Дороги

Трудовые резервы против безработицы

29 сентября 2010 года в 16:19
В канун 70-летия системы профессионального образования наш корреспондент беседует с заместителем начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке, кандидатом педагогических наук, доцентом Юрием ГЛЕБОВЫМ.

- Известно, что в системе начального профессионального образования получили путёвку в трудовую жизнь не только будущие «маяки» производства, инженеры, руководители предприятий, государственные деятели, но и известные учёные, конструкторы, космонавты, актёры. А с чего всё начиналось?
- История профтехшколы в России насчитывает более 300 лет. Но современный отсчёт принято вести от 2 октября 1940 года, когда Президиумом Верховного Совета СССР был издан исторический Указ «О государственных трудовых резервах», положивший начало современной государственной системе начального профессионального образования. Созданные в соответствии с Указом ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения уже к маю 1941 года подготовили и передали народному хозяйству страны тысячи молодых рабочих для промышленности, железнодорожного транспорта и строительства.

- Как зарождалось профтехобразование в нашей области?
- Развитие сети профессиональных учебных заведений на Смоленщине ознаменовалось открытием мужских ремесленных учреждений в городах Дорогобуже, Духовщине, Ельне, Рославле и др. А женские открылись в городах Рославле, Гжатске, Белом. Земледельческо-технические школы были открыты в Белом и селе Воронеж-Плещеево Рославль¬ского уезда. Перед войной в области было 22 школы ФЗО, в том числе 19 строительных, одна - речного транспорта, одна железнодорожная и одна угольной промышленности. Кроме того, пять ремесленных и два железнодорожных училища. Всего в этот период обучались 8100 человек.
В годы Великой Отечественной войны в процессе производственного обучения выпускалась продукция, нужная фронту и народному хозяйству страны. Многие воспитанники училищ и школ ФЗО добровольно ушли на фронт защищать Родину. 44 человека были удостоены звания Героя Советского Союза. Героические страницы в летописи страны навсегда связаны с именами А. Матросова, Ю. Смирнова, В. Талалихина, А. Покрышкина, Р. Ибаррури, А. Маресьева и многих других. Их имена были присвоены учебным заведениям, в которых они учились. Так, Ярцевское ПУ №14 с гордостью носило имя своего выпускника, Героя Советского Союза лётчика К.Н. Титенкова.
В августе 1943 года исполнительным комитетом областного Совета депутатов трудящихся было принято решение «Об организации в освобождённых от немецко-фашистских оккупантов городах и районных центрах школ ФЗО и ремесленных училищ». В ряде городов было открыто 11 школ ФЗО строительного профиля. В 1944 году в Смоленске восстановили областную школу торгово-кулинарного ученичества, на базе городской типографии им. Смирнова было открыто ремесленное училище №1 печатного дела. В городе Ярцеве открыли школу №15, осуществлявшую подготовку рабочих. В 1944 году в области активно работали 23 школы ФЗО и 2 спецрем¬училища с общим контингентом 5170 человек. В 1946 году был открыт ряд училищ строительного профиля в Смоленске и Духовщине. С 1954 года в училищах механизации сельского хозяйства началась массовая подготовка механизаторских кадров для сельского хозяйства. Большое внимание уделялось не только профессиональной подготовке учащихся, но и их отдыху. В 1954 году начал функционировать лагерь отдыха «Красный Бор».

