Дороги

С БОГОМ В СЕРДЦЕ

22 мая 2009 года в 16:30
15 лет как один день
Отец Александр смеётся: “Такое чувство, что меня в роддоме перепутали. Я должен был родиться русским, мне здесь так хорошо!” На самом деле никаких славянских корней батюшка не имеет - предки жили когда-то в Ирландии и Великобритании, Норвегии и Канаде, но вот душою он, как ни странно, русский. Последние 15 лет Ярцевский приход храма Петра и Павла для отца Александра стал вторым домом. За это время на достаточно хорошем уровне освоил русский язык. А ведь родился будущий православный священник в католической семье. Родители не очень одобрили решение сына в 28 лет принять православие.
- Встреча с отцом Иоанном (он был латыш по национальности) перевернула мою жизнь. Православие я принимал в Чикагском кафедральном соборе. Служил протодьяконом и священником, а с 81-го года ушел в монастырь в штате Огайо. В семинарии освоил греческий, латинский, испанский языки. С владыкой, который был из Риги, мы общались на немецком. Я часто сопровождал его в поездках по стране, во время которых он много говорил по-русски, а я ничего не понимал. Однажды решил для себя, что буду осваивать этот язык, и с тех пор мы разговаривали с владыкой только на русском.
Стремление к русскому языку было не случайным. Сегодня в России у отца Александра много друзей. До нашей встречи уже в этот приезд он побывал в Москве и Санкт-Петербурге, где ему устроили шикарную экскурсию по культурной столице. 20 мая его ждали на службе в Тверской области. Несмотря на преклонный возраст, он не упускает любую возможность увидеть Россию. В этой поездке отца Александра сопровождает отец Дэниил, монах из его монастыря. Стоит сказать, что отец Александр хорошо знаком с Патриархом всея Руси Кириллом, здесь, на Смоленщине, они не раз проводили службы вместе, поэтому во время январского Собора в Москве сильно переживал за кандидатуру митрополита Смоленского, отслеживая ход событий в Интернете.
Благочинный Ярцевского округа протоиерей Василий Мовчанюк благодарит Бога за подаренную дружбу. В 1994 году в Смоленск приехала американская группа православных волонтеров, желающих помочь восстановлению Петропавловского храма. Побывали они с экскурсией и в Ярцеве, где возрождался также храм Петра и Павла под руководством настоятеля отца Вадима. В следующем году отец Василий был приглашен в Америку. В этот первый визит он совершенно не знал английского и зачастую не понимал, о чем идёт речь. Но вот поездка в монастырь к отцу Александру стала определяющей:
- Вот отец Александр говорит, что теперь, когда в Америке кризис, мы ждем, что вы нам будете помогать. Церковь в Смогирях, которую начали восстанавливать с помощью американских православных верующих, теперь выглядит куда лучше американских храмов.
Действительно, сегодня храм в Смогирях (Кардымовский район) завораживает своим великолепием. А ведь когда в 1993 году его передали епархии, средств на восстановление не было. И только когда подключился отец Александр и воплотил в жизнь идею собрать первоначальные средства среди американских верующих, дело сдвинулось. За каждый потраченный доллар отец Василий отчитывался перед приходским комитетом в Америке. После Смогирей оказывалась серьезная помощь в возведении Свято-Михайловского храма в Ярцеве. Большую помощь здесь оказал доктор Михаил, духовное чадо отца Александра, грек по национальности. Весь кирпич на храм, внутреннее убранство приобретены с помощью американских друзей. Но материальная сторона не явилась главной составляющей многолетней дружбы, об этом говорит отец Василий:
- Иметь такого духовного наставника, как отец Александр, - это большое счастье. И он дарит его многим людям, укрепляя веру в доброе и светлое. Американец с русской душой искренне рад, что смог помочь смолянам восстановить церкви. Теперь в них много прихожан.
Русские сохранили духовность
Любой путешественник скажет, что, несмотря на дальнее расстояние, американцы ближе других русским по открытости общения и широте души. Похожи ли наши церкви? От этого вопроса трудно было уйти. В Америке много православных приходов, помимо русских, - греческие, арабские, болгарские и т.д. У каждого свой язык для службы, своя музыка. Но, по мнению отца Александра, люди на его родине стали “менее церковны”:
- Я как-то был в Даниловском монастыре в Москве. Молодые люди в иконной лавке покупали Библии, иконы. Здесь, в России, возрождается религиозность, у нас наоборот. Однажды у нас в монастыре жил человек из Сербии. Он сказал, что “вы увидите, пройдет время, и здесь будет как раньше в Советском Союзе, когда люди были безбожные”.
Политика всегда играла не последнюю роль в духовном развитии народа. Вот и сегодня отец Александр вынужден согласиться со словами нового президента США Обамы, что Америка перестает быть христианской страной, здесь имеют юрисдикцию многие другие конфессии - буддизм, иудаизм, мусульманство. Отец Дэниил, участвовавший в нашем разговоре, напомнил, что сам президент сделал первый серьезный шаг к отстранению от христианской веры. Он стал первым президентом, отказавшимся от давней традиции рано утром во время завтрака произносить молитву.
- В свой отпуск я не хочу ехать в Диснейленд, я хочу обогатить свою душу. Здесь я обрёл свою семью.
Эти слова дорогого стоят. Право на первую службу в новом храме означает особое уважение со стороны смоленских прихожан к отцу Александру. Конечно, это не единственная цель приезда. Американские священники каждую поездку бывают в Софрино, где закупают церковную утварь для своей лавки. Это не бизнес. Монахи живут натуральным хозяйством, содержа небольшое подворье. Служение Богу с материальным не связано. Работать приходится много. Отец Дэниил сам делает свечи для продажи. Сегодня в монастыре они остались вдвоем, но, судя по разговору, жизнь насыщенная. Во время поездки в Россию за всем хозяйством монастыря приглядывает Людмила, когда-то она приехала в Америку из Молдавии. Православный храм для эмигрантов остается связующим звеном с тем, от чего православный человек не отказывается, - с верой.

