Дороги

Телеканал «Россия 24» показал фильм о памятниках Смоленска

19 июля 2012 года в 09:54
Недавно состоялась премьера документального проекта «Открытки к празднику». Режиссёр и сценарист Анастасия Артёменко рассказала «Смоленской газете» о том, как создавался фильм.

– Анастасия, в двух словах о сюжете фильма...

– К приезду Николая II в Смоленск на празднование 100-летия победы над Наполеоном была сделана серия открыток, на которых запечатлены и виды города, и памятники событиям той войны. Большинству людей, интересующихся историей, эти открытки знакомы по известному набору, выпущенному Дрезденским писчебумажным магазином. На протяжении фильма историки, среди которых известный коллекционер старых открыток краевед Леонид Степченков, рассказывают про памятники, войну и празднование 100-летия победы. А фотограф Анна Зимина повторяет работу своих коллег вековой давности, давая зрителю возможность сравнить одни и те же памятники, но столетие спустя.

– Почему именно через тему открыток вы решили рассказать о памятниках 1812 года?

– Я очень люблю рассматривать старые фотографии Смоленска. На открытках, которые были сделаны сто лет назад и раньше, даже центральные улицы города узнаются с трудом. Всё-таки город очень сильно был разрушен в годы Великой Отечественной, многие здания восстановлены весьма приблизительно. А вот памятники#8194;– совершенно не изменились. Теперь монументы, созданные ещё в царское время, находятся в окружении современного Смоленска. Но они не стали «осколками прошлого», эти памятники – часть нашей жизни. Поэтому в фильме показаны несколько историй, которые могли произойти рядом с этими памятниками. Кстати, в фильме снимались обычные смоляне, не актеры. Ключевой эпизод – возложение цветов к «памятнику с орлами» ветераном Великой Отечественной войны Павлом Макаровичем Кузнецовым. Объясню почему.

О памятниках принято рассказывать как о произведениях искусства, а мне хотелось сделать акцент на том, что это прежде всего знаки, напоминающие о героической гибели людей. Конечно, война 1812 года по своей протяжённости, размаху и количеству жертв значительно уступает Великой Отечественной. Но по меркам начала XIX века это была очень кровопролитная война. Хоть сейчас уже нет людей, для которых бы война 1812 года была личной, семейной драмой, но отодвигать её на второй план в своей памяти, в своей душе нельзя. В какой-то мере они соратники – ветераны ВОВ и герои 1812 года, ведь они сражались за один город и за одну отчизну, пусть и при разных режимах.

– Сколько времени ушло на создание фильма?

– По смоленским меркам фильм снимался довольно долго#8194;– с октября 2011 года по май 2012-го. Изначально я планировала закончить весь съёмочный процесс осенью. Однако реконструкция памятника генералу Скалону и памятника Софийскому полку не была завершена в срок, поэтому съёмки пришлось отложить, а сценарий#8194;– переделать. Но дело не только в организационных трудностях, но и в особой тщательности съёмочного процесса. Мы использовали самые современные технические средства стабилизации камеры, которые доступны в Смоленске, – стэдикам, слайдер (камера как будто облетает и объезжает памятники), а некоторые памятники снимали при помощи строительной вышки. Благодаря этому в фильме есть такие виды монументов, которые смоляне вряд ли когда-либо смогут увидеть вживую. Например, в четвёртом эпизоде фильма, посвященном «памятнику с орлами», можно рассмотреть лицо галла, взбирающегося по скале. Обычно мы видим только его спину и ноги.
Дом летающих танков
Чужих детей не бывает

Другие новости по теме