Дороги

Битва за Ярцево: как героическая оборона «смоленских ворот» повлияла на ход войны и довела Гитлера до инсульта

26 июля 2012 года в 10:42
Смоленское сражение, Вяземский котел... Эти названия знакомы даже людям, далёким от истории Великой Отечественной. Но был ещё один эпизод первых месяцев войны#8194;– не столь известный широкой публике, но от этого не менее героический: оборона Ярцева. События, развернувшиеся там ровно 71 год назад, сыграли чрезвычайно важную роль в дальнейшем развитии событий на театре военных действий и отчасти – даже в исходе Второй мировой.

«Смоленские ворота»

Давно признано, Смоленск#8194;– ключ к Москве, а местность между Днепром и Западной Двиной, где расположен город,#8194;– «Смоленские ворота». В этом же направлении, в 60 километрах на восток от Смоленска, ближе к столице нашей Родины – город Ярцево, расположенный у притока Днепра#8194;– реки Вопь. В 1941 г. она была глубже и полноводнее. Вверх по течению, почти до Холм­Жирковского района, поднимались катера, а вниз по течению до Соловьёвой переправы и далее по Днепру путь был открыт до ледостава. Смотришь на карту Смоленского сражения и сразу видишь: две шоссейные дороги#8194;– Старая Смоленская на Соловьёву переправу и Москва – Минск через Ярцево, железная дорога Минск – Москва – тоже через Ярцево. В то время деревня Соловьёво входила в Ярцевский район.

Призрачные надежды противника

Гитлеровское руководство, опьянённое легкими победами в Европе, в основу агрессии против СССР положило концепцию блицкрига. Из всех стратегических направлений, на которых наступали гитлеровцы, первостепенным являлось Смоленско¬Московское. Здесь враг наносил свой главный удар. С самого начала войны он стремился к захвату Москвы. «Захват этого города, – подчёркивалось в плане «Барбаросса»,#8194;– означает как в политическом, так и в экономическом отношениях решающий успех. Иными словами, ударом на Москву сломить сопротивление Красной армии и победоносно завершить молниеносную войну». Для выполнения этой задачи привлекались отборные силы вермахта.

В такой исключительно трудной обстановке и развернулось самое крупное в первые месяцы Великой Отечественной войны Смоленское сражение. Оно представляло собой сложный комплекс оборонительных и наступательных действий советских войск против немецко­фашистской группы армий «Центр» и части сил группы армий «Север». На огромной территории велись ожесточённые бои. На этом направлении немецко­фашистское командование, воодушевлённое крупными успехами, было полно радужных надежд на ближайшее будущее и не сомневалось в быстром и окончательном выигрыше войны против Советского Союза. «Когда мы форсируем реки Западную Двину и Днепр,#8194;– отмечал начальник генштаба вермахта Гальдер, – то речь будет идти не столько о разгроме вооружённых сил противника, сколько о том, чтобы отнять у него промышленные районы». Исходя из этого, они надеялись после уничтожения русской армии под Смоленском перерезать железные дороги, ведущие к Волге, и овладеть всей территорией до этой реки.

Смоленск пал. Что дальше?

Для разгрома войск Западного фронта, силы которого, по оценке фашистского командования, не превышали 11 дееспособных дивизий, привлекалось 29 дивизий (12 пехотных, 9 танковых, 7 моторизованных, 1 кавалерийская), 1040 танков, более 6600 орудий и миномётов, свыше 1000 самолётов. 10 июля эта армада обрушилась на советские войска, обороняющие Смоленск. Советские бойцы и командиры сражались под Смоленском с огромным напряжением, проявляли массовый героизм. Однако силы были неравны. 15 июля фашисты ворвались в южную часть Смоленска. Несмотря на ожесточённые уличные бои, удержать его не удалось. 16 июля противник полностью овладел городом.

Надо было во что бы то ни стало не допустить дальнейшего продвижения гитлеровцев. Задачу остановить фашистов, продвигавшихся по шоссе Минск#8194;– Ярцево – Москва, Ставка и командование Западного фронта возложили на созданную 17 июля «группу генерала Рокоссовского», которая, закрепившись в районе Ярцева, на восточном берегу реки Вопь, преградила врагу путь на Москву.

81 день обороны

Ярцевский истребительный батальон был сформирован в самом начале июля из выпускников школ, активистов, комсомольцев, работников военкоматов, милиции, мужчин с ХБК, оставленных для борьбы с диверсантами. Совместно с полком, расквартированным на западном берегу реки Вопь, 16 июля первыми приняли бой по уничтожению тысячи вражеских десантников. Чтят ярцевчане и 4126 призывников первого призыва в грозном 1941 году. Это они пополнили 64-ю дивизию, которая за массовый героизм и мужество в борьбе с захватчиками на ярцевском рубеже 26 сентября 1941 года приказом Наркома обороны была реорганизована в 7-ю гвардейскую дивизию. У подножия памятника защитникам города написано: «Здесь, на берегах реки Вопь, с 16 июля по 5 октября 1941 года советские воины и ярцевчане вели жесточайшие бои с немецко­фашистскими захватчиками. Массовый героизм и мужество советских людей в Смоленском сражении сорвали планы гитлеровцев. Вечная слава героям Смоленского сражения».

