Дороги

Учитель – призвание или приговор?

9 декабря 2009 года в 15:59
2367

В наше неспокойное, не очень определившееся с жизненными приоритетами, раскованное время неожиданно заметную роль стали играть условности. Понятие "престиж" сегодня определяет отношение значительной части общества к месту, которое занимает оно в жизни. Престижные дом, машина, работа, образование. Если у вас обычная, пусть хорошая квартира, машина "Жигули", любимая работа, да ещё, не дай Бог, вы учитель и заканчивали смоленский вуз – всё это, оказывается, непрестижно.

И абсолютно неважно для поклоняющихся престижу, что в квартире у вас мир да любовь, что машина всегда на ходу, что получили вы хорошее образование, что любите свою трудную, но благородную учительскую профессию, свой родной город. Приговор остаётся: "Непрестижно!"
И делится сегодня общество не на богатых и бедных, а на престижных и непрестижных.
Да, профессия учителя за несколько последних десятилетий низведена государством до нарицательности, ущербности. Унизительная зарплата и нескрываемое неуважение к учителю не могли не бросить тень на профессию педагога и на старейший, с замечательными, сохранёнными несмотря ни на что традициями Смоленский государственный университет.
Чтобы педагог в школе стал получать чуть больше семи тысяч рублей, ему необходимо проработать с десяток лет, иметь самую высокую категорию, плюс положенные надбавки, например "сельскую".
Как жить учителю, имеющему неработающую жену и двоих малолетних детей, да к тому же снимающему квартиру? Как начинать жизнь молодому специалисту – учителю с мизерной первичной ставкой? Обеспечивать его жильём никто и не подумает.
А как быть с не озвученным, но витающим в школьном воздухе понятием – "нет плохих учеников, есть плохие учителя". И многие родители с этим диким лозунгом наперевес бросаются на защиту своих плохо успевающих чад.
Не нужно доказывать, какой непоправимый вред наносит этот лозунг неустойчивой детской психике: хорошую оценку проще выбивать с помощью родителей, чем прилежной учёбой. Какой вред он принесёт ребенку в будущем, нетрудно предположить.Однако чем измерить наносимый учителю моральный вред, когда он должен почему-то доказывать, что просто требует от ученика положенный минимум знаний? И самое страшное, что не только родителю, но и директору или завучу, в душе, как правило, понимающим, что учитель прав.
Безденежье и полное неуважение со стороны государства - вот главные составляющие "престижа" педагога.
Мотивом для написания этих размышлений стал выбор выпускников 2009 года будущей профессии и высшего учебного заведения, где эту профессию выпускник будет получать, тем более что в этом году у них была возможность сделать одновременную попытку поступать в любое количество учебных заведений, самых разноплановых.
Если сильный выпускник, хорошо сдавших единый государственный экзамен, выбрал после непростых раздумий как основной вуз Смоленский государственный университет, реакция знакомых и друзей была предсказуемой – это непрестижно.
И для них, исповедующих престиж, совсем неубедительно, что Смоленский государственный университет – учебное заведение с богатейшими, почти вековыми традициями, что многие профессора и преподаватели с большими заслугами перед российской и мировой наукой, что качество образования, полученного в университете, считается в России весьма высоким.
Нельзя не признать, что найти "престижную" работу в Москве с хорошей зарплатой шансов больше, чем в Смоленске или любом другом городе. Что поделать, в столицах зарплаты значительно выше, чем в других регионах. Но всем ли смолянам повезёт найти соответствующую работу, какое-то жильё, да и счастье в целом?
Нет такой статистики, сколько оказывается счастливчиков из приезжих и сколько неудачников – разочарованных, переживших трагедии несбывшихся надежд.
К сожалению, погоня за престижностью вымывает из родного Смоленска, как правило, лучших перспективных специалистов. Те, у кого жизнь удалась, и большинство тех, кому не повезло в столицах, в родной город возвращаться не спешат. И это, конечно, плохо – угасает связь не только с малой родиной, но и с родными людьми.
Конечно, было бы неправильно не видеть и тех, для кого поступление в определенный столичный вуз было призванием и мечтой всей жизни.
Есть ещё один губительный аспект "непрестижности" педагогического труда. Исходя из понятия престижности, в педагогические высшие учебные заведения и в Смоленский государственный университет в частности должны идти выпускники школ уже в крайнем случае, если не смогли попасть в престижные столичные учебные заведения. Если перевести это на нормальный язык, то это самые слабые, не очень подготовленные дети. Из них, наверное, вырастут не самые лучшие педагоги, которые воспитают, в свою очередь, посредственных учеников. И этот предопределённый круг никогда разорвать не удастся.
К счастью, ещё немало выпускников, искренно любящих "непрестижный" учительский труд, детей, свою малую родину, которые чувствуют зов призвания. Из них получатся замечательные педагоги. Да вот как вернуть им, учителям, былое внимание и уважение государства и общества, сделать профессию учителя действительно престижной и уважаемой?! И чтобы получать её шли лучшие из лучших.

Площадь Победы станет безопасней
В мире детской библиотеки

Rambler's Top100