Дороги

Время собирать камни

7 июля 2009 года в 09:22
Руководители Демидовского района Игорь Корнеев и Александр Семёнов, например, уже определили место, где будет сооружён самодеятельный мемориал демидовским Хатыням, – на районном Поле памяти, что расположено у трассы Демидов – Велиж на правом берегу реки Каспля. Для совета по выбору площадки пригласили депутатов Государственной Думы, членов партии «Единая Россия» Сергея Белоконева, Валерия Гладилина, Сергея Маркова. Депутаты одобрили действия демидовцев, пообещали всестороннюю поддержку, так что не исключено: именно на поречской земле состоится открытие одного из первых на Смоленщине памятников огненным деревням. Таких деревень в районе семь – скорее всего на Поле памяти и будет положено семь громаднейших валунов с мемориальными досками с фамилиями погибших в огне. Как, в каком порядке и конфигурации – это будет, скорее всего, после консультаций с куратором архитектурно-художественной части нашего проекта профессором СмолГУ, скульптором Валерием Гращенковым.
Демидовцы – щедрые люди. Много тысяч лет назад по их краю прошёл ледник, оставивший после себя не только озёра, холмы и гряды, но и много гранитных глыб, тех самых валунов, которые и будут основным материалом для создания наших народных мемориалов. Так вот, Игорь Корнеев и Александр Семёнов говорят:
- Поможем энтузиастам из любого района с материалом. Только транспорт свой присылайте.
Идею создать мемориал на месте сож¬жённых немецкими карателями деревни Гуторово бывшего Батуринского района ещё с 1986 года вынашивает ветеран Великой Отечественной войны полковник Фёдор Русаков. Последние годы Фёдора Ивановича в этом активно поддерживает его коллега полковник Алексей Кузовов. Каждое лето 20 июня Ф.И. Русаков (в Гуторове погибла вся его семья, когда Фёдор воевал на фронте) и А.В. Кузовов организуют массовый выезд в глубинку Ярцевского района на митинг памяти односельчан.
Особенностью нынешнего траурного мероприятия в Гуторове, сообщили в редакцию Ф.И. Русаков и А.В. Кузовов, было принятие обращения к органам исполнительной и законодательной власти Смоленской области, Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации о строительстве Мемориала «Сожжённые деревни Смоленщины».
В митинге, несмотря на непогоду, принял участие около двухсот человек: жители из окружающих деревень, ветераны войн и партизанского движения, представители Администрации Ярцевского района во главе с В.А. Галкиным, председатель Ярцевского горсовета
В.А. Козлов, начальник Главного управления по делам молодёжи С.А. Картошкин и другие. В Почётном карауле стояли учащиеся школ г. Ярцева.
По погибшим был отслужен молебен.
Один из руководителей Смоленского городского общественного фонда ветеранов и сотрудников подразделений спецназначения и спецслужб «Вымпел-Гарант» Игорь Королёв сообщил «СГ», что смоленское отделение берётся за создание мемориала на месте погибшей от рук гитлеровцев деревни Залазня.
Свою форму увековечения памяти – эффективную и доступную для каждого, кто интересуется историей, предлагают сотрудники музея-заповедника. Как сообщает Александра Солдатенкова, в музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» после реконструкции открылся зал, посвященный периоду оккупации.
Зал поделен на четыре тематических раздела, каждый из которых по-новому рассказывает об одном из самых страшных периодов смоленской истории. Более 300 смоленских деревень вместе с жителями были сожжены во время оккупации, страшные снимки, сделанные гитлеровцами, рассказывают о том ужасе, которому подвергались не только военнопленные, но и мирное население. При отступлении в 1943 году они не щадили никого: дети, старики, женщины были подвергнуты жесточайшим мерам расправы. По данным Чрезвычайной Государственной Комиссии за период оккупации на территории Смоленской области гитлеровские изверги расстреляли, повесили, сожгли, заживо закопали 546086 мирных советских граждан – от грудных детей до глубоких стариков. Целые деревни превратились в пепел.
Отдельный стенд отдан под фотографии жителей сожженных деревень. Никто не может остаться равнодушным, увидев представленное - снимок жительницы деревни Осташково Издешковского района с дочерью у обгорелых тел женщин и детей, заживо сожженных фашистскими карателями 13 марта 1943 года. Немцы сожгли деревню Осташково и дом, где находились жители двух деревень. 14 марта 1943 года перед отступлением гитлеровцы согнали в деревню Новая Клетковского сельсовета 200 мирных граждан из деревень Новая, Ломачино, Кривалевка, Гришино в два дома. Заперли их и подожгли с двух сторон. Обстреляли зажигательными пулями, забросали гранатами. 200 человек было сожжено заживо. На снимке 7 человек, которым удалось выползти из горящего дома незаметно для немцев.
Еще одна фотография стенда повествует о страшной трагедии деревни Никулинка Басинского сельсовета Духовщинского района. 25 марта 1943 года фашистские каратели уничтожили всю деревню: 55 домов, 144 человека были заживо сожжены, 25 из них - дети. Снимок жительниц деревни Любавичи Руднянского района, которые оплакивают своих родных, расстрелянных гитлеровцами при отступлении, рассказывает о трагических событиях периода оккупации. Здесь 4 ноября 1941 года было расстреляно 483 еврея.
Владимир КОРОЛЁВ, фото автора
Суббота, солнце, праздник в Хиславичах
О правилах парковки, самогоноварении и сходах граждан

Другие новости по теме