Дороги

Лес и доходы

22 июля 2009 года в 16:41
Корреспондент «Смоленской газеты» беседует с начальником Департамента Смоленской области Андреем АНДРУНЕВИЧЕМ.
- Андрей Васильевич, каковы параметры и объёмы лесных владений Смоленщины, как они используются?
- Общая площадь земель лесного фонда Смоленской области составляет 1987,4 тысячи гектаров. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.
В соответствии с действующим лесным законодательством использование лесных участков должно основываться на арендных отношениях.
Площадь лесных участков, переданных в аренду, составляет 718,2 тысячи гектаров, или 36% от общей площади земель лесного фонда.
Согласно требованиям лесного законодательства, департаментом в 2008 году договоры аренды участков лесного фонда приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ и переоформлены на договоры аренды лесных участков.
По заявлениям 11 сельскохозяйственных предприятий договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда переоформлены на договоры аренды лесных участков общей площадью 29,9 тысячи гектаров с ежегодным объемом заготовки 47,2 тысячи кубических метров.
Всего приведено в соответствие с Лесным кодексом РФ 168 договоров аренды лесных участков.
Основным видом использования лесов в Смоленской области является заготовка древесины: заключен 131 договор аренды на площади 696,8 тысячи гектаров с ежегодным объемом заготовки древесины 1945 тысяч кубических метров.
Лесным планом Смоленской области установлен оптимально допустимый объем изъятия древесины в год ( расчетная лесосека) – 4,6 миллиона кубических метров, в т.ч. при рубках спелых и перестойных насаждений – 3,2 миллиона кубических метров, при проведении рубок ухода за лесами – 0,9 миллиона кубических метров, при вырубке погибших, поврежденных насаждений и прочих рубках – 0,5 миллиона кубических метров.
За 2008 год использование расчетной лесосеки составило 36%, или 1,7 миллиона кубических метров древесины, в том числе арендаторами лесных участков заготовлено 1,2 миллиона кубических метров, по государственным контрактам на выполнение лесохозяйственных работ – 121 тысяча кубических метров.

Освоение расчётной
лесосеки по годам:
2005 год – 21%;
2006 год – 21%;
2007 год – 24%;
2008 год – 36%.

