Дороги

В городе Ярцево Смоленской области открыт реабилитационный центр для детей-инвалидов

23 июля 2010 года в 15:31
Наша газета уже сообщала об инициативе родителей детей-инвалидов из Ярцева создать у себя в городе центр реабилитации, работающий по самым современным методикам. Пытаясь помочь детям обрести будущее, родители продолжают доказывать свою правоту в кабинетах областных чиновников – не голословно, первые занятия с детьми за месяц дали результат, к которому шли годами.

Первый шаг к надежде

В ближайшие дни инициативная группа родителей, пройдя все возможные инстанции, была записана на приём к Губернатору и представителю Президента. На самом деле идею создания центра по примеру подмосковного, где дети, оторванные от жизни недугами, получают психологическую и медицинскую помощь, образование, поддерживается многими руководителями, но пока без реального шага навстречу. Ждать времени нет. Пока часть родителей сняла квартиры в Подмосковье, где новая методика даёт серьёзные результаты. Один из её разработчиков, Ирина Львовна Ткачёва, вернулась на родину в Ярцево и предложила свои услуги как специалиста. 64 родителя поставили подписи под обращениями помочь им открыть центр.
Сегодня одна половина жизни Ткачёвой проходит в хождениях по кабинетам, вторая отдана любимому делу на общественных началах. Ярцевский православный центр дал детям-инвалидам временный приют, нашёлся и меценат, который взял на себя все необходимые материальные затраты, включая трёхразовое питание детей и зарплату психологу и логопеду. То, что удалось увидеть при посещении центра, поразило до глубины души. Можно рассказывать о многих хороших инициативах, но крайне редко за столь короткий срок удаётся увидеть реальный результат.
Говорят, что людей объединяет горе. Родителей детей-инвалидов объединило желание поставить своих детей на ноги. С 9 утра в центр собираются мамы и бабушки со своими малышами. Да, эти дети не такие как все – ДЦП, задержка психо-речевого развития, аутизм. Не виноватые в своих отклонениях, они уже успели почувствовать, что общество не принимает их. Здесь же - обстановка душевного комфорта. Малыши, фактически всё время сидевшие дома в одиночестве, привыкают к обществу.
Сразу же после завтрака начинаются занятия – на развитие моторики, речи, физические упражнения. Терпение с этими малышами нужно великое. Кто-то рисует впервые, кто-то вырезает, каждая неудача вызывает нервозность. Они обижаются на взрослых, но из какого-то непонятного чувства солидарности ничего не отбирают друг у друга, не дерутся. Они особенные, эти дети, у каждого свой мир, своё понятие о жизни.

Опора в жизни – это...

