Дороги

Когда придет последняя электричка?

8 октября 2010 года в 16:04
В связи с обращениями граждан в Администрацию Смоленской области и Общественную палату по поводу негативного влияния отмены некоторых электричек на жизнь населения в районах области, особенно в пристанционных посёлках, Общественная палата по решению её совета провела внеочередное заседание. Как оказалось, перебои в движении некоторых электричек не случайность, а лишь вершина айсберга: если не изменить ситуацию, вскоре вся Россия останется без пригородных поездов!
Во вступительном слове председатель Общественной палаты Елена Ульяненкова отметила, что железные дороги являются достоянием народа, поэтому каждый человек должен иметь возможность воспользоваться ими.
- Электрички – особое транспортное средство, – подчеркнула Е.А. Ульяненкова. – Без них многие люди не смогут нормально жить, ведь электричка – порой единственная возможность попасть на работу, домой или на дачу, кроме того, они связывают нас с соседней Белоруссией. Стоимость билетов на проезд растёт едва ли не ежемесячно, в итоге проезд на электричке стоит почти столько же, сколько в пассажирском поезде.
Угроза отмены электричек нависла над всей страной. Дело в том, что раньше убытки от движения пригородных поездов покрывались за счёт перекрёстного субсидирования. То есть часть прибыли от перевозки железнодорожных грузов шла на поддержание менее перспективных направлений деятельности. Недавно сферы влияния были разделены, и теперь каждая фирма отвечает за определённое направление. Выходит, пока одна компания гребёт прибыль немаленькой лопатой, другая требует субсидий.
Субъекты Федерации вынуждены компенсировать убытки от движения электричек ОАО «РЖД» из бюджета. В 2010 году 11 из 64 субъектов РФ вообще не заплатили компании ни копейки, а остальные оплатили не более 12 процентов от суммы, которую требует «РЖД». Смоленская область старается платить исправно, но сама методика расчёта компенсации смущает: у железнодорожников выходит неподъёмная для областного бюджета сумма. Причём если раньше эта методика носила рекомендательный характер, то по новому закону субъектам придётся платить столько, сколько им насчитают, либо отказываться от услуг ОАО «РЖД». Сейчас закон находится на утверждении в Министерстве юстиции РФ.
- Смоленская область является заказчиком услуг, а «МЖД» - их исполнителем, – пояснил заместитель начальника Московской железной дороги по реформированию и работе с органами власти и субъектами РФ Олег Прохоров (см. фото справа). – Электрички, о которых идёт речь, мы должны были отменить ещё в январе этого года, поскольку они не были проплачены из бюджета. Но как только мы попытались это сделать, посыпались жалобы от населения. С юридической точки зрения мы правы, но никогда не поздно включить недостающие маршруты в приложение к договору.
По словам Олега Прохорова, себестоимость автомобильных перевозок составляет от 9 до 15 рублей за 10 километров. Железнодорожные перевозки стоят около 15 рублей за одну зону, однако их себестоимость составляет почти 40 (!) рублей, ведь это целая инфраструктура, которая требует обслуживания. Самоокупаемость по Смоленской области составляет 37 процентов, значит, убытки – более 350 миллионов рублей.
У руководства «МЖД» есть несколько вариантов решения проблемы: это и льготное налогообложение для компании, и создание совместной железнодорожно-автомобильной компании, которая сможет заменить электрички автобусами там, где это необходимо. В первом случае Олег Прохоров забыл учесть, что ОАО «РЖД» и так является единственной в России компанией, которая полностью освобождена от уплаты земельного налога, а эта миллиардные суммы. Во втором же случае налоги от деятельности новой транспортной компании будут уходить в бюджет другого региона, в данном случае Московской области. Перевозчиков хватает и на Смоленщине, поэтому областное руководство против такого варианта развития событий. Кроме того, далеко не к каждому населённому пункту ведут дороги. К некоторым деревням и дачным посёлкам, как говорится, нет дорог, есть только направления.
- Ещё с XIX века железнодорожное сообщение обеспечивает до 80 процентов пассажирооборота нашего района, – посетовал на заседании Общественной палаты глава администрации Глинковского района Николай Шарабуров (см. фото справа). – В связи с перебоями в движении электричек в районе сложилась чрезвычайная ситуация. В 18 населённых пунктов не ведут автомобильные дороги, туда можно добраться только в сухое время года, а зимой молоковозы могут доехать туда только с помощью тракторов.
