Смотри изнутри: Смоленск

Смотри изнутри: Смоленск. Как город стал родным

30 декабря 2018 года в 15:30

Героем специального проекта о смолянах стал преподаватель СмолГУ, поэт и переводчик Леонид Кузьмин. Леонид Алексеевич рассказал, почему считает Смоленск своим родным городом, как началась дружба длиною в 50 лет, и где живут самые красивые люди.

Сегодня Леонид Кузьмин выпустил уже более 10 сборников стихов, продолжает преподавать на филологическом факультете, а еще он убежден, что у смолян должно вырабатываться чувство ответственности за родной край.

Приглашение в Смоленск

Леонид Алексеевич родился в Москве, а воспитывался в Воронежской области бабушкой и дедом. Отец, вернувшись с войны, умер через год после рождения сына, а мать уехала работать по распределению в Рязанскую область.

- Мама хотела, чтобы я родился в Воронежской области, где жили её родители. Когда близился срок рожать, она попросила отца купить билет, но очереди на вокзале были гигантскими, отец провел там несколько суток, а желанный билет для моей матушки ему никак не доставался. Поэтому мама родила меня в Москве, а позже мы уехали к бабушке и деду, - рассказывает Леонид Кузьмин.

Леонид Алексеевич с теплом вспоминает детство: яблоневые сады и прогулки с бабушкой и дедом в тех красивых краях. В 5 лет мама забрала его в Рязанскую область, где он провел подростковые годы и окончил школу.

В Смоленск Леонид Алексеевич приехал по приглашению тёти. Он поступил в СмолГУ на факультет иностранных языков.

- Мы учились в нынешнем старом корпусе, который тогда был единственным. Занимались во вторую смену, что меня, как человека – «сову» по отношению ко сну явно очень устраивало. Этот корпус в те годы был очень здорово перегружен: здесь занимались параллельно с нами студенты художественно–графического факультета, пересекались аудиториями мы и с историками, - вспоминает начало учебы Леонид Алексеевич.

В начале 60-х годов было принято новое постановление об изучении иностранных языков. На первый план вышел английский язык, в то время как раньше в школах и университетах изучали, в основном, немецкий.

- Я с удовольствием вспоминаю, что у нас было много часов английского в неделю. Мы буквально не выходили из фонетической лаборатории, тогда там еще были старинные такие катушечные микрофоны установлены. Что-то записывали мы сами, что-то изучали по книжкам и одновременно слушали записи с пленки, - рассказывает преподаватель.

В то время процветал английский клуб. Студенты и преподаватели факультета иностранных языков проводили тематические встречи, ставили английские пьесы, пели песни на английском языке.

- Когда мы учились на втором курсе, в нашу аудиторию во время перемены вошел морячок. Я увидел, что он стоял в стороне и стеснялся, - рассказывает Леонид Кузьмин историю, которая стала началом дружбы длиной в полвека.

- В то время образование для тех, кто уходил служить на флот, было прерывистым. Мой новый однокурсник вернулся как раз в университет после 4-х лет службы, но своих одногруппников он не застал. Чужие для него люди на перемене смеялись, разговаривали, он застеснялся. Я заметил это смущение и подошел к нему, и тогда не мог и мечтать, что вот этот мой шаг свяжет нас на 50 с лишним лет. Столько лет мы дружим, поддерживаем друг с другом контакты и приезжаем друг к другу в гости, - добавляет преподаватель.

Университет также послужил местом, где началась поэтическая деятельность Леонида Кузьмина. На факультете существовали поэтические студии, куда Леонид Алексеевич, будучи студентом, часто приходил, чтобы читать свои стихи. Каждый из слушателей мог высказать свое мнение: как похвалить, так и поделиться замечаниями по поводу написанного автором. Леонид Алексеевич не был новичком в студенческой студии, своё первое стихотворение он написал под впечатлением от полета Юрия Гагарина в космос еще в школьные годы. Поэт рассказывает, что тогда и не думал, что когда-нибудь окажется на родине космонавта.

- После этого ребяческого стихотворения на каникулах я начал что-то фантазировать по поводу полета к звездам и о природе. Я этих стихов не помню, но начал писать в какие-то тетрадки, меня поддерживали, и постепенно стихи становились серьезнее. Очень многое из этого не сохранилось, я дал почитать одному знакомому тетрадку, а он её потерял, - рассказывает Леонид Кузьмин.

Возвращение в Aльма-матер

После выпуска будущих преподавателей иностранных языков распределили на работу по всем районам Смоленской области. На других факультетах СмолГУ в то время было всесоюзное распределение. Знакомые Леонида Алексеевича с художественно-графического факультета уехали на Дальний Восток, несколько из них – в Чечню. Леонид Кузьмин отправился преподавать в Якимовическую школу–интернат недалеко от Рославля.

