Дороги

Безопасность дорожного движения – проблема общая. Пути решения есть!

15 сентября 2009 года в 09:22
В пятницу в редакции "Смоленской газеты" состоялась пресс-конференция, главным действующим лицом которой был начальник УГИБДД Смоленска и Смоленской области полковник милиции Владимир Ивченков. Основной целью мероприятия являлось ознакомление представителей средств массовой информации с итогами работы ГИБДД за последние восемь месяцев, а также обзор обстановки на дорогах и сравнение результатов с аналогичным периодом прошлого года. В первой половине встречи Владимир Ивченков поблагодарил представителей областных СМИ за внимание к столь серьёзному вопросу и подробно описал положение дел. В сравнении с тем же периодом 2008 года количество ДТП, количество погибших и раненых людей снизилось соответственно на 3,2%, 17,6% и 3,3%. По итогам восьми месяцев 2009 года в Смоленске зарегистрировано 210 ДТП, в которых погибли 14 и получил ранения различной тяжести 231 человек. Рост таких происшествий и числа раненных в них людей произошёл в Заднепровском районе, погибших – в Ленинском.
В процессе проведённого анализа аварийности на дорогах Смоленска установлено 129 мест концентрации ДТП, так называемых очагов аварийности. Участку дороги, на котором за восемь месяцев произошло минимум три аварии, приписывается именно такой статус.
Основными видами происшествий в городе и области по-прежнему остаются наезд на пешехода (117 ДТП), столкновение (64) и наезд на препятствие (13). Наибольшее число участников дорожного движения погибло в результате наезда транспортного средства на пешехода. Подавляющее большинство случаев напрямую связано с нарушением водителями правил дорожного движения. В текущем году наиболее распространёнными стали случаи нарушения правил при проезде пешеходных переходов (22,4% ДТП). По распространённости после них идут такие нарушении ПДД, как неправильный выбор дистанции и несоблюдение очерёдности проезда (17% и 15% происшествий соответственно).
Ситуация с обеспечением безопасности пассажирских перевозок в целом улучшилась, однако по-прежнему остаётся сложной. В Смоленске совершено 19 ДТП, связанных с городским общественным транспортом. В них пострадали 25 человек, при этом девять происшествий произошло по вине водителей автобусов. Сотрудниками ГИБДД выявлено 3167 случаев нарушений правил дорожного движения, допущенных водителями маршрутных транспортных средств. Среди них управление транспортным средством в нетрезвом виде (четыре нарушения), отказ от прохождения медицинского освидетельствования (пять случаев), а также управление автомобилем без права управления (11 случаев).
Проблемным остаётся и отсутствие надлежащего учёта времени работы водителей маршруток, а также проведение предрейсового медицинского обследования.
Основной проблемой является обеспечение безопасности пешеходов. На территории Смоленска 55 ДТП совершено по их вине. В них погибли четыре и получили ранения 52 человека. Особенно острый рост числа жертв наблюдается в Промышленном районе. В текущем году чаще всего подобные происшествия были по причинам перехода проезжей части в неположенном месте или вне пешеходного перехода (80%), а также неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства (9%) и нарушения пешеходами ПДД в состоянии алкогольного опьянения (9%). Остро стоит и вопрос об обеспечении безопасности на пешеходных переходах. 35,9% от общего числа наездов на пешеходов совершено именно в этих местах. Всего произошло 42 таких ДТП, в которых погибли четыре и ранены 40 человек. Это, к сожалению, почти в два раза превосходит их количество в прошлом году.
За последние пять лет в Смоленске количество автомобилей увеличилась с 65 до 107 тысяч единиц. Из них 81 тысяча – легковые автомобили. При этом дорожно-транспортная инфраструктура катастрофически отстаёт. Темпы роста числа автомобилей сильно опережают темпы строительства новых город¬ских дорог и вспомогательных сооружений. Из-за этого несоответствия на основных улицах города возникают заторы и пробки.
Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния улиц – одно из основных условий повышения безопасности дорожного движения. За восемь месяцев каждое третье ДТП (71 случай) произошло из-за неудовлетворительных дорожных условий. Основными из них являются низкие сцепные качества покрытия, частичное или полное отсутствие горизонтальной дорожной разметки, недостаточная освещённость и отсутствие ограждений в тех местах, где они необходимы. На данный момент технические средства организации дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, разметка и т.п.) Смоленска находятся в неудовлетворительном состоянии. Это значительно снижает уровень безопасности движения. Проведённый анализ показывает следующий результат: 15% дорожных знаков требуют замены, дорожная разметка имеется только на 30% улиц, треть светофоров уже долгое время эксплуатируется сверх нормы. Также требуется установка около пяти километров пешеходных ограждений на основных перекрёстках и центральных дорогах города.
