Смотри изнутри: Смоленск

Смотри изнутри: Смоленск. Работа над ролью - театр, город и жизнь

9 декабря 2018 года в 11:55

Героем специального проекта о смолянах стал радиоведущий, актер и педагог театра – студии «Диалог» Андрей Костылев. Смолянин рассказал, для чего остался в родном городе, как в школьные годы отправился в поход по Карелии, и почему привык быть строгим педагогом.

Вот уже на протяжении трех лет Андрей активно включен в работу «Диалога» не только как студиец, но и как преподаватель. В людях ему нравится здравое отношение к жизни и к ситуации. Андрей всегда бережет время и ценит честность.

- Нельзя врать себе, в первую очередь. Любая ложь выясняется все равно, потому что земля круглая, всем всё воздастся по заслугам. Если ты обманул, то обманут тебя. Обманув себя единожды, отказавшись от чего-то, ты очень сильно, по моему мнению, отдаляешься от гармонии и хорошего состояния, - убежден Андрей Костылев.

Смоленск из школьных лет

Андрей учился в гимназии имени Пржевальского, и ради того, чтобы он ходил в эту школу, родители переехали в центр города. Семья съехалась с родителями отца Андрея, оставив квартиру в военном городке.

- Мой брат тоже ходил в эту школу. Уже вначале 90-х там был очень мощный педагогический состав, родителям хотелось дать нам с братом хорошее образование, – вспоминает Андрей Костылев.

Одни из самых первых воспоминаний с центром города у Андрея связаны с игрой в футбол.

- У нас во дворе дома (по улице Жукова) было футбольное поле, но такое «убогое», без травы - земля и песок. Было забавно, что любой футбольный подкат сразу превращался здесь в огромную ссадину на ногах и коленях, – рассказывает о детстве смолянин. - Помню, как мы ходили в цирк, который раньше приезжал на площадку возле Крепостной стены. Всегда хотели попасть туда бесплатно и искали пути, чтобы пройти - как в кино. В фильмах же часто показывают, что вот тут за заборчик зайди и пройдёшь, но не получалось же конечно, - добавляет Андрей.

В пятом классе в жизни Андрея появился театр. Один из одноклассников, который уже занимался в «Диалоге» на тот момент, рассказал, что для одного спектакля нужны мальчики. Андрей пришел на прослушивание к художественному руководителю Виктору Зимину, но читать басни и стихи не пришлось. До премьеры спектакля оставалось около 5 месяцев, нужно было начинать репетировать, поэтому всех мальчиков в «Диалог» брали без вступительных испытаний. Несмотря на то, что студийцу нравилось заниматься в театре, в какой-то момент улица оказалась сильнее. Андрей начал пропускать занятия, пропадал с репетиций на долгое время.

- Я много занятий пропустил. Пару раз даже Виктор Дмитриевич встречал меня на улице и стыдил за это. Я приходил заниматься вновь и вновь, потом периодами опять был совсем далек от театра, – рассказывает Андрей.

Еще одним увлечением в жизни Андрея был туристический кружок. Смолянин до сих пор помнит, как ездил на соревнования по спортивному ориентированию, изучал технику пешего и лыжного туризма. Одним из самых интересных путешествий стала поездка в Карелию после 10 класса. Две недели туристы клуба «Пилигрим» шли на байдарках ночевали в палатках, вели путевые дневники.

- Суровая природа в Карелии. В августе вроде везде тепло, а воду трогаешь, и она холодная. На лодке плывешь, видишь, что солнце садится, значит, пора останавливаться. Пристал к берегу, вышел, разбил палатку, развел костер, а утром снова в путь, - вспоминает смолянин.

После 11 класса у Андрея появилось желание попробовать поступить в один из театральных вузов. Однако эту тему в семье не обсуждали. Андрей рассказывает, что свою роль здесь сыграли и отсутствие смелости, и возникшая любовь. К тому же, на последний звонок в гимназию пришел представитель СГУ и сказал, что всех выпускников этой школы принимают в университет без экзаменов. Андрей поступил в СГУ на специальность «Геоинформатика».

