Дороги

Двойная мощь российского орла

20 июля 2011 года в 15:48
Человеческое имя – не пустой звук, не случайно родители так тщательно его нам выбирают. «Имена» государств, закодированные в названии, флаге, гербе, гимне имеют также большое значение. Взять Российскую Федерацию. С названием проще всего – прямой набор понятий. Гимн также состоит из слов, вполне доступных разумению. Флаг трактуется по-разному, но количество трактовок невелико. А вот что мы знаем о гербе?
Только то, что он пришёл на Русь из Византии. А дальше? Что он означает? Евро-азиатское положение, одновременное обращение к Востоку и Западу? Двоевластие Кесаря и Патриарха? А может, что-то ещё? Об этом мы расспросили гостя «СГ», нашего земляка, автора книг «Герб Смоленска» и «Герб России», почётного члена Всероссийского геральдического общества, члена коллегии Российского геральдического общества Геннадия Ражнёва. Учёный готовит к публикации объёмное, богато иллюстрированное исследование «Двуглавый орёл в культуре России, Востока и Запада», раскрывающее, по его мнению, тайны старейшего российского символа. Он рассказывает:
– Интерес к двуглавому орлу в обществе закономерно возник после 1993 года, когда исторический герб России вернулся на законное место. Однако ответа на вопрос, что он символизирует, не последовало. Да и исследователи затруднялись сказать, где возник данный символ, как он развивался, что означал, потому что в анналах есть две главные трактовки: с точки зрения светской символики и с точки зрения христианства. Какую принимаем?
К слову, двуглавый орёл присутствовал и в исламе, и в масонских символах тоже. В общем, не символ, а сплошное смешение религий, народов и стран (шутка).
– И всё-таки, где он появился впервые?
– К нам двуглавый орел пришёл из Византии, но учёные упоминают, что встречается он и в довизантийских изображениях ассирийцев, персов. И в Египте его находили, и на Руси задолго до официального принятия тоже. Однако ответить конкретно, где же впервые появился двуглавый орёл, учёные не могут.
Попытались и мы с Натальей Ранчуговой разобрать поэтапно путь двуглавого орла. Помогла кросс-культурная психология. Эта наука рассматривает переход какой-либо ментальной ценности от одной цивилизации к другой и её изменение в процессе такого перехода. Благодаря кросс-культурной психологии, мы понимаем, как двуглавый орёл «обрусел».
Хотя «обрусел» он поздно, а ведь четыре тысячи лет назад это был очень популярный символ в Передней Азии. Истоки которого… в Индии! С самых древнейших времён и до сих пор символом индийского штата Карнатака является двуглавый орёл. Есть и монеты того периода, и изображения на стенах храмов. «Гандаберунда» он назывался тогда. С языка карннада «ганда» означает «сильный», «берунда» – удвоение, «двойная сила». Вишну – одно из основных божеств индуистского пантеона – имел одним из неглавных аватаров (воплощений) Гандаберунду в случаях, когда богу требовалась недюжинная даже по божественным понятиям сила. Двуглавый орёл Гандаберунда мог поднять в каждом клюве и в каждой лапе по слону. Вот почему двуглавый орёл всегда символизировал высшую силу, высшую власть. Выше, чем власть простого князя или короля, у которых символом власти был одноглавый орёл.
– Как Гандаберунда распространялся по миру?
– Вовсе не только на запад, в сторону Передней Азии и будущей Византии. На мемориале в Коломбо (нынешняя Шри-Ланка) отмечен этот символ, и в Индонезии тоже. Жители тамошнего султаната Тернате (ныне султанат, а до принятия страной ислама – княжество) имеют в национальной одежде присутствие этого символа. Гандаберунда понравился арабам и туркам-сельджукам. Понятно, что под двуглавым орлом они понимали не Вишну, а Аллаха. В музее я видел артефакт, где одно из имён Аллаха начертано на груди двуглавого орла.
А там и Византия, конечно, где он стал фамильной эмблемой династии Палеологов. При распаде империи пришёл на Русь и в Священную римскую империю. Посмотрите работы Альбрехта Дюрера, художников Возрождения! Сегодня двуглавый орёл есть в гербах Сербии и Албании, долгие годы он был и в гербе Австро-Венгерской империи.
Западная Европа, в частности нынешняя Испания, также входила в Священную римскую империю. В гербе многих испанских городов до сих пор есть орёл. Но ведь это была великая колониальная держава, которая по ту сторону Атлантического океана насаждала не только христианство, но и свои символы. Вот почему двуглавый орёл был принят даже некоторыми индейскими племенами. И до сих пор индейцы Мексики набирают его из бисера на карнавальных масках, ритуальных одеждах, преобразовав в соответствии с собственной национальной стилистикой, естественно.
И даже у индейцев Аляски в тотемах появился двуглавый орёл. Но это уже заслуга русских, которые открывали и осваивали северо-запад континента. И даже в Австралию попал двуглавый орёл…
– Прочно ли «угнездился» двуглавый орёл в России?

