Дороги

Свет Патриарха. К дню рождения Предстоятеля

20 ноября 2010 года в 12:55
Сегодня, 20 ноября, свой земной день рождения отмечает Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Высшему иерарху Русской Православной Церкви исполняется 64 года. Каждый новый год, каждый новый день пастыря посвящён заботам о земном и вечном. Но какой общество хочет видеть эту заботу? Насколько пересекаются представления о счастье мира и клира?
Мы предлагаем вашему вниманию два письма, поступивших в редакцию. Оба они связаны темой озабоченности за судьбу страны и родной Смоленщины. Они отличаются тональностями, и мы не стали сглаживать: один – требует, другой – благодарит. Автор первого родился в Смоленске, здесь прошла его юность, затем он уехал в Северную столицу и живёт там уже почти 30 лет. Автор второго письма – смолянин.

Чего мы ждём от Церкви сейчас, в нашу кризисную, во всех смыслах, эпоху? С некоторым смущением надо признать, что обычному, невоцерковлённому человеку, каким является большинство из нас, пока совершенно непонятно, чего следует хотеть от нашей традиционной Церкви. Если вспомнить, чего требовала и чего ждала Церковь от общества, то это можно, пожалуй, обозначить одним словом – признание. В практически поголовно атеистической стране признать необходимость и авторитет Церкви – это уже очень много. Мы так и сделали, восстановив наше духовное представительство на небе и зачислив Церковь в заступники пред властью на земле. И вот с последним-то – замешательство выходит.
Чего же ждали и ждём теперь мы, православные и атеистические потомки православных, от нашей Церкви?
Да, ясно, что консервативность, осторожный курс и поддержка власти в критические моменты – это необходимые черты такого института, как церковь. Однако за последние 20 лет частенько хотелось большей определённости в заступничестве перед властью за обычных людей, немало уже жертв принесших на алтарь построения либеральной экономики. Или, скажем так, категоричности в суждениях, вместо дипломатичного молчания Церкви в ответ на смелые эксперименты некоторых наших реформаторов. Означает ли это, что я призываю к большей гражданской, светской активности РПЦ? – да, означает. Хочется видеть здесь энергичность Костёла в Польше времен «Солидарности», оставляя в стороне оценку явлений в соседней стране. Следует ли признать ныне явную недостаточность проявлений этой активности? – да, следует. У Церкви есть свои полемисты, популяризаторы, проповедники, но их мало. Их мало слышно, их практически не видно. Дьякон Андрей Кураев один, а нам нужны десятки таких, как он, и мы ждем их от Церкви. Более того, почему бы не пожелать Церкви страстных и острых публицистов уровня протопопа Аввакума, с врезающимися в сознание формулами, вроде «Разум ваш, грешники, кипит червями!»
Нам сегодня трудно, и кому, как не Церкви, собирать наш размётанный, пустеющий дом, поддерживая растерянных хозяев?
Сознание русского человека сейчас, как никогда, изранено реальностью и нуждается в укреплении, весьма податливо и отзывчиво на Наставление, в котором всегда была сильна Русская Православная Церковь. Мы ждём вдумчивой критики и заинтересованных советов, отеческого слова. Как бы ни были громки сейчас голоса нигилистов и бойких репетиловых с промытыми мозгами, отрицающих авторитет Церкви и молящихся на чужие символы, они стихнут, едва мы услышим обращения Церкви к народу на сегодняшнем языке его реальных проблем.
Мы знаем и помним телевизионные проповеди Святейшего, его талант ритора и эрудицию, его энергичность и ум. Очень хочется надеяться на то, что сейчас обрисованное здесь направление возьмёт значительную долю его внимания, что он сумеет здесь много сделать. Что ещё внушает надежду? Курс на спокойное и уверенное сближение с расколотыми частями некогда целой страны, я имею в виду визит патриарха на Украину, в самые неспокойные, националистически настроенные города и веси. Это заслуживает безусловного внимания, уважения и одобрения, ибо православные там (да, утрирую) – это словно сербы в Косове, на разгромленные храмы которых в кинохронике смотреть сил нет.
Есть и ещё замечательное явление в нашей жизни, которое я вижу и связываю с деятельностью нынешнего патриарха – это много, гораздо больше, чем раньше, народа в церкви по воскресеньям, в том числе – в одном из спальных районов Петербурга. Крестятся люди неумело и невпопад, но они туда приходят, часто с детьми, терпеливо выстаивают службы, много жертвуют. Вот не растерять бы их нашей Церкви!