С 2009 года арендаторы вправе приступить к использованию лесных участков на основании проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы, и в соответствии с лесной декларацией.
Как видно по таблице (см. внизу колонки), самым крупным арендатором лесных участков является ООО «Гагаринский фанерный завод».
ООО «Гагаринский фанерный завод» предоставлены лесные участки на общих основаниях, а также в рамках приоритетного инвестиционного проекта в сфере освоения лесов. Всего предоставлено 27 лесных участков, по двум из них имеются проекты освоения лесов и поданы лесные декларации на 2009 год. По остальным лесным участкам ООО «Гагаринский фанерный завод» проекты освоения лесов до настоящего времени не разработаны.
Кроме того, по 12 лесным участкам ООО «Гагаринский фанерный завод» поданы заявки на расторжение договоров аренды.
По договору аренды участка лесного фонда с ООО «Альянс-С» идет судебное разбирательство по расторжению договора аренды из-за невыполнения арендатором договорных обязательств.
- Вы говорили об арендаторах, которые используют лес для заготовки древесины. Расскажите о других видах аренды леса.
В аренду предоставлены лесные участки по другим видам использования
лесов:
ведение охотничьего хозяйства (пять договоров на площади 21,5 тысячи гектаров);
ведение сельского хозяйства (шесть договоров на площади 22,7 гектара);
осуществление рекреационной деятельности (11 договоров на площади 76,9 гектара);
осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности (два договора на площади
22 гектара);
заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (два договора на площади 23,6 гектара);
геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых (два договора на площади 44 гектара);
строительство и эксплуатация водных объектов( пять договоров на площади 35 гектаров);
строительство линий электропередачи, трубопроводов (восемь договоров на площади 484 гектара);
для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений (один договор на площади 0,008 гектара).
Для собственных нужд граждан по договорам купли-продажи лесных насаждений в 2008 году было отпущено 152,8 тысячи кубических метров древесины (6904 договора), в т.ч. для строительства и ремонта жилья – 45 тысячи кубических метров.
В первом полугодии 2009 года по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан отпущено 86,9 тысячи кубических метров древесины, при 28,8 тысячи кубических метров за аналогичный период прошлого года (таблица 2).
Департаментом в 2008 году проведен 21 лесной аукцион, по результатам которых заключено 457 договоров купли-продажи лесных насаждений с объемом заготовки 237 тысяч кубических метров.
До 16 марта текущего года проведено три аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, на которых было выставлено 112 лесосек с общим объемом заготовки 89,6 тысячи кубических метров. Реализовано 64 лесосеки с объемом 44,2 тысячи кубических метров, или 57% лесосек. Основная причина снижения спроса на древесину связана с экономическим кризисом – это отсутствие рынка сбыта лесопродукции, а следовательно и снижение цен.
- Какие новшества есть в федеральном лесном законодательстве?
- Федеральным законом от марта этого года №32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» внесены существенные изменения в лесное законодательство.
Заготовка древесины может осуществляться на основании договоров аренды лесных участков и на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, а также при размещении государственного заказа.
В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Департаментом разработан проект областного закона, который проходит экспертизу в Правовом департаменте Смоленской области.
В настоящее время департаментом формируется резерв лесных участков с объемом древесины для государственных, муниципальных и собственных нужд граждан Смоленской области.
Для формирования резерва лесных участков и объема необходимой древесины всем муниципальным образованиям были направлены письма с просьбой до 1 мая текущего года направить свои предложения по объемам древесины для муниципальных нужд.
В установленный срок заявки поступили пока только от 12 муниципальных образований.
Как уже было отмечено, всё лесопользование должно основываться на арендных отношениях, а это означает, что лесные участки должны быть предоставлены в аренду, и сроки эти лесным законодательством определены.
Подчеркну: с 1 января 2010 года объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Департаментом в ближайшее время будет сформирован необходимый резерв для государственных или муниципальных нужд, а также для собственных нужд граждан, и только после этого оставшиеся лесные участки будут выставлены на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды.
- Каков доход от использования смоленских лесов?
- В целом за использование лесов в 2008 году в бюджетную систему РФ поступило 144 миллиона рублей при годовом плане 104,6 миллиона рублей, что составило 137,7%, из них:
в федеральный бюджет поступило 79,3 миллиона рублей, что составляет 115,8% по отношению к плану;
в областной бюджет перечислено 64,7 миллиона рублей, что составляет 179,2% к плановому заданию.
В том числе поступления в бюджетную систему Российской Федерации по договорам купли-продажи лесных насаждений составили:
в федеральный бюджет перечислено 20583,5 тысячи рублей;
в областной бюджет – 58317,4 тысячи рублей.
Поступления от арендной платы в 2008 году составили 53,7 миллиона рублей, из них:
в федеральный бюджет – 53,1 миллиона рублей;
в областной бюджет – 0,6 миллиона рублей.
За нарушения лесного законодательства лесопользователями в 2008 году в федеральный бюджет направлено штрафов (неустоек) 4,8 миллиона рублей.
Доходы областного бюджета по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в 2008 году составили 5,7 миллиона рублей (6904 договора купли-продажи).
В 2009 году поступление средств за использование лесов в областной бюджет существенно сократилось. Основная причина – снижение спроса и падение цен на пиловочник и пиломатериалы, а также отмена аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений с марта 2009 года в соответствии с ФЗ-32 от 14 марта 2009 года.
