Дороги

Год учителя. Вне конкурса!

7 июня 2010 года в 09:38
Самое высокое звание для педагога определяют дети. Заслужить их доверие - выше всяких конкурсов. Преподаватель физической культуры Ярцевской школы-интерната Александр Кованов не просто учитель, для многих детей, лишённых родительского тепла, он стал им по-отцовски близким человеком.

В чём секрет?
Мы сидим с Александром в учительской, на разговор 40 минут урока, а он всё о детях. Серёжа Новиков, один из самых одарённых учеников Кованова, не включён в список областной сборной лыжников, а между тем именно он и является обладателем Кубка Смоленской области по лыжным гонкам. Блестящие результаты парень показал на соревнованиях в США, а здесь его по непонятным причинам "отодвинули". Наставник сдаваться не собирается: для интернатского ребёнка любое решение может стать судьбоносным.
"Александр Владимирович детей притягивает к себе как магнитом. Он знает и понимает каждого", - именно так охарактеризовал своего педагога директор школы-интерната С.А. Володин. Накануне нашей встречи группа ребят участвовала во Всероссийских соревнованиях по программе "Специальная Олимпиада" в Йошкар-Оле. Интернатские баскетболисты защищали честь Смоленской области и стали вторыми. Выехав вместе с группой, директор интерната был в очередной раз поражён сложившимися отношениями между учениками и преподавателем.
- Не всякая мама так заботится о детях. Он знает, когда их нужно накормить, когда уложить спать. Причём каждую минуту использует в воспитательных целях, объясняя, как, к примеру, дорогу переходить. У нас в Йошкар-Оле создалась такая ситуация, что дети после ужина оставались голодными. Выходим из кафе, а они спрашивают: что ещё можно съесть? Мы с Александром Владимировичем поговорили, и он на выделенные деньги сам стал готовить нам завтраки и ужины, все остались довольны, на мороженое и конфеты даже хватило. Мы брали с собой в команду детей из Духовщины, обыкновенных школьников. В конце поездки ребята сказали, что завидуют нашим, у которых есть такой преподаватель.
Во всероссийских соревнованиях команда Ярцева была единственной, сформированной из учащихся школы. Все остальные команды баскетболистов были сборными областей. Тренерский опыт Кованова был оценён не только в России – в Японии на Специальной Олимпиаде дети смогли завоевать рекордное количество медалей. Во многих странах мира ребята в составе различных сборных самостоятельно подтверждали лидерство и школу мастерства Александра Кованова, главный урок которой – уверенность в своих силах.
Прежде чем говорить с человеком, интересно узнать, что думают о нём другие. Мнение детей выражается ёмко в одном слове - "батя". И звучит оно не вульгарно, а как-то по-детски тепло.
- Заслуга Александра Владимировича и в том, что за последние три года с 18 наших ребят снят диагноз отставания в развитии, - говорит директор интерната, - они продолжают обучение в Гагаринском педколледже, некоторые поступили в академию физкультуры, пойдя по стопам учителя.

Когда жизнь – это школа
О человеке судят не по трудовой книжке. Кованов вообще выбивается из общей жизненной схемы. Почему-то не устаёт, не ругается на детей, всегда с улыбкой на лице, с ним рядом чувствуешь себя спокойно.
- Когда я пришёл работать на место преподавателя, уходившего на пенсию, Тимофей Павлович подарил мне литературу ещё 50-х годов о развитии физкультуры. Я читал и вникал в то, что важно увлечь ребёнка спортом вообще, а не ставить целью сделать его в десять лет теннисистом. Он прежде всего должен быть увлечённым какой-то деятельностью, это и стало моей задачей.
К сожалению, в нашей стране сложилось порочное мнение об уроке физкультуры как о предмете второго сорта. У Александра Владимировича своя теория воспитания, в которой свободная энергия подростка должна идти в положительное русло. Спорт – это прежде всего трудолюбие, а не пустая голова под быстрые ноги. Александр Кованов, придя в интернат, долгое время работал воспитателем. Детям старался передавать всё, чему его научили взрослые в детстве. Александр говорит, что на хороших людей в жизни ему везло. Через пять лет после работы в интернате он написал свой первый педагогический труд, в котором развил теорию субъективного воспитания. Многое для анализа своей работы Александр брал из писем своих выпускников. Они вспоминали интернат, оценивая события уже со взрослой точки зрения.
Интернатские дети, конечно, отличаются от домашних. В душе каждого притаились боль и обида на взрослых, на жизнь вообще.
- Жизнь, в которой надо бороться, чтобы таких заведений в будущем не было. Лучше воспитания, чем в семье, ребёнок нигде не получит. Эту мысль я пытаюсь внушить и своим детям. Те качества, которые нужны в обществе, в интернате невозможно сформировать. Сегодня есть как есть. Но если говорить о дальнейших планах в обществе, пусть таких заведений будет меньше. Дети должны жить с родителями.
Выходя из учительской, мы подошли к стенду "Наша гордость". С каждым годом сюда добавляются новые фотографии выпускников. Александр Владимирович рассказывает о каждом. Одна из первых спортивных звёздочек Лида Фёдорова уже преподает в смоленском техникуме. Андрюша Шкуратов, которому посчастливилось побывать на встрече с Владимиром Путиным после победы на Специальной Олимпиаде в Японии, осваивает смоленский трамвайный парк – парень необыкновенно трудолюбивый, с талантливыми руками, многое сделавший для оформления храма в Смогирях, упорно пробивается по жизни.
- Общество неправильно воспринимает наших детей. Здесь на выручку приходят сила воли и характер, которые и воспитывает спорт. Мы гордимся теми, кто сумел создать хорошие семьи, в любви воспитывает своих детей. Помочь снять барьер страха, возникающий после того, как интернатский ребёнок попадает в самостоятельную жизнь, - это основная задача педагогов и воспитателей.
Александр считает, что государство отделило детей-сирот от общества, поэтому в интернате так стараются наладить общение с детьми из обыкновенных школ. А как не уважать интернатских, если на городских соревнованиях, в праздничных эстафетах они показывают самые высокие результаты? Универсальный преподаватель физкультуры, получивший в своё время высокое звание мастера спорта СССР по лыжам, находит таланты и в футболе (последние два года команда Ярцевского интерната лидирует в области по мини-футболу), и в баскетболе (ребята активно участвуют в программе "Планета "Баскетбол"), и в волейболе, и в лыжах, и в плавании… Чтобы получить право выехать на соревнования, необходимо ещё подтянуть учёбу и дисциплину.

Сердце – главный компас
В Год учителя о людях этой профессии заговорили больше. У каждого своя методика. Профессионализм – это хорошо, но без любви к детям работать в современной школе тяжело. Многие за домашними проблемами растеряли интеллигент¬ность профессии. А дети при всей акселерации были и остаются детьми. Научиться уважать в ребёнке человека может далеко не каждый. Александр Кованов смог. И, несмотря на свою небольшую учительскую зарплату, может считать себя самым богатым человеком – десятки, сотни выпускников будут с благодарностью вспоминать его всю жизнь как учителя, отца и друга.
Александр Кованов не раз был отмечен как лучший тренер. Но это не главное. Он - учитель с большой буквы, достойный самого высокого звания. Вне всякого конкурса.
Патриарх посетил место гибели президента Качиньского
Природу есть кому защитить!

Другие новости по теме