Театральная история

В начале 2000-х полученная профессия была не востребована, поэтому Андрей проработал геодезистом около 2-х недель после окончания университета. В основном приходилось работать в полях, чтобы получить информацию о рельефе местности, а затем оцифровать её и использовать для электронных карт. В это же время Андрей параллельно продолжал работать ди-джеем в ночном клубе. Шоу – индустрия оказалась сильнее, и Андрей затем решил попробовать себя в качестве радиоведущего. На радио Андрея Костылева сегодня знают под фамилией Левитан.

Андрей рассказывает, что когда-то было желание вести свою авторскую программу. Сейчас он понимает, что вряд ли на неё будет спрос в Смоленске, и к тому же свою тематику Андрей еще не нашел.

- Яркий пример успешности авторской программы - «Chill», которую выпускает Артем Дмитриев из Санкт-Петербурга уже больше 10 лет. И это круто, что он перерабатывает такой объем музыки. Наверное, я не нашел направление, в которое мог бы также погрузиться и реально каждую неделю высказывать своё мнение и какие-то новые сведения, показывать своё видение, - рассуждает Андрей.

Сегодня радио для ведущего – это та работа, которая получается хорошо и позволяет быть на плаву в финансовом плане.

Сейчас первое место в жизни Андрея занимает семья: жена Ксения, 6-летний сын Артемий и 4-летняя дочь Саша. Второе место Андрей отдает театру. За 20 лет пребывания в «Диалоге» студиец стал не только актером, но и театральным педагогом. 35 часов в неделю смолянин проводит в «Диалоге», приходит каждый день, даже по выходным. Об отсутствии театрального образования Андрей не жалеет. Смолянин говорит, что у многих деятелей театра нет актерского или режиссерского образования, однако это не помешало им достичь успеха в своей работе.

Студийный театр, как рассказал Андрей Костылев, имеет существенные отличия от театра репертуарного. У студийцев и педагогов нет задачи выпустить спектакль быстрее и собрать полный зал. Здесь также нет штатного оператора, композитора, художника по свету. Все спектакли создает инициативная группа людей в свободное от работы время. Андрей признается, что не любит называть себя сотрудником театра.

- Я боюсь, что это может стать просто рутиной, и потеряется живость и жадность до результата. Результатом будет зачисление зарплаты на карточку, а не какой-то обмен энергетикой с залом, - говорит Андрей Костылев.

Студийцы знают смолянина как строго педагога Андрея Андреевича. Но детям нравится слушать преподавателя, перенимать его жизненный опыт и спрашивать советов по поводу ролей и работы над ними. В преподавательской деятельности Андрей ценит, что его опыт может быть полезен юным актерам. Он всегда приводит примеры из жизни, чтобы заинтересовать детей и правильно расставить акценты в определенных ситуациях, будь то сцена или жизнь. Для детей театр - это еще и способ отвлечься от реальности, погрузиться в создание образа персонажа, фантазировать и творить. Андрей помнит, как сам в школьные годы придумывал прошлое и будущее персонажам, переписывал реплики от руки, делал пометки, чтобы лучше понять и почувствовать своего героя. Конечно, попадание типажа в роль – это 40- 50% успешного исполнения. Но перевоплощение в образы, разные по темпераменту, заряженности и типу мышления дают возможность раскрыться и увидеть себя с другой стороны.

- Почему-то так повелось в моей жизни, что я строгий. Люблю задавать неудобные вопросы, чтобы добраться до истины. По моему мнению, это должно заставлять человека задумываться, потому что в современно мире мы кроме самих себя никому не нужны. Наибольшую инвестицию в самого себя можешь сделать только ты и никто другой. Да, тебе могут рассказать родители, могут рассказывать педагоги, но если ты эти вещи не примешь и себя сам не заполнишь здесь и не дойдешь до этого, то это сотрясание воздуха, – говорит о педагогической деятельности Андрей Костылев.

Перед выходом на сцену Андрей чаще всего молчит. Это помогает настроиться на зрителей и заглянуть внутрь себя. Актёр «Диалога» не отрицает, что эмоциональное состояние часто влияет на роль, но знает, что так быть не должно.