По состоянию на 15 июля 2009 года в областной бюджет поступило 8,2 миллиона рублей лесного дохода, в том числе от продажи лесных насаждений с аукционов 4 миллиона рублей, плата по договорам купли-продажи для собственных нужд граждан – 4,2 миллиона рублей.
- Андрей Васильевич, расскажите о комплексе охранных мероприяий.
- Одним из основных условий использования лесов является их восстановление, обеспечение пожарной и санитарной безопасности в лесах.
В 2008 году комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов был выполнен лесопользователями в полном объеме.
В текущем году выполнены необходимые организационные и профилактические противопожарные мероприятия, проведены весенние лесовосстановительные и питомнические работы.
В соответствии с календарным планом выполнения работ на 2009 год по государственным контрактам, а также арендаторами произведена посадка лесных культур на площади 1900 гектаров при годовом плане 2000 гектарова.
В апреле – первой декаде мая текущего года на территории Смоленской области наблюдалась жаркая сухая погода, с высоким классом пожарной опасности.
Спутниковой системой дистанционного мониторинга на территории Смоленской области за данный период зафиксировано 299 крупных сельскохозяйственных палов на площади около 40 тысяч гектаров.
Пожарными формированиями ОГУП «Смоленсклес» и арендаторов лесных участков осуществлено более тысячи выездов на тушение пожаров на землях сельскохозяйственного назначения, граничащих с землями лесного фонда.
На землях лесного фонда произошло 56 возгораний, все они ликвидированы в день возникновения, огнем повреждено 247 гектаров лесных насаждений. Основная причина – переход сельскохозяйственных палов в лесные насаждения.
В порядке осуществления государственного контроля и надзора за использованием лесов специалистами департамента в 2008 году проведено 337 проверок по соблюдению лесного законодательства. По результатам проверок выдано 951 предписание об устранении нарушений. Нарушителям правил лесопользования предъявлено 109 неустоек на сумму свыше 4 миллионов рублей. К административной ответственности привлечены 107 лесопользователей, на которых наложены штрафы в размере 455,5 тысячи рублей.
Выявлен 431 случай незаконной рубки леса с объемом древесины 26,7 тысячи кубических метров. Сумма ущерба составила 198421,6 тысячи рублей. Нарушителями добровольно возмещен ущерб по 52 нарушениям на сумму 2,3 миллиона рублей, 47 дел направлено в суд. Рассмотрено 34 дела, по которым виновные привлечены к ответственности. Материалы по 328 случаям незаконных рубок находятся в следственных органах.
За январь-июнь 2009 года государственными лесными инспекторами, согласно утверждённому графику, проведено 26 плановых и пять внеплановых проверок исполнения переданных полномочий при контроле за соблюдением договорных обязательств лесопользователями, один из которых - проверка субъекта крупного предпринимательства. Составлены инспекторами восемь протоколов об административном правонарушении на четверых граждан, трех должностных и одно юридическое лицо на общую сумму 28 тысяч рублей.
За первое полугодие лесничествами выявлено 147 незаконных рубок лесных насаждений. Объём незаконно срубленной древесины – 7133,6 кубических метра, что составляет ущерб на сумму 69512 тысяч рублей. Из них в 20 случаях нарушители добровольно возместили ущерб на сумму 480,6 тыс. руб. В РОВД находятся 111 материалов по лесонарушениям с общим ущербом 31558 тысяч рублей. В суд было направлено 19 дел, по 17 из которых 23 человекам вынесены судебные приговоры, по 13 делам с ущербом 1561,6 тысячи рублей отказано в возбуждении уголовного дела или они прекращены. По 4 лесонарушениям с суммой ущерба каждого менее 5 тысяч рублей поданы заявления в прокуратуру о возбуждении административного дела. Судом наложены четыре штрафа на виновных лиц в совершении незаконной рубки на общую сумму 20,9 тысячи рублей.
При осуществлении проверок должностными лицами лесничеств составлены 3240 актов проверок, из них выявлено 837 случаев нарушений «Правил заготовки древесины в лесах РФ» и условий заключённых договоров. Выписано 566 предписаний лесопользователям. Юридическим и физическим лицам предъявлено 357 неустоек на сумму 11312,8 тысячи рублей, по 12 неустойкам дела переданы в суд с общей суммой 618,3 тысячи рублей, в добровольном порядке оплачено 117 неустоек на сумму 294,1 тысячи рублей.
За первое полугодие текущего года в бюджет государства поступило начислений по неустойкам, штрафам, пеням и т.д. на 2,3 миллиона рублей.
- Итак, уровень правонарушений в лесу, к сожалению, повышается. Почему?
- Уровень правонарушений в лесу напрямую зависит от социальных условий в обществе, прежде всего от наличия безработицы. Плохо и то, что у нас упразднена государственная лесная охрана.
Всего в лесхозах раньше было 2340 работников государственной лесной охраны. В настоящее время в органах управления лесного хозяйства работают только 279 специалистов, имеющих полномочия лесных инспекторов.
Свои предложения по внесению изменений в Лесной кодекс РФ, в Кодекс об административных правонарушениях и УК РФ в отношении незаконных рубок мы неоднократно направляли в Федеральное агентство лесного хозяйства, в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и охране окружающей среды. Выступали с докладами по вопросам незаконных рубок на «круглых столах» Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды.
Для обеспечения охраны лесов от нарушений лесного законодательства, своевременного выявления и пресечения правонарушений в органы государственной власти РФ в области лесных отношений нами внесены предложения:
на законодательном уровне установить понятие незаконной рубки лесных насаждений;
возродить структуру государственной лесной охраны, с наделением работников государственной лесной охраны соответствующими полномочиями;
установить ответственность за перевозку незаконно добытой древесины;
усовершенствовать порядок учета заготавливаемой и перевозимой древесины;
создать лесную милицию.
Земля и налоги
О доплатах, социальном пакете и работающих пенсионерах

Другие новости по теме