Одним из самых важных остаётся вопрос обеспечения безопасности дорожного движения среди детей и подростков. За восемь месяцев текущего года зарегистрировано 18 ДТП, в которых получили ранения 18 детей. Рост подобных происшествий и пострадавших в них выявлен в Заднепровском районе.
В такой ситуации, помимо основных региональных профилактических мер, необходимы разработка методических пособий по изучению правил дорожного движения для школ, проведение профилактической работы с родителями на родительских собраниях, обустройство уголков и специализированных кабинетов ПДД, развитие дет¬ских и юношеских автошкол и автодромов, способствующих формированию практических навыков вождения уже с детства.
Внимательнее следует рассматривать и качество подготовки кандидатов в водители. Начинающими (со стажем до трёх лет) водителями совершено каждое четвёртое ДТП. Их количество составило 53, погибли в них четыре и получил ранения 61 человек. Одной из основных причин таких происшествий является слабая теоретическая и практическая подготовка. Это подтверждается ежегодно снижающимися показателями сдачи квалификационных экзаменов в ГИБДД с первого раза. В 2006 году это число составляло 54%, а в 2009 – 47,1%.
Нельзя забывать и об ответственности водителей и пешеходов за допущенные правонарушения. В этом году выявлено более 85 тысяч правонарушений на дорогах: превышение скорости движения, управление автомобилем в нетрезвом виде, невыполнение законного требования сотрудника ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования, выезд на встречную полосу. Количество наказанных водителей и пешеходов увеличивается, но не даёт должного эффекта. Отсутствуют условия для безопасного движения.
Федеральный закон от 24 июля 2007 года №210-Ф3 "О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях" позволил оказать реальное влияние на поведение участников дорожного движения. При этом в Смоленске до сих пор отсутствуют условия для реализации ГИБДД своих полномочий: низкая оснащённость сотрудников дорожно-патрульной службы техническими средствами и патрульным транспортом. В отдельном батальоне дорожно-патрульной службы имеется 72 патрульных транспортных средства, 24 из которых подлежат списанию в этом году. Имеется только два передвижных прибора и 14 мобильных комплексов видеофиксации нарушений. Недостаточно и приборов для определения паров этанола в выдыхаемом воздухе в процессе освидетельствования на состояние опьянения. Их имеется в наличии всего восемь штук.
Опираясь на изложенные выше
факты и цифры, подчеркнул В.В. Ив¬ченков, для повышения безопасности движения в Смоленске необходимо принять ряд следующих мер:
главной задачей является обеспечение информационно-пропагандистского сопровождения предпринимаемых Администрацией мер;
создание юношеской автошколы и детского городка для обучения детей и подростков правилам дорожного движения и навыкам вождения;
увеличение пропускной способности дорог: замена трамваев безрельсовым пассажирским транспортом и расширение площади проезжих частей согласно интенсивности транспортных потоков;
упорядочение движения пешеходов с использованием ограждений с двух сторон на участках дорог и местах концентрации ДТП;
строительство дополнительных магистральных улиц в обход центральной части города, соединяющих между собой территориальные зоны города (пр. Строителей – пр. Гагарина – Краснинское шоссе – Витеб¬ское шоссе);
строительство подземных и надземных пешеходных переходов в местах с наибольшей интенсивностью транспортных и пешеходных потоков (например, перекрёсток улиц Кашена и Дзержинского, Шевченко – Кирова – Тенишевой, Н.-Неман – Кирова –Николаева и др.);
ограничение до необходимого количества автобусов в городе, с увеличением числа автобусов средней вместимости и сокращением числа "ГАЗелей";
пересмотр размещения остановочных пунктов маршрутного транспорта Смоленска;
размещение средств видео- и фотофиксации на основных перекрёстках города: применение подобной аппаратуры будет способствовать неотвратимости наказания и сокращению конфликтных ситуаций с водителями;
обеспечение сотрудников ДПС достаточным количеством транспорта и современными техническими средствами;
разработка городской программы, включающей в себя мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников движения, снижение детского травматизма, развитие системы по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