- У меня были моменты на сцене, когда мое эмоциональное состояние, мое естество сказывалось на роли, и я делал поступки, которые не характерны этому персонажу. Была пара случаев, они мне неприятны, но я помню их до сих пор, - отмечает Андрей.

Любое произведение искусства должно заряжать человека, настраивать на новые мысли, свершения и создавать настроение. Андрей рассказывает, что долгое время в «Диалоге» шел спектакль «Рыжая пьеса» про девочку, которую никто не понимала в подростковом возрасте. Одна из зрительниц призналась, что приходила смотреть спектакль, когда ей было плохо и сложно, чтобы получить ответы на свои вопросы. Такие взаимоотношения человека и искусства Андрей Костылев считает идеальными. Андрей хорошо помнит случай, когда спектакль помог коллеге абстрагироваться от ситуации.

- У товарища по спектаклю за день до показа умер отец. Я предложил сыграть вместо него, так как мы всегда играли эту роль по очереди. Друг ответил, что сыграет сам, что ему комфортнее и приятнее, если на какое-то время он сможет отстраниться от ситуации. Потому, что когда ты приходишь на сцену, то ты все равно настраиваешься на роль, и то, что ты принес с собой с улицы, из дома, ты это всё отстраняешь, прячешь, скрываешь, - говорит Андрей.

На вопрос о том, какие нравятся роли, Андрей не дает однозначный ответ.

- Роли нравятся «сделанные», в которые зритель поверил. Когда человек увидел, и понял кто я, что я делаю, что мной движет, и почему я так поступаю. Важно, чтобы зритель смог ответить для себя на определенные вопросы: почему я сейчас выстрелил или почему признался ей в любви именно в эту секунду, - отмечает смолянин.

Сегодня у Андрея есть желание не только играть в театре, но и ставить что-то свое. Но пьесу, которую хотелось бы показать на сцене, он еще не нашел.

- Нет такой пьесы, которая меня бы задела и сложилась бы картинка, чтобы я видел исполнителей на каждую роль. Это очень сложно, потому что для детей есть материал, а для взрослых - нет. Людей не так просто «выловить», чтобы они приходили на репетицию. Это же титанический труд: нужно выхватить человека из семьи, три вечера не быть дома, и репетировать. Даже студенческую студию сейчас сложно собрать, - рассказывает Андрей.

Роль города

В Смоленске больше всего Андрей любит Набережную, старые мощеные улочки за планетарием и улицу Большую Советскую. Его бабушка была учителем истории и привила с детства любовь к историческим местам. Андрей помнит, что в студенческие годы совершил много прогулок по Крепостной стене, проводил там романтические вечера. Сейчас многие из выходов на Крепостную стену уже закрыты, но смолянин до сих пор знает, как и где подняться наверх. Что касается желания переехать из города, то оно у смолянина иногда появляется, но потом пропадает снова.

- Когда здесь всё надоедает, то хочется отсюда сбежать, но разве в другом месте будет лучше? Не уверен. Разве, уехав, в Москву или Петербург я стану известным актером и режиссером? Вообще не уверен. Таких, как я, миллион точно в России найдется, а то и больше. Сотнями тысяч выходят актеры, режиссеры, декораторы, художники из театральных вузов. Успех - это или воля случая, или очень грамотная финансовая инвестиция. Для того чтобы стать знаковой личностью в какой-то индустрии не так важно в каком ты городе, - уверен Андрей.

На вопрос о том, что хотелось бы изменить в городе, Андрей, улыбаясь, отвечает: «Я бы хотел, как волшебник, распылить над городом зелье чувства вкуса и меры, чтобы все жители его вдохнули и стали образованными, интересующимися, культурными, не безразличными к тому, что происходит вокруг».

Фото: Алиса Аницкая

Анастасия Костикова

Смотри изнутри: Смоленск. Большие возможности небольшого города
Смотри изнутри: Смоленск. Город, в который захотелось вернуться

Другие новости по теме