Дороги

Что вы знаете о втором антимонопольном пакете?

24 февраля 2010 года в 10:53
1165

Смоленское Управление Федеральной антимонопольной службы России в среду провело пресс-конференцию по итогам работы за 2009 год. Руководитель управления Нина АКЖИТОВА подробно рассказала о направлениях деятельности за истекший период, а её коллеги сделали обзор наиболее типичных вопросов, поступающих в службу, активно участвовали в дискуссии с журналистами.

По-прежнему в фокусе внимания Смоленского УФАС России остаются законы "О защите конкуренции" (возбуждено 98 дел), "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (497 нарушений) и "О рекламе" (67 дел).
При этом антимонопольное законодательство не перестаёт совершенствоваться, чтобы, во-первых, снизить административные барьеры для бизнеса и инвестиций и, во-вторых, сконцентрировать усилия антимонопольных органов на значимых сделках и нарушениях в области конкуренции. Так, в 2009 году был принят "второй антимонопольный пакет": было внесено около 150 поправок в закон "О защите конкуренции" и в Кодекс об административных правонарушениях. Введена в действие 178-я статья Уголовного кодекса – теперь за антимонопольные преступления грозит лишение свободы сроком до семи лет. А за заключение антиконкурентных соглашений последует ответственность в виде оборотных штрафов.
Впервые в практике Смоленского УФАС России появились дела по нарушению статьи 11 закона "О защите конкуренции" (запрет на соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию). Одно из шести таких дел было возбуждено в отношении ОАО "НК "Роснефть" - "Смоленскнефтепродукт" и ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт". Они устанавливали на одинаковом уровне и увеличивали на одинаковый процент розничные цены на бензин АИ-92 в июне, июле и августе 2009 года. На компании были наложены штрафы в размере соответственно 5,9 млн. рублей и 6,1 млн. рублей. Всего за 2009 год были применены оборотные штрафы на сумму 32,7 млн. рублей. Все штрафные постановления были обжалованы и в настоящее время рассматриваются в суде.
Также впервые было возбуждено дело по статье 16 закона "О защите конкуренции", касающейся пресечения соглашений органов местного самоуправления, направленных на ограничение и устранение конкуренции. Дело было открыто в отношении Смоленского горсовета и ОАО "Жилищник", которые нарушили порядок ценообразования в утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги. Они применили одинаковую градацию в отношении многоквартирных домов, установили одинаковые цены за квадратный метр и одинаковый перечень работ, связанных с содержанием и ремонтом домов. Во-первых, не были проведены открытые конкурсы, в результате которых устанавливается размер платы. Во-вторых, одинаковость не может объективно соответствовать действительно необходимому объёму работ по каждому дому.
Ещё одно резонансное дело было возбуждено к ОАО "ЦентрТелеком" (Смоленский филиал). Пользуясь своим доминирующим положением на рынке услуг связи, компания предоставляла абонентам ограниченную информацию об адресе доставки счёта за оказанные услуги телефонной связи. Также отсутствовала информация о продолжительности местных соединений, не указаны коды зон. Чтобы разобраться в ситуации, абоненты вынуждены были обращаться дополнительно в филиал за отдельную плату, а это не соответствует действующему законодательству.
Н.А. Акжитова обозначила основные направления работы антимонопольной службы в 2010 году. Важным новшеством в законодательстве стало введение такой меры административной ответственности для государственных и муниципальных служащих, как дисквалификация. То есть любой чиновник за неисполнение антимонопольного законодательства может быть привлечён к ответственности в виде штрафа или дисквалификации от шести месяцев до трёх лет. Ушедший год показал, что количество нарушений властными органами сокращается, хотя всё ещё составляет значительную долю (60%) в общем объёме. До сих пор УФАС по Смоленской области не привлекало чиновников к ответственности.
Приоритетным направлением работы в 2010 году останется контроль над социально значимыми товарными рынками нефтепродуктов, лекарств и продовольствия.
Наконец, 1 февраля этого года вступил в силу самый спорный документ для антимонопольного законодательства, который разрабатывался более трёх лет – Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (или Закон о торговле). Основные положения касаются обеспечения единства экономического пространства в России, доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды и поддержки отечественных производителей товаров.
На пресс-конференции прозвучали следующие актуальные вопросы: нет ли нарушения в переводе оплаты за детский сад от почты к "Смоленскому банку"? Как разрешилась ситуация на железнодорожном вокзале, где появился платный контрольно-пропускной пункт для автотранспорта?
Первый вопрос уже вошёл в сферу внимания антимонопольной службы, и в настоящее время идёт проверка, поэтому о результатах говорить рано.
Вокзальная тема тоже до сих пор не разрешена. Действительно было обнаружено нарушение и взысканы штрафы (с ОАО "РЖД" – 619 тыс. рублей, с охранного предприятия ООО "Масть", которое обслуживает тот самый пункт, – 100 тыс. рублей). Однако штрафы в настоящий момент обжалуются организациями в судах. "Несмотря на то, что наша служба пока в ожидании решения суда по данному вопросу, – комментирует Нина Акжитова, – достигнуто главное: плата теперь не взимается, и наш потребитель не страдает".

К вопросу о \"Смоленской инициативе\"
Вменённая невменяемость

Rambler's Top100