанровое разнообразие обеспечено! Есть и комедии, и фарсы, и психологические драмы, и даже многосерийный приключенческий фильм со спецэффектами.

Всего в книгу вошло порядка 70 сказочных историй. Есть основание полагать, что свет увидят и другие сюжеты, – директор издательства «Свиток» Ирина Флиманкова сообщила, что планируется выпуск новых сказочных сборников.

В поисках сокровища

Художественным оформлением книги также занималась Маргарита Волкова. Обложка и титульные листы издания выполнены в красном цвете. Выбор не случаен, ведь этому цвету наши предки придавали особое значение. Красный – цвет жизни, огня, плодородия, здоровья и вместе с тем – персонажей из мифологии (красная одежда домового) и религиозных символов (красная нить, красное пасхальное яйцо).

Стиль оформления сборника самый что ни на есть сказочный: герои фольклорных сюжетов сопровождают читателя не только в текстах, но и в иллюстрациях, пробуждая фантазию. Такую книгу приятно держать в руках и интересно рассматривать. И это правильно, ведь, как сказано в аннотации, издание «рекомендовано для семейного чтения».

А обложку украшают тот самый летающий смоленский мужик и куст папоротника, под которым, по преданию, можно отыскать клад. Правдива ли легенда о папоротнике, не знаем, но в том, что читателей «Смоленских сказок» ждут чудесные открытия, можно не сомневаться.

Фото: Юлия ШОРОХОВА

Юлия ШОРОХОВА

В Смоленске пьяный сосед, угрожая ножом, отобрал у пенсионерки деньги
Двое смолян предстали перед судом за то, что до смерти избили деревенского жителя

Rambler's Top100