Александр МУХАНОВ,
инженер, Санкт-Петербург
Свет Патриарха. К дню рождения Предстоятеля

Я смею отнести себя к прихожанам Смоленской епархии. Мои мать и отец были смолянами от рождения, бабушка и дед. Все они прожили напряжённые, полные горестей и лишений жизни. Он любили нашу горькую, скудную землю, и когда надолго покидали наши края, всегда тосковали по дому. Тоже происходит и со мной.
Меня берёт отчаяние, когда я слышу хулу – местную и со стороны – на мой родной край. В этом году Смоленск снова заставил говорит о себе весь мир: воспылала тема Катыни. Следующей бедой грянула авария самолёта президента Качиньского. Происходящее на смоленской земле вызывает ужас и оторопь. На фоне этих бед, в которых ныне живущие смоляне никак не повинны, нам нужен некий заступник, покровитель нашей земли, опора и надёжа, который отведёт рукой наваждение. Таким заступником стал для меня Патриарх Кирилл.
Кирилл – это всегда положительные упоминания Смоленщины, Кирилл – это всегда добрые вести, это субботняя проповедь по самому доступному средству общения – телевизору. Мало кто отметил, что в этом году передаче «Слово пастыря» исполнилось целых 15 лет. Сколько всего произошло за эти годы!.. От кошмара войны на Кавказе, безумной инфляции и страха за себя и детей мы пришли к худо-бедно стабильной жизни, и всегда с нами был Кирилл, наш добрый советчик и не теряющий выдержки наставник. Патриарх мог бы сослаться на занятость и отказаться от телевизионной проповеди, но он знает, насколько это общение нужно людям
Этим летом я находился в Десногорске, когда туда прибыл Патриарх. Накануне в городе прошла страшная гроза с ураганом – стихия повалила оборудование, которое выставили к визиту Кирилла. Люди шептали всякое… Мне повезло – я попал в новый храм на службу, которую проводил сам Святейший. Мне показалось, что он был слаб. Рядом со мной стоял молодой мужчина с женой, и его всю службу бил сильнейший нервный тик – он вздрагивал всем телом, поводил головой, дёргал рукой. Мне было не по себе. Его жена кротко стояла рядом и внимала службе. Все люди вокруг тоже стояли, и никто не роптал на несчастного больного. Хотя кто-то в глубине души наверняка мыслил: это бесы его дёргают! (Пусть этот человек простит мне эти слова, если читает эти строки!) А Патриарх служил. И к концу службы лицо его порозовело. Последовавшая проповедь была пространной и мудрой. Как мне потом сказали, не все горожане её слышали – отказала аппаратура, обеспечивавшая трансляцию на площадь.
А я стоял и мыслил: если столь могущественны бесы, что одолевают человека в храме, что должны чувствовать священнослужители, еженощно сталкивающиеся с ними вне церковных стен?! Каково тому, кто олицетворяет Православную Церковь на земле?!
Я не представляю, какой груз ответственности несёт на своих плечах Патриарх Кирилл, какую волю и силу нужно проявить ежедневно, ежечасно. Я и мои домашние обратили внимание, как стремительно поседел Святейший после избрания на престол. Я не знаю, когда лучше обращаться к Предстоятелю с пожеланиями – в день тезоименитства, интронизации, или в день рождения. Но я от всей желаю ему сил, здоровья и Божьей Помощи в его служении церкви и людям!


Алексей ТЕЛЬПЕГИН,
житель Смоленска
В Смоленке прошел конкурс классных руководителей
В Смоленске прошли дни малого и среднего бизнеса

Другие новости по теме