– Сложный вопрос. К примеру, у части офицеров среднего поколения, хлебнувших сполна военных реформ, проходивших в период введения старых-новых российских символов, есть неприятие, но у молодёжи, курсантов отношение к двуглавому орлу позитивное. Думаю, в обществе в целом наблюдается такая же картина.
Другой вопрос, что знают граждане об этом символе. В своё время вышло даже распоряжение высшего руководства России о проведении мероприятий по популяризации государственных символов страны. Иными словами, проблемой озаботился сам Президент.
Ни в газетах, ни по телевидению не дают внятного разъяснения символов. И в учебниках для средней школы переписывается одно и то же, не раскрывая сути. К примеру, многие ли знают, что символизирует держава (шар, разделённый на три части, с крестом наверху) в левой лапе двуглавого орла на российском гербе?
– Что символизирует этот шар?
– Этот шар символизирует мир, принявший Христа (крест). Почему шар разделён на три части? Да потому, что ранее были известны только три части света: Европа, Азия, Африка. Не знали тогда Америк! И Австралии «не было», когда родился Христос. В Эрмитаже есть картина с изображением младенца Христа, держащего мир, состоящий из трёх частей света. Вот почему и посланцев-волхвов было три: один чёрный, другой азиат, третий европеец… А как понимаются короны над головой орла? Их не две, а три. Попробуйте изучить этот вопрос сами.
– Почему на современных российских деньгах изображён один орёл, а в гербе – другой?
– Когда начали печатать новые российские деньги, символом был герб с колосками, вот и стали изображать на банкнотах эмблему Центробанка. Эмблемой взяли так называемого «билибинского орла» (Билибин – художник начала XX века, автор серии вариаций главного русского символа, в том числе, двуглавого орла без корон, скипетра, державы и других атрибутов царской власти). Потом был первый проект герба России: в соответствии с историческими традициями – чёрный орёл на золотом поле и так далее. Этот проект «зарубили». А вот проект с золотым орлом на красном щите прошёл. Теперь это современный герб государства.
– Значит, орёл может меняться?
– Ещё как! Дело в том, что эталоном герба является не рисунок, а описание. Рисунок же может меняться. Вспомним Гандаберунду. У индусов принято ценить пышные формы, вот и двуглавая птица у них вся такая крутобёдрая, чуть ли не с женской грудью. А есть северо-германский вариант, где орёл, мягко говоря, чересчур поджарый и воинственный. У индейцев Мексики он схематизирован почти до орнамента. Ну а вообразить двуглавого орла жителей Аляски может любой, кто хоть раз видел тотемный столб. Иными словами, изображение меняется, но общее остаётся… А знаете ли вы, что впервые двуглавый орёл на Руси появился на Смоленщине?
– ???
– В древних кладах под Гнёздово в 1857 году нашли подвеску чистого серебра с изображённой двуглавой птицей. Более древнего изображения двуглавого орла на территории современной России не найдено.
950-960 год н. э.! И вот что замечательно: её сделали смоленские ремесленники, очевидно, по образцам восточных мастеров. Сейчас раритет хранится в Эрмитаже. Несколько лет назад на бриллиантовой фабрике «Кристалл» проходила выставка, где этот уникальный экспонат был представлен на широкое обозрение. Как говорится, имеющий глаза да увидел!

СПРАВКА
Геннадий Владимирович Ражнёв – кандидат философских наук, полковник в отставке, доцент Смоленской военной академии. Символикой и геральдикой увлёкся в 36 лет. Основной работой считает исследование герба Смоленска, которое продолжалось на протяжении восьми лет. Ранее подобные исследования в таком масштабе не проводились. Впоследствии в соавторстве опубликовал исследование истории российского герба.В настоящее время один из ведущих геральдистов России.
Автор современных гербов и флагов Смоленска, Смоленской области, символов ряда муниципальных образований региона, а также более трёх десятков фамильных гербов россиян. В частности, за помощью в разработке фамильного герба к Г.В. Ражнёву обращалась дочь Маршала Советского Союза Георгия Жукова.

В Смоленске почтили память жертв Холокоста
Стройплощадка для таланта открыта!

Другие новости по теме