Дороги

Владимир Рощенко. Воин. Музыкант. Учитель

9 апреля 2012 года в 10:12
10 апреля 2012 года исполнилось 85 лет со дня рождения Владимира Рощенко – первого директора Смоленского музыкального училища.

...По пыльным улицам кубанской станицы бежал рыжий тощий подросток. Стрелой влетел домой, схватил гармошку и стал по слуху играть музыку, которую только что услышал в кино. Там рать Александра Невского поднималась на бой, и эта музыка «Вставайте, люди русские» звучала в ушах, душе, не отпуская ни на минуту. Он с детства привык всё подбирать по слуху, играть для себя, друзей, на свадьбах и семейных праздниках. Но такой силы музыку слышал впервые. Тогда имя Сергея Прокофьева мальчишке ни о чём не говорило, это потом он узнает, продирижирует. А сейчас было только начало пути будущего музыканта. Именно это детское впечатление он будет часто вспоминать и навсегда полюбит прокофьевскую музыку. В семье профессиональных музыкантов не было, но на чердаке лежали гармошка, мандолина и виолончель. Сегодня сочетание таких инструментов кажется почти экзотическим, однако тогда странным не казалось, родня иногда играла кто на чём.

А потом, уже в 1942-м, командир одного из отделений отступающих советских войск, расквартированных в станице, упросил мать этого забавного рыжего подростка отпустить мальчика «сыном полка». Объяснение было простое: «Уж больно здорово на гармошке играет». И гарантии простые: «Если я выживу, и он выживет». Так 15-летний Володя Рощенко оказался в рядах Красной Армии. Сначала жуткое отступление: Кавказ, снег, голод, обморожение. Но о войне потом вспоминал другое: ансамбль песни и пляски Третьего Украинского фронта, приму Большого театра Ольгу Лепешинскую, выступавшую перед нашими войнами в освобождённой Одессе, красоту нетронутого бомбардировками Будапешта, Венский оперный театр, цветы советских воинов к памятнику Штраусу (сегодня мемориал советским воинам, освобождавшим Вену, расположен в центре австрийской столицы, там чисто, ухоженно и многолюдно, и я испытала чувство невероятной благодарности венцам за эту память, в том числе и о моём отце). И главный военный трофей, подаренный ему сослуживцами, – красивый австрийский баян.

В 1949-м почти случайно (друзья посоветовали) приезжает в Саратов, поступает служить в училище МВД, но уже музыкантом в ансамбль, одновременно становясь студентом дирижёрско-хорового отделения Саратовского музыкального училища, а потом и Саратовской консерватории им. Собинова. Здесь шквал музыкальных впечатлений: от высокой классики до джаза. Интересным было всё: сама учёба у блистательных педагогов, спектакли Саратовского оперного, именитые гастролёры. Как известно, Саратовская консерватория была открыта следом за Московской и Петербургской, в 1912 году, успела побывать «императорской», и именно в Саратов во время Великой Отечественной войны была эвакуирована Московская консерватория. Всё это придавало особую «профессорскую», какую-то дореволюционную породу её педагогам, что не проходило бесследно для студентов. Учёба у последователей русских музыкальных классиков была не только постижением музыкальных знаний, но и воспитанием. Там пестовали интеллигенцию в самом классическом и лучшем смысле этого слова.

Конец 50-х – начало 60-х – это время, когда открывать, осваивать и покорять стремились все молодые люди. И было неважно – космос, целина, сельская школа… Физики, лирики…

Из этого времени и Смоленское музыкальное училище. Дата его рождения – 1958 год. Именно тогда молодой выпускник Саратовской консерватории Владимир Рощенко из многих предложений по распределению выбрал именно это: приехать в неизвестный ему город и открыть там музыкальное училище. Завербовав с собой друзей-студентов, он привёз весёлую, шумную и очень талантливую компанию, расположившуюся жить и работать в старом дореволюционном доме напротив сквера Блонье.

Городское начальство с большим уважением отнеслось к молодым музыкантам и новому городскому детищу – училищу, вокруг которого сразу закипела жизнь. Новоиспечённый директор получил «добро» не только своих саратовских педагогов, но и ректора Московской консерватории Александра Васильевича Свешникова, великого русского хорового дирижёра. Наставления мастера Владимир Григорьевич помнил всегда. Московская консерватория помогла не только советами, но и нотами, инструментами, контактами с московскими музыкантами.

С открытием училища всё закипело, запело, заиграло. На все отделения были огромные вступительные конкурсы, а выпускные экзамены становились настоящим культурным событием. Получилось, что именно этого замечательного феномена – музыкального училища – не хватало, чтобы город получил какую-то особую культурную жизнь и свою особую культурную атмосферу. Молодой директор сразу организовал городскую капеллу, которая довольно быстро стала не только популярной, но совершенно необходимой городу. И даже вскоре поехала с гастролями в Москву и Ленинград. Тут же выросли оркестр народных инструментов, духовой оркестр… Город и область наполнились концертами, фестивалями профессионалов и любителей, разного рода музыкальными начинаниями. Это теперь в каждом районном центре области есть музыкальная школа, а в городе их целых шесть. И всюду выпускники Смоленского музыкального училища. А тогда было две на всю область. Всё лучшее, что было до него в Смоленске, было взято директором в оборот и поддержано, всё новое тут же получало дорогу. Тут нелишне напомнить, что сам Владимир Рощенко был замечательным хормейстером, дирижёром, а лучше так – настоящим талантливым музыкантом. Может быть, поэтому и удалось ему и его коллегам создать эту особую творческую среду в городе и чудную, абсолютно семейную атмосферу в училище. Капустники драматического театра (где Рощенко был дирижёром оркестра) и училища становились настоящими спектаклями. Надо заметить, что директор обладал отменным чувством юмора! Шахматные турниры педагогов, совместные праздники и дни рождения (порой, естественно, превращавшиеся в педсовет на выезде), катания на роликах (да-да, это было уже в начале 60-х!), бесконечные обсуждения литературных новинок («Новый мир», «Иностранку» передавали из рук в руки)… И всё же на первом месте была музыка. Студенты училища становились обязательными слушателями приезжавших в Смоленск гастролёров. И каких! Ростропович и Вишневская, Рихтер, Гилельс, хоры Свешникова и Юрлова, оркестры Мравинского, Светланова… Тогда же традицией стали и встречи студентов училища со знаменитыми исполнителями. И даже потом, когда ушёл с директорского поста, оставшись заведовать дирижёрско-хоровым отделением, продолжал то, что было заложено в самом начале пути. Продолжал сам, и продолжали его друзья-коллеги. Дирижировал, учил, просвещал, а ещё «пробивал», открывал, организовывал.

А ещё любил. Любил музыку: Мусоргский, Глинка, Прокофьев – из самых почитаемых им композиторов. Любил шахматы и здорово играл в них. Любил интересных людей, самых разных профессий и судеб. Любил лес, был грибник и рыбак. А ещё очень любил дом. И это понятие – «дом» – в первую очередь для него олицетворяла Валентина Рощенко – сокурсница и жена, и коллега, и помощник, и советчик.

Он прожил счастливую и очень яркую жизнь, жизнь настоящего мужчины. Воин, Музыкант, Учитель, Муж, Отец. Именно так – всё с большой буквы.
Расширяя рамки знаний
В научном мире они не новички...

Другие новости по теме