- В системе профтехобразования с тех пор произошли большие изменения. Каковы их основные вехи?
- Во второй половине 1963 года началась реорганизация учебных заведений в системе трудовых резервов Смоленской области. В течение двух с лишним лет ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО были реорганизованы в профессионально-технические училища. 70-е годы ознаменовались новым этапом качественного обновления и перестройки системы профессионально-технического образования Смоленской области. Создавались средние профессионально-технические училища. За десять лет – с 1970 по 1980 годы – количество профессионально-технических училищ на Смоленщине возросло до 36.
Затем появились качественно новые учебные заведения – профессиональные лицеи. Начиная с 1992 года в Смоленской области было открыто десять учебных заведений этого типа, в том числе пять в Смоленске, а также в городах Дорогобуже, Рославле, Демидове, Сафонове, Десногорске.
В течение 70 лет система профессионального образования является кузницей рабочих кадров нашей страны. От ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-завод¬ского обучения, большинство учащихся в которых имели общее образование в объёме 5-6, а иногда и 4 классов, до учебных заведений, оснащённых современным оборудованием и с передовыми технологиями обучения. Мы теперь вручаем своим выпускникам дипломы о получении профессиональной подготовки и полного общего среднего образования. Таков путь системы начального профессионального образования.

- Кто же руководил деятельностью педагогических коллективов в системе профессионального образования области?
- В разные времена систему профтехобразования области возглавляли Михаил Давыдович Макаенков, Михаил Уварович Шашенков, Анатолий Сергеевич Дубровский, Александр Минаевич Журавков, Алексей Владимирович Воронков. Большой вклад в развитие системы профтехобразования области внесли Владилен Маркович Мешков, Николай Николаевич Райкин, Владимир Борисович Булынин, Николай Филиппович Морозов, Николай Афанасьевич Щетинин, Алексей Иванович Шурупов, Яков Самуйлович Эльнер, Ольга Александровна Филиппенкова, Тамара Викторовна Тарасова. На отдыхе находятся сегодня ветераны, заслуженные работники системы НПО, бывшие руководители Виктор Егорович Затюпо, Эдуард Васильевич Трусов, Алина Ивановна Михальцова, Леонид Николаевич Дуненков, Валерий Александрович Яскин, Геннадий Владимирович Крупенков, Андрей Прокопьевич Синицын.
Сегодня в строю работников системы проф¬образования области продолжают дело своих отцов заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Евгений Владиленович Мешков, заслуженный учитель РФ Валерий Эдуардович Трусов, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года России 1998 г.» Елена Григорьевна Элькинд. Эстафету заслуженных работников системы НПО семьи Филиппенковых продолжает Екатерина Васильевна Лысенкова.
Передают опыт молодым педагогам и работникам системы заслуженные учителя РФ Эмма Викторовна Клепач, Николай Николаевич Куваев, Виктор Иванович Андрианов, Лариса Михайловна Ваганова, Григорий Меерович Элькинд, заслуженный мастер профобразования РФ Эдуард Тихонович Николаев, отличники системы профтехобразования РФ Любовь Николаевна Бабичева, Николай Иванович Подгурский.

- Юрий Александрович, какие проблемы испытывает сегодня система профтехобразования?
- Они касаются состояния кадрового ресурса. Снижается общее количество преподавателей в системе среднего профессионального образования и увеличивается в высшей школе. В структуре преподавательского состава учреждений всех уровней профессионального образования увеличивается число преподавателей, работающих на условиях штатного совместительства и неполной загруженности. Появляется скрытая безработица. При этом низка доля преподавателей, ведущих научную деятельность. Однако наблюдается некоторое увеличение доли преподавателей в возрасте до 30 лет. Это не может не радовать.

- Каковы перспективы развития профессионального образования?
- В целях модернизации и технологического развития экономики России Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 31 августа 2010 года были даны поручения Правительству по совершенствованию системы управления организациями высшего профессионального образования и привлечения к преподавательской деятельности специалистов из сферы науки и экономики. Одной из важных задач является создание так называемых цепочек в сфере образования, а именно цепочки лицей - колледж - университет, участники которой работают в непосредственном контакте с работодателями. Особое значение имеет взаимодействие вузов с промышленностью, организациями фундаментальной и прикладной науки, в том числе в процессе создания совместных малых инновационных предприятий.
Поздравляю работников системы профессионального образования с праздником, желаю здоровья, счастья и творческих успехов!
Ольга Новикова: Почему именно я?
Два смоленских ученых получили президентские гранты

Другие новости по теме