Смоленску-1150

Какие памятники нам нужны?

30 апреля 2010 года в 11:09
В преддверии юбилейной даты - 1150-летия первого упоминания Смоленска в Устюжском летописном своде (мы празднуем вовсе не дату основания города!) – идёт определение приоритетов для реализации наиболее значимых проектов. В области культуры и искусства это прежде всего реставрация памятников архитектуры, строительство выставочного культурного центра, установка новых монументов.

Вот как раз по поводу монументов, новых памятников для города-героя как раз и хочу высказаться. Да, выбрать из множества имён наших прославленных земляков, чтобы запечатлеть их в бронзе, граните и мраморе, наиболее достойных не так уж просто. Действительно их много - наших предшественников, оставивших значительный след в истории России: государственные деятели, первопроходцы в различных областях знания и науки, художники и литераторы, учёные, артисты, воины, герои труда… Немудрено попасть в тупик. У знатоков-краеведов тоже у каждого свои приоритеты. Только вот времени до юбилейной даты осталось немного. А серьёзный памятник - то, что станет посланием нашим потомкам от нас, то, что создается на долгие годы, требует основательного подхода и значительного времени на сооружение.
Давайте поможем друг другу в этом вопросе разобраться стратегически. Мы имеем много имён, каждое из которых достойно увековечения, и ограниченное количество средств. Но ведь и память можно увековечить по-разному: называть улицы, учреждения именами видных земляков, учреждать именные премии. Да и памятники могут быть разными: от скульптурной композиции из одной или нескольких фигур, стелы, обелиска до бюста или мемориальной доски с портретом.
В выборе персонажей для памятника нужно, на мой взгляд, руководствоваться простой и ясной идеей: значимость события или персонажа для памятника определяется их весомостью сначала в масштабах страны (как бы она ни называлась в разные времена) и затем в отношениии к малой родине - Смоленщине. Неважно, в какую эпоху жил человек, важны дела, свершения, поступки. То есть воины, защищавшие Смоленск в разные времена от захватчиков (поляков, французов, немцев…), делали одно дело - сознательно отдавали свои жизни "за веру, Отечество и други своя". И результат у них один - они отстояли свой и наш город в годы лихолетья, и победа у них по сути одна, хотя называется по-разному. Строители наших храмов и крепостной стены делали то же, что и наши современники, возрождавшие город из руин Великой Отечественной войны. Учёные, художники, писатели тоже занимались одним делом – разделить их могут только идеологи, но нужно ли? Критерий один - нравственный закон, по которому живёт человечество уже не первое тысячелетие. Все, в конце концов, трудились на благо и во славу России, здесь более важен масштаб этих трудов.
Так вот. Некоторые из наших великих земляков уже имеют общественную память в городе и области, а большинство - ещё нет. Конечно, Юрию Гагарину, например, хотелось бы поставить в Смоленске более значимый памятник, хотя есть бюст в городе и фигура в Гжатске-Гагарине. На мой взгляд, заслуживает более значимого памятника и такой уникальный художник, как Сергей Тимофеевич Конёнков. Однако в городе установлен бюст - его вдохновенный автопортрет, открыт его персональный музей, и можно подождать лучших времён.
А вот такое значимое имя для Смоленска, как Никифор Мурзакевич, написавший первую систематизированную историю города, почему-то до сих пор не нашло достойного отклика в потомках. А ведь он - скромный приходской священник, своими трудами был известен не только российским историкам, но и царю-батюшке, который выделял ему личные субсидии на труды по истории. А кроме того, он достоин памятника за личное мужество, когда во время нашествия Наполеона, будучи одним из всего двух оставшихся в городе священников, сначала сохранял, как мог, святыни и ценности смоленских храмов, а потом, при решающем штурме города, на стенах Королевского бастиона под огнем противника исполнял свой долг, напутствуя воинов.