Во второй части прессконференции Владимир Владимирович ответил на вопросы собравшихся журналистов.
- Основная причина происшествий – это несоблюдение участниками дорожного движения ПДД. Тот самый человеческий фактор. Как заставить водителей и пешеходов выполнять правила? Какие меры по ужесточению наказания за правонарушения предприняты и планируются?
- Повышение размеров штрафов оказалось недостаточно эффективным. На данный момент работа над этим идёт в другом направлении. Основные дороги и перекрёстки планируется снабдить камерами видеонаблюдения. Это весьма эффективная мера, так как сразу все обстоятельства происшествия налицо. Спорить против очевидных фактов просто не имеет смысла.
- Поддерживаете ли вы предложение мэра Эдуарда Качановского убрать из города трамвай как транспорт?
- Да, я согласен с этим предложением. Тем более что состояние трамваев и рельсового полотна, к сожалению, оставляет желать много лучшего. Трамвай можно при этом не совсем исключить, а оставить лишь в окраинных частях города, убрав его из центра. Тем самым автодороги центральной части города будут иметь значительно большую пропускную способность, следовательно, сократится число автомобильных пробок.
- Новые светофоры с таймером, появившиеся недавно в городе, очень удобны. Будет ли их количество в городе увеличиваться?
- Такие светоформы появились благодаря помощи Губернатора. Подобные светофоры со временем запланировано установить на всех основных перекрёстках и пешеходных переходах. Они удобны прежде всего тем, что и водитель, и пешеход видят, сколько времени у них в распоряжении. Это позволит, по крайней мере, сократить число наездов на пешеходов непосредственно на самих переходах, что, как уже говорилось, является одним из самых распространённых видов ДТП.


Наиболее опасные участки улично-дорожной сети Смоленска
(здесь и далее – номера домов, ТС – транспортные средства. – Прим. ред.)
1. Пр-т Гагарина, 16-28, совершено 6 ДТП, 0 жертв, 6 пострадавших, столкновение ТС, наезд на пешеходов.
2. Пр-т Гагарина, 50-54, – 2-0-4, столкновение ТС, наезд на пешеходов.
3. Ул. Большая Советская, 25-31, – совершено 5-0-5, столкновение ТС, наезд на препятствие.
4. Ул. Кирова, 22-28, – 11-3-11, наезд ТС на пешеходов, столкновение ТС, необходимо устройство надземного (подземного) пешеходного перехода.
5. Ул. Кирова, 33-49, – 7-0-8, столкновения ТС, низкая пропускная способность улично-дорожной сети, необходима реконструкция светофора на пересечении ул. Кирова и ул. Панфилова с учётом организации левого поворота.
6. Ул. Шевченко, 70-87, – 7-0-7, столкновения ТС, низкая пропускная способность улично-дорожной сети.
7. Ул. Шевченко, 1/35, – 5-1-0, столкновение ТС, наезд ТС на пешеходов, необходимо устройство пешеходного перехода в разных уровнях.
8. Ул. Николаева, 40-44, – 3-1-3, наезд ТС на пешеходов, столкновение ТС.
9. Ул. Крупской, 34-45 (Медгородок), – 15-0-1, столкновения ТС, низкая пропуск¬ная способность улично-дорожной сети из-за наличия нерегулируемых пешеходных переходов, необходимо устройство надземного (подземного) пешеходного перехода.
10. Ул. Крупской, 60-67, – 6-0-8, наезд ТС на пешеходов, столкновение ТС.



В заключение Владимир Ивченков заявил, что искренне надеется на совместную эффективную работу СМИ, ГИБДД и администраций Смоленска и области. Такая деятельность будет способствовать повышению уровня осведомлённости и вождения как начинающих водителей, так и водителям со стажем поможет не терять бдительности. Все подобные мероприятия призваны повысить уровень безопасности дорожного движения, что является самой основной и глобальной задачей.
В новый год – с новыми законами
Бой за Шаталово продолжается

Другие новости по теме