Общество

По тонкому льду

13 декабря 2016 года в 11:27
Говорят, настоящего рыбака холодами не испугать. Но, к сожалению, иногда рыбацкий азарт притупляет инстинкт самосохранения. Каждый год спасатели твердят: первый лёд опасен, соблюдайте осторожность. И каждый год с наступлением холодов мы слышим: провалился под лёд, унесло на льдине… На воде гибнут десятки рыбаков. Те же, кто пережил подобное и уцелел, получают урок на всю жизнь.

И каждый год всё повторяется заново.

У нашей истории, к счастью, счастливый конец. Случай, произошедший в селе Пригорском Смоленского района в середине ноября, можно назвать примером смелости и неравнодушия. В такие моменты понимаешь, что героизм – это не только когда на войне, рванув рубаху на груди. Героизм – это также способность прийти на помощь, не ожидая ничего взамен.

На краю


Утром в понедельник на улице подморозило, и пенсионер Николай Михайлович Зверев решил вместе с приятелем отправиться на рыбалку. Жена Нина Алексеевна стала отговаривать: «Может, не пойдёшь сегодня? Неспокойно мне что-то, Коля». Николай Михайлович только посмеялся. Собрал снасти, оделся потеплее, попрощался с женой и пошёл на встречу с другом. Сначала рыбаки отправились в деревню Колычево, что в Починковском районе. Раз за разом закидывали удочки, но клёва всё не было. Вернулись домой, в Пригорское. Напарник Николая Михайловича пошёл домой. Зверев же подумал, посмотрел на часы и решил попытать удачу рядом с домом, на реке Нагати. В том месте он раньше никогда не рыбачил, пошёл на авось – время скоротать.
На льду были видны свежие лунки. Николай Михайлович закинул удочку в одну – не клюёт. Отошёл метра на полтора пробурить новую – вдруг повезёт? Не повезло…
После первых оборотов бура лёд под ногами мужчины треснул и провалился. Сначала Николай Михайлович держался за сам бур, потом, когда тот ушёл под воду, повис на ящике со снастями. Когда утонул и ящик, мужчина по горло ухнул в ледяную воду. Попытался было вылезти, но неокрепший лёд крошился под весом человека. Поняв, что дело плохо, мужчина стал кричать что было сил: «Помогите! Люди! Кто-нибудь, на помощь!» Ответа не было. День будний, люди ещё на работе… Казалось, помощи ждать неоткуда. Отяжелевшая одежда всё сильнее тянула на дно, голос сел от крика. В глазах помутилось от ужаса. «Ну всё, сейчас утону», – мелькнуло в голове мужчины.

Звонок


Во дворе, надрываясь, лаяла собака. «Вот разошёлся-то, птицу, что ль, какую увидел», – подумала Галина Муравьёва, помешивая суп на плите. Птицы у водоёма – частые гости. Дом Муравьёвых стоит на берегу реки Нагати, так что хозяин даже мостки сделал, чтобы к воде было удобнее спускаться.
В тот день у Галины Анатольевны был выходной. Начало дня женщина провела за домашними хлопотами. Пока то да сё, уже обед, а через несколько часов муж вернётся с работы – он трудится слесарем в местной жилищно-коммунальной организации.
Лай за окном не утихал.
– Да что ж там такое, – проворчала Галина Анатольевна, отложила ложку, накинула пальто и вышла на улицу.
Пёс, натянув цепь, рвался к воде и заливался лаем. Переведя взгляд с собаки на реку, женщина на мгновение потеряла дар речи. У противоположного берега в полынье барахтался человек. Мужчина хрипло кричал, хватался за лёд, но выбраться сам, видимо, не мог.
Галина Анатольевна бросилась в дом, нашла мобильный телефон и дрожащими руками набрала номер мужа. Только бы он скорее ответил, только бы ответил…

