Дороги

Бесплатное образование придётся отработать?

30 ноября 2009 года в 15:54
1967

В период тотального экономического кризиса студенты вузов и выпускники школ являются одним из самых социально малозащищённых слоёв населения. Извечные вопросы, всегда волновавшие как выпускников, готовящихся к поступлению в вуз, так и студентов, сегодня имеют остро выраженный характер. Это и финансовый вопрос, и вопрос будущего трудоустройства, который начинает волновать каждого учащегося уже на первых курсах. Может, следует вновь ввести утраченный ранее закон об "отработке бюджетных мест" выпускниками вузов? С этим вопросом мы обратились к заинтересованным людям.

Нина Воронова, заместитель начальника управления образования и молодёжной политики администрации города Смоленска:
- С одной стороны – это вопрос долга. Если человек поступил на бюджет и государство вкладывало в его обучение определённые средства, будущий специалист должен отработать деньги, которые были на него затрачены. Нельзя, чтобы районы области оставались без специалистов в любой сфере. В области не хватает кадров, поэтому эта мера необходима. Я за введение этого закона. Непонятно, почему молодые специалисты не хотят ехать в районы, сёла. Можно привести уйму аргументов "за": на селе зарплата выше, чем в городе, есть 25%-я надбавка, плюс им предоставляется на льготных условиях то жильё, которым располагает данный район. А также это опыт, больше самостоятельности, больше возможности раскрыть себя. На селе меньше расходов, чем в городе, т.к. нет тех потребностей, нет тех возможностей, которые есть в городе, меньше затрат. Высшее образование не является обязательным, это желание, но если вы поступили на бюджет, компенсируйте то, что на вас затрачено.

Антон Иванов, студент пятого курса Смоленского государственного университета, физико-математический факультет:
- Что хорошего в возвращении к истокам? Получается, с чего начали, к тому и вернёмся? Мы живём в демократическом обществе, а если введут закон, то это приведёт к тому, от чего страна долгие годы пыталась уйти, - к социализму. Государство даёт нам понять, что деньги, потраченные на нас в течение пяти лет, должны быть нами же и отработаны, но оно не думает, что нет никаких условий для работы и проживания. 25%-я надбавка к зарплате в 3,5 тысячи не привлечёт меня в село. Молодой специалист, пришедший в школу, будь то сельскую или городскую, не имеет ставки – это раз, ему не дают много часов, т.к. опыта мало – это два. Таким образом, я не могу обеспечить себе дополнительный заработок в пределах школы, и приходится искать его на стороне. Разве можно на такую зарплату прокормить семью? Одна только плата за квартиру забирает больше половины дохода. О жилищном вопросе. Если по распределению я попадаю в школу в своём городе, то этого вопроса не стоит, но если в другом городе или районе? Где мне жить? Дома или квартиры не предоставляются. Только в двух предложениях из десяти предусмотрено жильё. А снимать или купить – снова вопрос упирается в деньги. Понимаю, что кому-то нужно учить детей, я и сам бы рад. Но на одном энтузиазме далеко не уедешь. Считаю, в этом основная причина того, что в школы после педвузов идёт работать меньше половины выпускников, остальные – куда угодно, но не по специальности. Прежде чем вводить закон, нужно продумать детали, что, к сожалению, в нашей стране не всегда практикуется.
Да, ситуация сложилась непростая. Исполнительные власти всегда считают своё решение единственно верным. Но право слова должно быть и у студентов, будущих специалистов, ведь именно на них впоследствии и распространится этот закон.

Грабители получили отпор
Мама, милая мама!

Rambler's Top100