В Рославльском районе сложились условия, которые делают невозможным посещение детьми школы и учреждений дополнительного образования, лишают работы учителей. Дело в том, что Рославль, станцию Липовская и село Пригоры связывает лишь пригородное железнодорожное сообщение. Директор Пригорьевской средней школы Жанна Глинкина рассказала о том, что, когда появилось объявление об отмене электрички, жители стали обращаться во все инстанции и в итоге «отвоевали» все поезда. Однако расписание их движения оставляет желать лучшего: первая электричка прибывает в Рославль в 5 часов утра, когда до начала рабочего и учебного дня остаётся 3-5 часов.
Педагога-руководителя энергично поддержал глава района Александр Иванов.
- Раньше тарифы регулировал Минтранс, это было удобно, – отметил присутствовавший на заседании Общественной палаты заместитель Губернатора Смоленской области Михаил Шарин (см. фото вверху). – Потом Правительство РФ запретило перекрёстное субсидирование, и теперь цены регулирует Федеральная служба по тарифам. Размеры субсидий не признавал в полном объёме ни один субъект РФ, но раньше они носили рекомендательный характер, то есть одна сторона считает расходы, другая платит по собственным подсчётам. За последние несколько лет, по подсчётам «РЖД», их убытки от пригородного железнодорожного сообщения выросли почти в 6 (!) раз и в 2011 году должны составить 400 миллионов рублей. С 1 января 2010 года руководство компании ввело жёсткие требования: в этом году оплатить не менее 50 процентов убытков, а со следующего года – все 100 процентов. С нас требуют 351 миллион рублей, но мы находим обоснованной сумму в 40 миллионов. В системе подсчёта убытков ОАО «РЖД» нет прозрачности.
Имеется информация, что тарифы вырастут в три раза. Мы не можем найти в бюджете лишние 400 миллионов, а тут нам грозит уже 1 миллиард! Безусловно, нужно развивать сеть автомобильных дорог и постепенно переходить на автобусное сообщение.
Как отмечали участники заседания, ОАО «РЖД» требует от субъектов покрытия расходов, но в то же время не учитывает ущерб, который наносит экологии области (вернее, учитывает лишь в случае ЧС), не участвует в благоустройстве прилегающих территорий. Заместитель председателя Общественной палаты Елизавета Малик отметила, что, к примеру, проезд одной зоны на поезде «Москва – Минск» в плацкартном вагоне стоит всего 11 рублей, на поезде «Смоленск – Москва» – 19 рублей. Но ведь электричка - это совсем другая услуга, и стоить она должна гораздо меньше. Как отметили участники заседания, работа ОАО «РЖД» - это бизнес, а бизнес должен быть социально ответственным. Председатель Правительства РФ Владимир Путин как-то заявил о том, что регионы получат субсидии на возмещение убытков «РЖД», но будут ли эти субсидии предоставлены всем без исключения субъектам Федерации и в каком размере, пока неясно.
По итогам заседания Общественная палата Смоленской области приняла решение рекомендовать Общественной палате Российской Федерации инициировать проведение анализа ситуации с пригородными поездами в России и в частности в нашей области, а также проверить объективность финансовых претензий ОАО «РЖД» к регионам. Контрольно-счётной палате РФ будет предложено проверить методику расчётов «РЖД» по выпадающим доходам, а руководству самой компании – пересмотреть эту методику и оптимизировать маршрутную сеть с учётом интересов жителей области, а также предоставить план мероприятий по оптимизации затрат, повышению доходов и снижению убыточности перевозок. Администрациям Рославльского и Глинковского районов Общественная палата предложила рассмотреть возможность организации автобусного сообщения в населённых пунктах, наиболее пострадавших от перебоев с железнодорожными перевозками, а также найти возможность обеспечения подвоза учеников сельских школ автобусами. Кроме того, ОАО «РЖД» рекомендовано восстановить работу контролёров-кассиров на пригородных направлениях, а также обратить внимание на состояние пригородных вокзалов, обеспечить их навесами от дождя, освещением, туалетами, соответствующими по протяжённости перронами.
После заседания заместитель начальника Московской железной дороги по реформированию и работе с органами власти и субъектами РФ Олег Прохоров заявил журналистам:
- И Администрация Смоленской области, и главы районов понимают сложившуюся ситуацию. Я считаю, что рекомендации, прозвучавшие в ходе заседания, позволят изменить её в лучшую сторону. Вопрос будет пересмотрен, и в положение о движении электропоездов на 2010 год будут внесены изменения.
Смоленская почта: в ногу со временем
Трагедия под Смоленском 10 апреля. Женский взгляд

Другие новости по теме