Новый год на Майдане, или Пощёчина Януковичу
Вечером последнего рабочего дня ушедшего года мы выехали из Смоленска, чтобы встретить Новый год на Майдане. В Киеве я ни разу не была, но всегда мечтала оказаться в древнейшем городе Руси.Воображение рисовало странную смесь из сказок о казаках, мультиков про русских богатырей, а ещё постоянно вспоминался фильм «О чём говорят мужчины», разговоры под картопляники и борщ с пампушками. Всю дорогу пыталась воодушевить спутников тем, что мы побываем в месте, «откуда еси пошла земля русская».
– У нас с Киевом столько связано! Я даже про Днепр не говорю. Знаете, почему наш Печерск так назван? Потому что в XVIII веке здесь построили храм в честь двух святых, Антония и Феодосия Печерских. Они первые построили в Киеве каменную церковь. Существует легенда…
– Смотри лучше, сколько машин впереди! – наш водитель, видимо, не вдохновился моими скромными историческими познаниями и поспешил перевести разговор. Хотя отвлечься и правда было на что. Вся трасса М1, обычно не сильно загруженная в ночное время, как гирлянда на новогодней елке светилась красными габаритными огнями. Большинство машин, которые мы обгоняли, были с московскими номерами.
– Наверное, в Белоруссию и дальше в Европу на Новый год едут, – догадываюсь я.
Если русско-белорусскую таможню удалось проскочить почти не останавливаясь, то на границе с Украиной пришлось ждать своей очереди не меньше четырёх часов.
– А зачем в Киев едете? – интересуется таможенник.
– Новый год встречать, – отвечаю, заполняя попутно миграционную карту и разбираясь в непонятных украинских словах. – На Майдане, слышала, «ДДТ» выступать будет.
– И что, ради этого ехать стоит? – удивляется таможенник и отправляет нас на следующий «чек пойнт».
Первое впечатление от украинских дорог: «А Минка-то у нас ничего!» И без того узкая двухполосная трасса по обеим сторонам так покрыта наледью, что порой для проезда по асфальту остаётся лишь небольшой коридорчик. Благо «встречки» очень мало.
«Смоленск? Не, не слышал»
Жильё мы заказывали с помощью интернет-бронирования. Расплатиться договорились долларами. В Смоленске купить валюту не успели, поэтому пришлось искать обменник в самом Киеве.
Девушка в банке начинает очень быстро объяснять что-то на русскоподобном «суржике». Из всего монолога понимаю только одну фразу: «Коли довидки нема, не дам».
– Простите, а что такое «довидка» и можно ли по-русски?
– В общем, если вы не меняли у нас доллары на гривны или если у вас нет американского паспорта, я могу поменять вам русские только на гривны, – тут же нормальным языком начинает объяснять банкирша. – А довидка даёт вам право поменять гривны обратно на русские. А лучше идите в переход на Майдане. Там ни довидки, ни паспорта обычно не надо.
Агент, у которого мы снимали квартиру, оказался общительным парнем, свободно владеющим и русским, и английским, и бог знает ещё какими языками. Перед нами жильё у него оформлял китаец. Парнишка живо по-английски объяснил гостю все правила и отправился показывать нам апартаменты.
– У нас просто так сдать квартиру нельзя, всё только по бумажкам, – по дороге рассказывал украинец. – А вы откуда? Смоленск? Не, не слышал. А далеко это?
Наше культурное знакомство с Киевом началось с 30 гривен. Пока я с раскрытым ртом осматривала место, где проходила оранжевая революция, ко мне подскочил парень.
– Девушка, руки дай!
От неожиданности я протянула ему обе ладони. В ту же секунду на мне сидели два белоснежных голубя.
– Да ты не бойся, фотографируйся! Недорого, 30 гривен.
Православный каток и аттракцион невиданной смелости
Киев кажется роднее уже хотя бы потому, что он тоже холмистый. Я, например, не совсем уютно себя чувствую в «плоском» городе. Менталитет, знаете ли, возвышенный. Вот и наше жильё располагалось на горке.
– Ребята, хоть убейте, но в Смоленске точечной застройки просто нет!