А сколько значительных и удивительных личностей среди более чем трех десятков смоленских святых! Тут что ни имя, то подвиг, однако выбрали только двух (конечно, достойных) - Меркурия и Авраамия. А что же благоверный князь Ростислав Мстиславич, внук Владимира Мономаха? Уж вот кто потрудился для Смоленска: при нём основана Смоленская епархия, принят "Устав Ростислава" - основной закон княжества, построены защитные укрепления города, впервые развернуто широкое каменное строительство, высокого культурного уровня достигло развитие Смоленска. Современниками князь оценивался как крупнейший деятель своей эпохи. К месту вспомнить, что один из наиболее почитаемых первых русских святых благоверный князь Глеб, убиенный в пределах современного Смоленска, увы, отмечен лишь памятным камнем на этом месте. А ведь в планируемой программе паломнического туризма для Смоленска это имя невозможно переоценить! Тут бы и памятник, да и целый комплекс был бы кстати. Впрочем, в этом вопросе возможно и другое решение – памятник всем смоленским святым, потому что, повторюсь, тут что ни имя, то отдельная памятная строка Смоленщины (проекты имеются).
Но больше всего меня лично удивляет невнимание к такой глыбе не только российского, но и европейского масштаба, как светлейший князь Г.А.Потёмкин-Таврический. Ответьте мне: кто из смолян – государственных деятелей столь велик, как Потемкин? Кто ещё из уроженцев Смоленщины столько сделал для России? Великий деятель великой эпохи в истории российского государства, фактический соправитель Екатерины, он проводил осмысленную государственную политику во славу и процветание России. Его личными трудами Россия стала черноморской державой, к её территории присоединены Крымский полуостров и обширнейшие пространства Северного Причерноморья – теперешняя житница, чернозёмы российские. В этих пустующих тогда землях были устроены деревни через каждые 20-30 километров, которые заселены колонистами, что было непросто без предприимчивости и изобретательности князя. С освоением этих территорий и с подчинением России Крымского ханства было навсегда ликвидировано одно из самых опасных направлений, угрожающее Отечеству с юга. Кроме того, Потёмкиным были создана лёгкая казацкая конница и татарские дивизионы для защиты территории. Им были построены города Севастополь, Херсон, Екатеринослав (Днепропетровск), Николаев и другие, возведены базы Черноморского военного и торгового флотов. Был построен и сам Черноморский флот, который тут же принял деятельное участие в войне с Турцией и под предводительством адмирала Ушакова покрыл себя бессмертной славой.
Во времена активной государственной деятельности Г.А.Потёмкина значительно укрепились международные позиции России. Отмечались развитие ее экономики, поразительный рост культуры и искусства, которые шли рука об руку с ростом производительных сил и приростом народонаселения. Русские мануфактуры были самыми крупными в Европе. Английский флот ходил под парусами из русского холста, торговый баланс с Францией – крупнейшей колониальной державой того времени – был в пользу России. Небывалый строительный подъём распространился от обеих столиц до самых глухих уголков страны. Строились храмы, дворянские усадьбы, почтовые станции, фабрики, верфи, мануфактуры. Крепло и росло купечество. Новые промышленные и торговые компании простирали свою деятельность до Аляски и Калифорнии.
На военном поприще Светлейший много раз показал себя превосходным стратегом. Будучи главой Военной коллегии, именно он провёл военную реформу. Во время русско-турецкой войны, являясь главнокомандующим, непосредственно руководил кампанией, (взятием Очакова и др. городов, Нижне-Дунайской операцией и т.д.), способствовал расцвету полководческого таланта А.В. Суворова, которому он протежировал и который, в свою очередь, высоко ценил своего командующего: "Главное дарование великого человека – знать избирать особ по их талантам", - писал Суворов о Потёмкине. Кстати же, не только военным, но и дипломатическим талантам Потёмкина отдавали должное не только российские, но и весьма недружелюбные деятели Европы.
Да не перечислить всего! Его свершений хватило бы на многих. Однако почему же он столь нелюбезен своим нынешним землякам, что ещё надо было ему совершить, чтобы в юбилейный для себя год заслужить память потомков? Неужто завистливые и недружелюбные измышления секретаря Саксонского посольства в Санкт-Петербурге фон Гельбига о "потёмкинских деревнях", бездокументальные и анекдотичные, так на нас влияют? Но как раз документами они опровергаются, так же, как и якобы зажим талантов Суворова. Так давайте отдадим должное нашему великому земляку, тем более что модель памятника уже существует.
А совет отсоветовал!
Выбираем символику юбилея

Другие новости по теме