Дороги

Учитель - это больше, чем профессия!

24 марта 2010 года в 11:16
Символично, что двадцатилетие выпуска класса, в котором Наталья Ракитская была классным руководителем, приходится на нынешний год, Год учителя. Это было её первое классное руководство. Потом будут другие.

Учитель
Наталья Афанасьевна Ракитская, как она сама рассказывала, стала учителем случайно. В старших классах, перед окончанием школы, у неё и мыслей таких не было. Но после школы поступила в пединститут, на факультет химии и биологии. Очень нравился курс органической химии, биологию терпела.
Судьба распорядилась так, что она, придя после института в школу, химию ни дня не преподавала. Как начала с биологии, так вот уже двадцать семь лет ведёт этот предмет.
Мы встретились в кабинете биологии 3-й средней школы города Смоленска.
- Наталья Афанасьевна, учитель тогда, когда вы впервые пришли в этом качестве в школу, и учитель сейчас. Как это понятие изменилось (или не изменилось) за эти годы?
- Для меня за двадцать семь лет ничего не изменилось. Я не разочаровалась в выборе жизненного пути. И за 27 лет окончательно пришла к выводу: учитель – это миссия! На собственном опыте убедилась в этом окончательно. Это больше, чем профессия. Здесь речь больше идёт о формировании личности, нежели о передаче суммы знаний. Я не стараюсь научить школьников биологии на высшем уровне. Я пытаюсь раскрыть им основы биологии как одни из основ понятия жизни на Земле. И пытаюсь связывать эти понятия с практикой жизни, чтобы, опираясь на эти базовые понятия, мои ученики смогли бы реализовать себя в жизни. Я стараюсь научить ребят самостоятельно мыслить, познавать. Вне зависимости от учебного предмета. Человек, окончивший школу, должен обладать определённым кругозором.
- А молодые учителя? Они думают так же, как вы?
- Школа должна быть разновозрастной по учительскому составу. В нашей школе есть молодые преподаватели. К сожалению, их сейчас всего двое. Мне кажется, по поводу миссии учителя они разделяют моё мнение. Их деятельность находит у меня одобрение в самой высокой степени. Они – учителя, и для них работа в школе – не просто добывание куска хлеба. Для них школа уже становится домом.
- Но таких мало. Очень немногие после педвуза идут в школу учительствовать. Каковы, на ваш взгляд, причины этого?
- Причины разные. Например: в школе сокращается количество учеников и классов, соответственно сокращается количество учителей. Многие мои ученики заканчивали СмолГУ (исторический, физмат, психология) и говорили мне, что с удовольствием пошли бы в школу преподавать, если бы эта профессия была бы престижной и была бы та зарплата, которая позволила бы достойно содержать себя и семью. Но в нашей профессии есть и три преимущества: июнь, июль, август! (Улыбается.) Помните, в дореволюционные времена с учителем раскланивались и шляпу снимали: "Господин учитель!" Такого пиетета давно уже нет. В последнее время предпринимаются попытки поднять роль учителя, престиж нашей профессии. Год учителя, различные программы, гранты, премии, конкурсы…
- Кстати, вы тоже получали гранты?
- Да, у меня было два соросовских гранта, в 1995 и 1996 годах, как преподавателю биологии. Но это больше не моя заслуга, а моих учеников и коллег по школе.

