Дороги

Кто учредил «наркомовское» пьянство?

20 мая 2009 года в 21:25
Ставить в День Победы на плиту у нашей крепостной стены свечу и портрет похороненного – это замечательная новая традиция. И её можно и нужно всячески приветствовать, как и работу поисковых отрядов по увековечению памяти павших воинов, ещё на нашедших на нашей горестной земле своего последнего приюта. Сейчас это целое социальное движение, объединяющие как отдельных сверстников, так и целые поколения граждан. Но вот откуда взялась традиция смакования в праздничных репортажах 9 Мая «наркомовских 100 грамм», то есть водки, подносимой нашим бойцам перед атакой?
Порой складывается такое впечатление, что некоторые журналисты видят в этой водке чуть ли не главный символ Победы и войны. Интересно, откуда взялась эта всепрощающая любовь к алкоголю на войне? Ведь ещё 20, а уж тем более и 30, и 40, и 50 лет назад в прессе об этих «наркомовских» граммах и думать не смели…
Посмотрите, из бодрых столичных телерепортажей эти «боевые» резво переместились на улицы и площади наших городов, где устраиваются массовые гуляния. А ведь такого открытого питья в День Победы прежде не было! Да и сейчас за выпивание в общественных местах полагается штраф, и этого положения никто не отменял. Однако теперь у нас все умиляются: ах, полевые кухни с солдатской кашей и «те самые наркомовские 100 грамм»! И угощаются все желающие, вплоть до подростков.
Почему мы превращаем 9 Мая в день какого-то ритуального распития? Что, Победа была завоёвана пьяными людьми? Или Победа была завоёвана для пьяных лю-дей, какими многие ходят по улицам города-героя в праздничный день?
Мне кажется, постоянно апеллируя к теме «наркомовских 100 грамм», мы принижаем и опошляем нашу Победу. И это принижение, безусловно, не идёт на пользу ни отношению к нашим старикам, ни нашему национальному само-сознанию. Молодёжь прекрасно видит, во что у нас местами превращается праздник Победы. Как же к нему после этого относиться? А к самой Победе?..
Нам в редакцию поступил список предприятий торговли, обслуживающих ветеранов в праздничные дни, 9 Мая. Смотрим: из 31 «точки» 10 готовы бесплатно налить старикам рюмку, если те вдруг придут к ним за покупками. А вот интересно: эти замечательные доброхоты могут себе представить, что значит для престарелого человека выпить плошку сорокоградусной?.. Способен ли тот будет самостоятельно передвигаться (вдумайтесь: им ведь за 80!..), ориентироваться в пространстве, не потерять на обратном пути головной убор или награду с лацкана? Почему, с чьей подачи мы готовы подвергнуть беззащитного человека такому серьёзному в его годы испытанию?
Я спросил у своего знакомого ветерана Великой Отечественной Анатолия Никифоровича Горшкова из Дорогобужа о его отношении к алкоголю. Он считает, что дожил до преклонных лет – а ему нынче исполнилось 85 – во многом потому, что не увлекался дружбой с бутылкой. Он и сейчас не выпивает в обычной жизни и не стремится «поддать» на праздники.
Признаемся себе: пьяный человек более миролюбив, податлив, и он уже не скажет той правды о нас, которую мы, быть может, боимся услышать. Он уже не настолько критичен и совсем не рассудочен, ему сложно формулировать, и от него легко отмахнуться – что взять с пьяного?!. Не потому ли мы готовы походя угощать ветеранов?!.
И нет ли в этом развязывании пьянства в святой День Победы подсознательного желания от-махнуться от стариков?

И ещё, хотя эта тема на первый взгляд не связана с темой «наркомовского» бражничества. В наших электронных СМИ чётко просматривается ещё одна традиция, вернее, её отсутствие – в майские дни никак не звучат песни о войне Владимира Высоцкого.
И это кажется странным, поскольку военный цикл – это кульминация творчества поэта, высшая точка, та боль, что не отпускала его до последнего творческого вздоха. Тот, кто слышал песню про «як-истребитель», я уверен, уже никогда не станет относиться к войне поверхностно. В майские праздники нам часто показывают фильм «В бой идут одни «старики», но никогда не звучит песня Высоцкого «Он не вернулся из боя», которая является своеобразной квинтэссенцией этого и многих других фильмов. И она длится всего две с половиной минуты – почему у нас не находится этих минут?! Ведь осталась прекрасная студийная запись…
Почему у нас вообще от военных песен остался лишь кусок «Журавлей», исполняемых Бернесом, в телесюжете выпуска новостей или анонсе, а потом в концертах того и гляди появляются какие-то вертлявые девицы? Почему так редко можно услышать целиком тех же «Журавлей», «Синий платочек», «В лесу прифронтовом», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»… Да и «Вставай, страна огромная!» часто ли вы слышите по радио или на телевидении? Зато там в избытке присутствует Олег Газманов, который – при всём уважении – не может заменить своими творениями лучших советских песен. Да ведь и не должен заменять, разве что дополнять.
Так давайте задумаемся на трезвую голову: почему наша Победа так однобоко и поверхностно представлена в эти майские дни? А прошли они – почти никак не представлена в СМИ, а значит, и в умах множества граждан, особенно молодёжи. Ведь даже изобретать ничего не нужно – просто взять и показать на киноэкране и в прессе те замечательные образцы духа, что уже явлены нашим народом и его лучшими творческими представителями. Вместо пресловутых «наркомовских ста грамм».
Сергей МУХАНОВ
Главное - помочь людям
Пенсионный фонд кризиса не боится

Другие новости по теме