Помощь пришла


Обеденный перерыв подходил к концу. Трое сослуживцев пили чай, когда у Николая Муравьёва зазвонил телефон. Его напарники услышали в трубке взволнованный женский голос и с тревогой переглянулись. Николай Семёнович побледнел.
– Галя звонила? Случилось что?
– Кто-то на реке тонет!
Вспоминая тот день, Николай Муравьёв, Игорь Алексенко и Владимир Крушельницкий говорят: на раздумья времени не было. Услышав, что кому-то грозит страшная смерть, мужчины вскочили, не сговариваясь,
машинально схватили первое, что попалось под руки, – лестницу, которую оставил в коридоре маляр, и помчались к машине. Лестницу наскоро привязали к «Ниве», сами прыгнули на сиденья и рванули к реке. Спустя несколько минут машина уже подъезжала к берегу.
Действовали молча, слаженно и быстро. Лестницу отвязали от машины и толкнули по льду вперёд. Владимир слева, Игорь справа – поползли, подталкивая лестницу к утопающему, а Николай сзади поддерживал основание лестницы, чтобы не ушла в сторону. Обманчивый осенний лёд стал прогибаться под весом мужчин, вода хлынула по ледяной корке, насквозь промочив одежду.
– Тут я первый раз по-настоящему испугался, – вспоминает Владимир Крушельницкий. – А что если все вчетвером утонем – и мы, и он?
Спасатели подтолкнули лестницу к полынье, и обессилевший рыбак вцепился в неё окоченевшими руками. Однако достать его оказалось не так-то просто: лёд ломался, полынья становилась шире. Наконец напарники вытащили Николая Михайловича из воды.
– К тому моменту он уже и кричать не мог – голос сорвал, сам был в шоке. То мычал, то хрипел еле слышно: «Помогите, помогите», – тихо говорит Игорь Алексенко.
На берегу мужчины сняли с рыбака отяжелевшие от воды шубу и валенки, усадили в машину и повезли домой.

«Даже насморка не подхватил»


Нина Алексеевна открыла дверь и чуть не лишилась чувств, взглянув на мужа. Весь мокрый, синий, продрогший. Женщина бросилась снимать с Николая Михайловича мокрую одежду, растёрла его спиртом.
– Он у меня заядлый рыбак. Кто ж ещё на такой лёд пойдёт, – со слезами на глазах рассказывает о том дне Нина Зверева. – А вообще, он всегда был очень осторожен. Бывало, пройдёт, посмотрит: «Нет, тонкий ещё лёд, никуда не пойду». У меня с утра было какое-то нехорошее предчувствие. А муж на рыбалку собрался, как магнитом его к воде тянуло. Когда он уехал, я места себе не находила. Стояла, смотрела в окно… Вдруг – звонок в дверь. Колю привезли! Обложила его бутылками с горячей водой, вызвала «скорую». Сказали, хорошо, что воды не наглотался. Слава богу, всё обошлось, спасибо ребятам! Николай даже насморка не подхватил. К вечеру отошёл. Только вспоминать про случившееся ему трудно – давление поднимается, нервы…

Скромные герои


Посреди замёрзшей реки тёмный след – затянувшуюся тонким льдом полынью видно и сейчас.
– Лед пятнадцать назад я на этом озере уже спасал человека, – задумчиво говорит Николай Муравьёв. – Правда, это летом случилось. Купаться он полез «под мухой» и стал тонуть. Я его вытащил. Вот уж не думал, что ещё раз придётся, да ещё зимой… Вон и червяки его в банке, так там и осталась стоять, – Николай Семёнович машет рукой в сторону, где белеет на снегу маленькая склянка.
Мы стоим на берегу Нагати, неподалёку от того места, где трое сослуживцев спасли пенсионера Николая Зверева. Приехали специально, чтобы узнать о том, как всё произошло, из первых уст. Выслушав рассказ, задаю вопрос, давно вертевшийся на языке:
– Вы-то сами понимаете, что совершили героический поступок?
– Не знаю. Но думаю, перед богом это зачтётся. Очень хотелось бы, – скромно отвечает Владимир Крушельницкий.
– Всё так быстро произошло, мы и понять не успели. Некогда было рассуждать, – в свою очередь поясняет Игорь Алексенко. – Только очутившись снова на работе, поняли, что сделали.
– Да какое тут геройство… Это же человек! Как иначе? Вы бы тоже не прошли мимо! – с чувством говорит Николай Муравьёв, а его товарищи согласно кивают.
– Хорошо хоть не ругали нас – это ж надо, посреди дня с рабочего места ушли и никому не сказали! – смеются приятели.
Я тоже смеюсь, а про себя думаю: тут не ругать, тут награждать надо. Это ведь, как сказал Николай Семёнович, человек. Человека спасти – дорогого стоит.

СПРАВКА «СГ»


Напомним любителям зимней рыбалки и всем читателям: для образования льда безопасной толщины необходимо, чтобы столбик термометра как минимум неделю показывал минус 10 градусов. Специалисты центра ГИМС МЧС России по Смоленской области подчёркивают, что смотреть
также нужно и на цвет льда – если он синий, то можно безбоязненно по нему идти. При этом одному по замёрзшей реке лучше не передвигаться. Дистанция между людьми должна быть до шести метров. При себе желательно иметь шнур длиной 15–20 метров с грузом песка на конце. Рыбакам нельзя сверлить лунки ближе чем в восьми метрах друг от друга.

Фото: Юлия ШОРОХОВА
В Смоленской области открыт еще один дом для престарелых и супружеских пар пожилого возраста
В Смоленской области снижается подростковая преступность

Другие новости по теме