Дороги

Гений места. Очень злой гений

5 апреля 2010 года в 13:39
К 70 летию расстрела польских офицеров в Смоленске и Катыни
Катынь. Почему Катынь? Почему именно Катынь? Кем или чем была так проклята наша Смоленская земля, если на ней совершилось это страшное преступление?

Никакой мистики. Во всяком случае, на наш современный, господствующий десятилетиями, прагматический взгляд. Подтверждением тому воспоминания.
Вспоминал мой прадед, записано со слов бабушки Варвары Павловны Барсуковой (1922-2004): "Этот лес был самым рискованным участком дороги из Смоленска на Катынь. Здесь орудовали разбойники. Крестьянам, кто ехал со смоленской ярмарки, лучше было бы не оказываться в этих местах к вечеру, тем более ночью. Опасно: могли
ограбить, ведь с ярмарки крестьяне всегда возвращались с выручкой".
Прадед не врал. Действительно упряжка (подвода, бричка) дотянет до этого места хорошо что к вечеру, если ехать из города после ярмарочного дня.
К вопросу о топонимике. Катынский лес, который печально прославлен в современной истории, значительно далеко отстоит от собственно Катыни. Нынешняя Катынь - это своеобразная сель¬ская агломерация, протянутая на десяток километров вдоль Витебского шоссе. Она находится от того страшного Катынского леса не менее чем в пяти-семи километрах. Так что от Катынского леса до Катыни – как до Шанхая… Впрочем, была ещё Катынь Покровская, по левому берегу Днепра, который протекает буквально в полукилометре от места расстрелов и захоронений, но она никогда не являлась большим селом. И есть также неподалёку железнодорожная станция Катынь, тоже не очень населённая.
Среди местных этот участок на Витебском шоссе именовали "Черногрязь". Буквально в нескольких сотнях метров на север от ям, где закапывали тела расстрелянных, в развилке, которую создаёт железная дорога, уходящая одной веткой на Витебск, а другой на Оршу, лежит массив труднопроходимых низинных (грязевых) болот, в исторически обозримое время не заселённый людьми. В болотах Черногрязи и скрывались шайки бандитов, нападавших на едущих со смоленской ярмарки крестьян.
Это объясняет очень многое. Иными словами, именно здесь находилась та самая непроглядная глушь, которая может скрыть любое преступление. Ведь нельзя убить или захоронить более четырёх тысяч человек (это одних только поляков!) там, где рядом живут люди. Чёрное дело совершается без свидетелей.
Тем не менее свидетели есть. Вернее, были. Время! Люди из оставшегося окрестного населения. Как установили следователи российской прокуратуры, массовые расстрелы и захоронения совершались именно в 30-е годы. Жители ближних населённых пунктов рассказали, что знали о жути, происходившей в Катынском лесу. Те, кто свидетельствовал об этом, сейчас уже в могилах. Но до сих пор подробности уголовных дел, по которым они давали показания, остаются засекречены. А ведь это дела 90-х годов!
Тем, кому сейчас 30-60 лет, относятся к "историям давно минувших дней" снисходительно. Но есть люди, которые никогда не пойдут собирать грибы в Козьи Горы – а это ведь замечательные грибные места, светлый лес по левую руку от дороги, знатные боровики и маслята! – ибо эти грибы выросли на костях. Да и прадед мой говорил, что лес этот страшный не только из-за разбойничков. Ясное дело, не вдаваясь перед родственниками в подробности.
…Удивительная история происходила в Катынском лесу во время перестройки. Году так в 1987-м (автор – свидетель событий) на Витебском шоссе появился вдруг большой дорожный указатель, как положено, белым по синему, рассказывающий о месте гибели польских офицеров… "расстрелянных в годы войны с гитлеровцами". Простоял он недолго. Год-два, наверное. К слову, за несколько лет до того времени здесь уже был вполне достойный мемориал: большой деревянный католический крест (потом его неоднократно поджигали какие-то нелюди), скромные и симпатичные газоны-клумбочки. Затем рядом начали громоздить кресты, которые самостийно устанавливали приезжие поляки.
Ещё надо отметить, что в это время территория Катынского леса являлась природоохранным заказником. Несложно догадаться, с чего бы здесь советская власть решила охранять природу. Добротный темно-зелёный деревянный забор с бетонными столбами на сотни метров ограждал "заказник" со стороны дороги. Даже якобы солдат стоял на входе в этот "особо охраняемый" объект во время Олимпиады-1980. Но, увы, солдата память не сохранила, врать не буду.
А вот что сохранила. 90-е годы, сильный интерес к Катынским событиям. Говорили, что с целью скрыть преступления на месте расстрелов специально построили дачи служак из НКВД. Видел я тот "закрытый" посёлок. Со свиньями в хлевах и курами на вольном выгуле. Хаты-пятистенки – такие вот "дачи". Хотя совершенно не исключено, что жили в этих усадебках заслуженные старичины из "внутренних органов" - те самые, у кого руки по самые локти в крови.
И вот буквально картинка через несколько лет, за недолгое время до открытия нынешнего мемориала. Восхитительные коттеджи! Чуть поодаль от ретро-энкавэдэшного посёлка, конечно. Жёлтый белорусский кирпич, фасады из стеклопакетов, высокие заборы, зимние сады по ту сторону витрин…
Однако хватит завидовать богатым. Видел я и другое. Несколько коттеджей поодаль (двухэтажных, под крышей, разве что без окон – почти достроенные) по указу Ельцина были безжалостно снесены, так как якобы находились на территории, что будет исследована учёными для восстановления событий 1940 года. Срыли до основания! В середине 90-х! Никто и не пикнул!
Сейчас на месте тех коттеджей чистое поле. Зарастает травой так, что не заметить. И раскопок там никаких нет – вот ирония судьбы! То ли денег не хватило, то ли ещё чего. Хотя помпезный проект супермемориала "Дорога в вечность" вроде как до сих пор существует…
Впрочем, ладно. Катынь, Катынский лес – это особое место. Настолько ранее секретное, насколько сейчас противоречивое. Многолетняя ложь сделала свое дело: сегодня всё больше и больше людей не верят в события 70-летний давности. Они находят те или иные оправдания. Дескать, а что поляки творили с пленными красными в 20-м году? Или размазывают польскую трагедию Катыни по общей тарелке сталинских репрессий. Ищут соломину, за которую можно держаться, в фальсифицированных документах комиссии Бурденко… Однако сегодня приходится констатировать только одно: материалы по польской трагедии в Катыни с российской стороны почему-то засекречены, русские захоронения в Катынском лесу вообще не поддаются изучению из-за отсутствия исходников, меж тем живёт в завиральном русском мнении легенда о непричастности НКВД и Сталина к этим преступлениям.
…Очень многие современные и даже умные люди по вопросу Катыни готовы спрятать голову в песок. Кстати, кости польских офицеров, равно как и тысяч, десятков тысяч русских, кто был убит и закопан в лесу между Днепром и Черногрязью, лежат именно в песке – чистом, мелкодисперсном, промытом. Это пойма древней реки, геологи называют такие отложения "аллювий". Очень трудно сохранить тайны в такой горной породе. А вот в архивах сохранить тайну можно. Однако Смоленская земля и люди, которые её населяют, правдивее, чем советские архивы. На том она стоит. К счастью, давно уже. Надеемся, и дальше так стоять будет.
Заведомо ложный донос чреват...
Из Смоленска – в любой вуз России. Без экзаменов!

Другие новости по теме