Классный руководитель
- Наталья Афанасьевна, кроме преподавания биологии, вы ещё и классный руководитель. И, как я слышал и от учителей, и от учеников, и от родителей, вы - классный классный руководитель.
- Возможно. Не мне судить. Вы можете не поверить, но классным руководством я занимаюсь потому, что в своё время обязали. И до сих пор потому, что обязывают. Добровольно ни за что бы не пошла. Мне трудно быть на определённом уровне и классным руководителем, и преподавателем биологии. Была бы возможность, осталась бы только преподавателем, без классного руководства.
- За четверть века ваши взгляды, ваши подходы к учительству, классному руководству как-то изменились?
- Изменились мои подходы к ученикам. Стала более терпимой. Если бы в молодости я знала, как это нужно делать, как знаю теперь, я бы не "наломала столько дров". У некоторых из моих бывших учеников я сейчас заочно прошу прощения, если в чём-то их не поняла и недооценила.
К нынешним своим ученикам я стала относиться как к детям. Раньше у меня была завышенная планка требований. Сейчас общий уровень возможностей детей ниже.
Поменялся мир. Другой стала страна. Те процессы, которые происходят в обществе, безусловно отражаются на каждом из нас, в том числе и на детях. Это, конечно, проблема. То, чем мы наполняли наших учеников в 80-е годы, позволяло им в жизни реализовать себя. Сейчас мы наполняем учеников теми же базовыми знаниями. Но это не всегда делает их успешными в нашем изменившемся мире. Но! Школа не учит сиюминутному. Школа учит всему тому опыту человечества, опыту тех тысячелетий, когда мы становились homo sapiens. Изменился мир, но человек-то остался человеком! И я хочу, чтобы, кроме Интернета, дети читали настоящие книги, слышали нормальный русский язык. Помните, у Высоцкого? "Видно, нужные книги я в детстве читал".
- Если сравнить первый ваш выпуск и нынешние, как их можно охарактеризовать?
- У меня всегда были хорошие выпуски, хорошие классы. Разницы между ними я не делала. Если сравнить, то все ученики, как и все люди, разные. Не лучше и не хуже. Разные. Открытые и замкнутые, более живые и более скованные…

Школа и общество
- А как живёт нынешняя школа в материальном, скажем так, плане? С точки зрения внимания к школе со стороны государства?
- Очень многое зависит от руководства. В нашей школе эта работа не прерывается в течение нескольких лет. Начала бывший директор школы Елена Алексеевна Антонова, продолжает нынешний – Александр Евгеньевич Кудряшов. Обновляется здание, отремонтированы столовая, спортивный и актовый залы. Сформированы два компьютерных класса.
Да и в государстве, чувствуете, к учителю поворачиваются лицом. Общество начинает понимать: нельзя вырастить поколения, которые общество само же и будет бояться. Нельзя дойти до той черты, за которой общество в целом будет деградировать.
- Не поздно спохватились?
- Хочется верить, что не поздно. И хочется верить, что это не кампанейщина. Что это, наконец, стало постоянной работой Президента, Правительства, областных и городских управленческих структур, а не только Департамента образования. Что это стало системой. Пусть на это работают все мероприятия: Год учителя, конкурсы "Учитель года", гранты, призы... Потому что проблема школы – это проблема общества в целом!
- За 27 лет преподавательской работы в школе вы лично отмечены какими-либо наградами, почётными званиями?
- Я уже упоминала о двух соросовских грантах. Но есть огромное количество учителей, которые работают не хуже, а лучше меня. Они не отмечены, не замечены…
"Скромный труженик" - это про них. В классе он – творец. Вне школы – обычный человек, прохожий. Например, в нашей школе большое число учителей, не отмеченных наградами и званиями. И я была в их числе, но, как говорят, попала в струю. Хотя, наверное, что-то делала для этого (улыбается). Во многом, конечно, благодаря администрации школы: директору Елене Алексеевне Антоновой, завучам Ольге Романовне Шатхиной и Светлане Петровне Шибаровой. Они меня подтолкнули к участию в конкурсе "Учитель года". Сначала в школе. Потом выиграла первый конкурс "Учитель года" в городе в 1992 году.
Когда отмечает наградами государство – приятно. Когда отмечают вниманием ученики – приятно вдвойне! Огромное спасибо детям!
- Кроме конкурсных призов, есть и другие награды?
- Да. В конце 1990-х годов получила звание "Почётный работник образования РФ". В 2006 году мне присвоили почётное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации".
- Спасибо вам за беседу, Наталья Афанасьевна. Разрешите пожелать вам доброго здоровья и дальнейших успехов.
- Спасибо. И вам всего хорошего.
Разум пассажира – лучший контролёр
Преодолевая барьер общения

Другие новости по теме