- Мне выделили комнатку в общежитии, я нацелился, что вот-вот приступаю к работе. И вдруг утром раздался стук в оконное стекло, спросили: здесь живет вновь прибывший преподаватель? Я проснулся, встревожился. Оказалось, что пришла телеграмма от мамы, - вспоминает он.

Из телеграммы он узнал, что приглашен в качестве преподавателя в СмолГУ на кафедру английского языка. Леонида Кузьмина руководство школы отпустило сразу, и уже 1 сентября 1970 года он приступил к работе в университете. Преподаватель признается, что ни разу не пожалел об этом выборе и ни отлучался от работы ни на один день.

- Мы переписывались с однокурсниками, правда, с годами эти контакты увядали. Это естественное течение человеческой жизни. Но мы собирались по круглым датам нашего выпуска. Время некоторых сильно поменяло, и даже на судьбы очень существенно повлияло. Мои однокурсники приезжали на юбилей этого выпуска даже из Соединенных Штатов Америки, - рассказывает Леонид Алексеевич.

Преподавательскую деятельность Леонид Кузьмин совмещал с литературой. Выхода первой своей книги в свет Леонид Алексеевич ждал очень долго, много лет писал для себя, давая почитать стихи только близким людям.

- Моя первая книга вышла в 1997 году, к моему пятидесятилетнему юбилею. Потом лавинообразно издавались сборники, к прошлому юбилейному году у меня было уже 10 книг, затем появилась и 11-я, - рассказывает поэт.

У него есть стихи и о Смоленске, которые передают чувства к городу, многие из ранних стихов поэт помнит и сейчас наизусть.

Мы в ответе за город

- Есть русская пословица: где родился - там и пригодился. Я думаю, надо мотивировать молодежь оставаться в родном городе. Другое дело, что, наверное, возможности трудоустройства по месту жительства достаточно ограничены. У молодых людей должно вырабатываться чувство ответственности за родной край. Вы за него отвечаете, он вам что-то дал, но и вы в него что-то вкладывайте. Получается, что молодежь отрывается от своих корней, пусть и устраивается потом неплохо для карьерного роста, но уже на чужбине. Хотя, конечно, вся Россия - это наш общий дом, - считает Леонид Кузьмин.

Леонид Алексеевич говорит, что люди в городе ощущают себя частичками одной общности, несмотря на разницу в мировоззрении. Преподаватель вспоминает, как на рубеже перестроечных годов в Смоленске существовали дискуссионные клубы, такие как «Аргумент» и «Логос». Здесь каждый мог высказать свою точку зрения, послушать мнение других на определённые темы и вопросы. Леонид Алексеевич часто сам был посетителем этих клубов.

Сегодняшний Смоленск преподаватель любит. Часто проводит время в тех местах, которые нравились еще тогда, когда он только переехал сюда.

- В Смоленске, как и у любого смолянина, я боюсь, что набор любимых мест будет одинаковый. Первые годы я жил недалеко от центра города, любил прогуливаться вечерами в парке. После вступления брак мы жили у родителей жены рядом с Реадовкой. У нас постоянно были лыжные прогулки на аллее, которая вывод к Кургану Славы. Помню, как студенческими компаниями ездили в Красный бор и, несмотря на существовавшие меры предосторожности, мы и костры жгли, и картошечку на палочках поджаривали, - вспоминает он.

- Я должен сказать, что у нас очень красивый народ. Мне приходилось ездить по разным местам, и в командировках бывал, и жил долгое время не в Смоленске, - там люди другие. Возможно, смешение разных кровей в истории Смоленщины сыграло свою роль, и от этого у нас очень красивые люди, а мы, порой, это не оцениваем, - добавляет с улыбкой Леонид Алексеевич.

Леонид Кузьмин твёрдо уверен, что город во многом определяет судьбу человека:

- Я бы сказал, что, будучи рожденным не здесь, я считаю себя смолянином по нескольким причинам - это как раз то, что город сделал для меня. Здесь я выучился, получил образование. Здесь родилась моя семья, здесь живут мои друзья, коллеги, без которых я не чувствовал бы себя в своей тарелке. Сама атмосфера города: его культурная составляющая, его историческая ценность - всё придает мне жизненные силы. Я бы без Смоленска не состоялся, или может, состоялся, но в каких-то других сферах, не будем гадать.

Фото: Алиса Аницкая

Анастасия Костикова

Смотри изнутри: Смоленск. Смоляне вдохновляют смолян
Смотри изнутри: Смоленск. Город глазами художника

Другие новости по теме