Несмотря на то что 16 июля противник полностью овладел Смоленском, советские войска на рубеже Холм­Жирковский#8194;– Ярцево – Ельня (штаб группы Рокоссовского был в районе Ярцева) закрыли на замок все пути – и шоссейные, и железнодорожные – в сторону Москвы на 81 день!
Начальник генерального штаба вермахта Гальдер в своём дневнике записал: «Танковая группа Гота своим правым флангом вышла в районе Ярцева на большое бетонированное шоссе Смоленск – Москва». Вот она#8194;– вожделенная возвышенность северо¬восточнее Смоленска, с которой, как утверждал тремя днями ранее командующий группой армий «Центр» фельд­маршал фон Бок, должен начаться заветный последний рывок к Москве. Эту же мысль поддерживает и начальник штаба 4¬й полевой армии группы армий «Центр» Гюнтер Блюментрит. Именно в этот день командующий танковой группой Гот за прорыв в район Ярцева был пожалован Гитлером «дубовыми листьями» к Рыцарскому кресту (наивысшая степень отличия гитлеровского генералитета). В Германии было создано министерство восточных территорий, так исконно русские земли превращались в «восточные территории» Третьего рейха.

«Ход войны пошёл бы по-другому...»

В тот же день, 16 июля 1941 года, в Москве Сталин подписал приказ о предании суду бывшего командования Западного фронта, ввёл институт военных комиссаров и пришёл к решению лично возглавить Наркомат обороны. В тот период, когда в Ярцеве сдерживали наступление фашистов, этот рубеж посетила английская военная миссия, и её участники остались довольны ведением боевых действий. Этот аргумент был решающим в подписании англо­советского и советско¬американского соглашений по оказанию нашей стране помощи в противостоянии нацизму. Было положено начало созданию антигитлеровской коалиции. Именно сверхстойкая оборона защитников Ярцева на самом главном направлении удара вермахта заставила правящие круги гитлеровской Германии, союзной самурайской Японии, а также тяготевшей к Германии Турции воздержаться от объявления войны СССР и тем избавила страну от угрозы ведения войны на два, а то и три фронта. Об этом не забывают и в наше время многие эксперты, добавляя: «Не было бы такого продолжительного противостояния – ход войны пошёл бы по¬другому, неизвестно как»...

Микроинсульт для Гитлера

Все дороги на Москву на обширном рубеже Холм­Жирковский – Ярцево – Ельня на какое­то время были закрыты для продвижения врага. 20 июля в том же гальдеровском (начальник генштаба сухопутных войск вермахта) дневнике тревожная запись: «Обстановка на ряде участков фронта группы армий «Центр» резко обострилась: противнику удалось вклиниться в наши боевые порядки… противник ведет энергичные атаки. Всё это вызвало известный упадок духа у наших руководящих инстанций. Особенно ярко это выразилось в совершенно подавленном настроении главкома (главнокомандующий сухопутными силами гитлеровской Германии генерал­фельдмаршал Браухич.#8194;– Прим. ред.)».

Иначе говоря, за три дня боёв на берегах реки Вопь советские воины сумели своими действиями ввергнуть в депрессию фон Браухича, имя которого заставляло содрогаться всю порабощённую гитлеровцами Европу. 20 июля (за четыре дня боёв!) защитники Ярцева ввергли в депрессию Браухича, а десятью днями позже довели до микроинсульта самого Гитлера! А ведь до того, как война докатилась до ярцевского рубежа, и Браухич, и Гитлер страдали безудержной эйфорией скорой победы.

Прорвать оборону советских войск на ярцевском рубеже фашистам не удавалось. 30 июля Гитлер подписал приказ о переходе немецкой армии на московском направлении к обороне. Через две недели, 12 августа, войскам группы армий «Центр» предписывается «предпринять успешное наступление против группы войск Тимошенко». Успеха не получилось.

Оборона Ярцева была самой продолжительной на всём советско¬германском фронте летом и осенью 1941 года. Она стала одной из самых ярких и значимых точек сопротивления гитлеровской агрессии. В ходе боёв за Ярцево гитлеровцы потеряли более 100 тысяч солдат и офицеров и лишились более 150 танков. Ярцевский рубеж все же был прорван: слишком неравны были на тот момент силы СССР и Германии. Враг неудержимо рвался к Москве. Но история ярцевской обороны стала, без сомнения, одним из важнейших факторов в дальнейшем исходе войны.
В поисках Вороновского
Три фильма о Смоленске

Другие новости по теме