Ирина Львовна рассказывает, как один из её воспитанников, 8-летний Даниил пришёл с вопросом, почему его толкнули во дворе: quot;Это из-за того, что я плохо хожу и говорю?quot; Как ни убеждали мальчика, что это не так, он через несколько дней заявил: quot;Они даже смотрят на меня по-другому. Я слышал, как ребята называли меня дауном. Больше в школу не пойду, я им мешаюquot;. Этот жёсткий внутренний приговор стоил серьёзных размышлений.
Трёхлетняя Лера закатила скандал на весь день, ей показалось, что на занятиях её обделили вниманием, привыкла, что дома все вращается вокруг неё. Изрядно вымотав всем нервы, призналась: quot;Это я вредничаюquot;. Ограниченная в движениях из-за ДЦП, девочка по развитию интеллекта обошла сверстников. Вот она объясняет аккуратно выполненную аппликацию из бумаги – quot;окошко жёлтое, потому что в доме горит свет, деревья дают тень, трава набок, потому что ветерquot;. Лера говорит правильно и всегда поправляет других детей, если они допускают ошибку.
Родители, имеющие детей-инвалидов, живут с ребёнком в его мире, а дальше в общем, где пока нет возможности оказать им полноценную помощь. На лечение можно съездить раз-два в год, но что дадут эти две недели, если для инвалида самое главное – в системе каждодневных занятий. Потому родители так ухватились за эту идею центра – каждый прожитый день важен. Двухлетние близнецы Ильюша и Сёма не передвигаются из-за ДЦП, но врачи говорят, что они очень перспективные, если работать с ними каждый день. Малыши охотно выполняют все задания. Пока ребятишки маленькие, нужно успеть по-максимому облегчить их состояние.
Мама Кирилла делится своей первой победой – впервые за пять лет мальчик сел за стол для занятий, дома ей ни разу не удавалось его усадить. Кирюша внешне вполне нормальный ребёнок, но очень быстро понимаешь, что он живёт своей жизнью. Аутизм – болезнь, чаще всего передаваемая по наследству из поколений прабабушек и прадедушек либо полученная вследствии родовой травмы. Бывает и так, что мама во время беременности перенервничала и заложила это чувство страха в ребенка. Нарушение, идущее на генном уровне, не сразу заметно. Считается, что наша экология сыграла плохую шутку, болезнь стремительно распространяется с конца 90-х годов. При правильном лечении в 95% аутисты становятся нормальными людьми, другой вариант – шизофрения. Надежда есть, только вот специалистов по работе с аутистами в провинции нет, Москву quot;потянутьquot; материально невозможно. Центр quot;Возрождениеquot;, где работала Ирина Львовна Ткачёва, имел хороший опыт по реабилитации таких детей. Мама Кирилла решила твёрдо бороться за сына до конца, её силе воли поражаются многие. Ольга рассказывает о заболевании сына со знанием дела, она перечитала массу литературы. Аутист оберегает от внешнего мира сам себя, и чтобы вытащить его из этого мира страха, нужно что-то извне. Мытищинский центр quot;Возрождениеquot; работает по специальной программе, используя животных. Когда собака становится лучшим другом ребёнка, он находит опору в жизни. Кстати, зарубежом это уже испытанная практика – животные лучше всех снимают страх, избавляют от депрессии. Ирине Львовне удалось найти не только собаку для работы с детьми, но и лошадь. Академия им.Тимирязева согласилась разработать специальную программу для подготовки животного.
Московский институт коррекционной педагогики предлагает курсы для работы с такими детьми, есть и желающие работать в ярцевском центре, если он, конечно, откроется на официальном уровне. В первую очередь вопрос упирается в помещение. Фактически оно существует, новый многоэтажный комплекс, который идеально подходит под социальный центр. Здесь могли бы разместиться многие службы, включая медицинские. Пока здание пустует, так же ожидая своей участи.

Теперь не отступим!

Не задать вопрос о названии будущего центра было нельзя. quot;Мы бы хотели назвать его quot;Преодолениеquot;, ведь всем нам, чтобы добиться успеха, приходится что-то преодолеватьquot;,- так ответила Ирина Львовна. Преодолевать приходится и все организационные сложности. Далеко не каждый может понять боль родителя инвалида.
Пока мы с родителями рассуждаем о будущем, с детьми занимается Саша. Этот симпатичный 16-летний парень в центре первый помощник. Левосторонняя парализация оставила свой отпечаток на состоянии здоровья, но кажется, что Саша более других любит жизнь. Ирина Львовна обучает молодого человека работе на компьютере. Он с гордостью демонстрирует аккуратно набранный текст. Глядя на Сашу, понимаешь, что он тоже живёт в другом мире. Кстати сказать, более добром и светлом. Здесь, в центре, он чувствует себя нужным.
На открытие центра, которое состоялось месяц назад, привели 7 малышей, сегодня их 16. При правильном подходе для каждого ребёнка нужна своя программа занятий. Всё это в планах, как и многое другое:
- Мы бы хотели иметь своё подсобное хозяйство, чтобы готовить детям из экологически чистых продуктов, они в большинстве своём нуждаются в диетическом меню. Вообще, открывая такой центр, мы могли бы не только реабилитировать детей, но и трудоустроить их родителей. Недавно к нам приходила мама, у сына которой серьёзная инвалидность после аварии. Женщина педагог по образованию, готова пройти любые курсы, чтобы работать в центре и быть рядом с ребёнком. Есть и другие родители, которые могут применить полученное образование здесь по назначению.
Временное помещение, конечно же, не может разместить всех желающих. Десятки родителей с надеждой смотрят на свою инициативную группу. Для того, чтобы центр quot;Преодолениеquot; начал нормальную работу, ещё многое предстоит преодолеть.
- Мы теперь не отступим,- говорит в завершении разговора Ольга, мама Кирилла.- Впервые за столько лет я увидела результат и поверила, что смогу дать возможность своему ребёнку стать таким, как и другие дети. Мы будем стучать во все двери, пока нас не поймут.
Да, они не такие как все, но они имеют право быть среди нас. Так больно называть детей инвалидами.

Акция \"СГ\": напоить бездомных животных
В Смоленской области построили копию древней ладьи викингов

Другие новости по теме