И мои спутники, пожалуй, правы. По крайней мере, в центре Киева таких понятий, как «это будет заслонять от взгляда историческую достопримечательность» или «придомовая территория», похоже, вовсе не существует. Смотришь с балкона шестого этажа (мы жили в девятиэтажке), а под окнами вплотную к старинной постройке в три этажа прилеплено высотное здание с зеркальной облицовкой. И тут же – советская «девятина». Улочки – узкие. Не знаю, есть ли в Смоленске похожие. И на этих узких улочках прямо в глыбы нерасчищенного снега паркуются с обеих сторон. Для проезда остаётся даже не одна полоса, а меньше. Приходится искусно лавировать на машине, чтобы никого не задеть. Хуже всего, видимо, приходится водителям троллейбусов. А они здесь ездят! Двойные, «гармошкой» которые. Приближение троллейбуса слышно сразу – шофёр с клаксона руку не убирает. Видимо, киевляне вполне привыкли к такому положению дел. Несмотря на непонятную ситуацию на таких дорогах, повышенной аварийности за все дни отдыха в столице Украины мы не заметили.
Для пешеходных дорожек место, конечно, остаётся. Только они по большей своей части огорожены лентами. А на домах листочки. Аккуратней, мол, снег башка попадёт – совсем мёртвый будешь. Только это мало кого пугает. Потому что переходить на другую сторону тоже бесполезно – там такие же ленточки, а на проезжей части лавируют машины. Конечно, картина не повсеместная. Чем дальше от Майдана, тем шире становятся улицы.
– А мы на наших работников ЖКХ зря жалуемся, – рассуждают мои спутники, глядя, как с крыши соседней трехэтажки медленно сползает сугроб снега.
– Зато каток заливать не надо. У нас вон тратятся, чтобы люди покататься могли. А тут всё просто. Только вид спорта другой, «катание на каблуках» называется. Я возле Михайловского собора такие пируэты делала!
– А незачем было излишним любопытством страдать. Там дорожка ко входу прорублена была. А тебе, видите ли, всю территорию осмотреть хотелось!
– Кстати, что касается православия. А вы тоже у Киево-Печерской лавры заметили лавку одежды «от православного дизайнера»?
– Дизайнера не заметили, а новое киевское развлечение оценили. Аттракцион можно назвать «Дай в морду Януковичу». Помнишь, как раньше можно было сфотографироваться, просунув лицо в картонную фигуру героя какого-нибудь мультика? Здесь такие же фигуры. И мультик очень добрый: небезызвестный боксёр подносит кулак к лицу действующего президента Украины. Вместо лица бьющего может быть твоё. И всё это прямо на Крещатике!
Киев, вы что, совсем опопсели?
И всё же Киев поражает воображение. Своими дорогами, вымощенными старинной брусчаткой. Вот ведь молодцы, сохраняют наследие! А у нас торопятся в асфальт поскорей закатать. Перечислять достопримечательности и красоты этого города можно до бесконечности долго. Пожалуй, только один город произвёл на меня когда-то столь же сильное впечатление – Питер, естественно. Ночью вся столица Украины ярко освещена. Новейшие здания, несмотря на кажущуюся их эклектику, удивительно гармонично сочетаются с древнейшими храмами.
Здесь нет курантов. Без их привычного новогоднего боя оказалось как-то неуютно. Но зато потрясающий воображение концерт группы «ДДТ» заставил подумать, что сотни километров были преодолены совершенно не зря. Уже ради этого стоило приехать. Когда публика не сразу начала подпевать Шевчуку, он беззастенчиво уточнил: «Киев, вы что, опопсели совсем?» Не опопсели. И, надеюсь, не опопсеют никогда. Сюда хочется вернуться ещё не раз. Но от Киева остаётся приятное послевкусие – от его посещения не перестаёшь любить Смоленск.
Обратно ехали молча почти всю дорогу. Жаловались на дорогой, 45 рублей за литр, бензин. Радовались дешёвому алкоголю (все на славу затарились горилкой и салом). Но впечатлениями каждый делился скупо. Не потому, что их не было, а потому, что они захватывали полностью.
Ранним утром мы вернулись в родной город. В полудрёме я ему обрадовалась, но отметила про себя, что он очень тёмный. Нам бы подсветочки, господа. Совсем немножко. И ради бога, давайте наконец выбирать ровные ёлки на площади в следующем году! З Новiм роком!
Фото: Марина СОКОЛОВА