Кризис и ценности
От политики всегда зависело не только положение церкви, она определяет и внутреннее состояние человека. Потому мы не могли обойти в своей беседе тему кризиса.
- Я часто получаю записки, - говорит отец Александр, - с просьбой помолиться за кого-либо потерявшего работу, когда семье не на что жить и выплачивать кредиты за жилье. Молитвы, вера в Бога сегодня помогают людям. Наше спасение в покаянии.
Америка переживает серьезное испытание. В России же, привыкшей к трудностям, люди внутренне готовы к борьбе за существование. Отец Дэниил рассказал, что к ним в монастырь иногда обращаются люди с просьбой пожить какое-то время, чтобы определиться в жизни. Один молодой человек после окончания института долго не мог найти работу, которая его устраивала бы. Всё это время он пользовался кредитной карточкой, пока долг не достиг 60 тысяч долларов. Больше у него ничего не было. В монастыре, в тишине церковных стен, он переосмысливал свою жизнь.
Рассуждая о дне сегодняшнем, отец Дэниил рассказал о своих родителях. Отец, будучи военнослужащим, после выхода на пенсию купил дом на колёсах. Вдвоем с мамой они объехали всю Америку и в конце концов купили обыкновенный дом во Флориде. Это было последнее поколение, по словам отца Дэниила, которое могло позволить себе исполнить все свои мечты. Сейчас люди экономят на всем.
Время нашей встречи истекало. Осталось выразить надежду, что мы обязательно встретимся ещё раз. Потому что это как раз тот случай, когда чувствуешь большую симпатию к человеку.
НА СНИМКЕ: архимандрит американской православной церкви отец Александр у храма Петра и Павла в Ярцеве.
Татьяна ВЛАДИМИРОВА
Я несогласна с протоколом
Мусор в головах, или Как нам обустроить город?

Другие новости по теме