Проблемная зона

Высохнут ли топливные баки раньше весенних ручьёв?

19 марта 2012 года в 10:48
Стоимость топлива по оптовым поставкам за прошлую неделю выросла сразу на 3%. Попробуем разобраться, насколько усерднее, чем раньше, наши железные кони будут опустошать наши карманы.

Нефтяные компании выступили с заявлением: с учётом даже минимального, едва заметного снижения цен их бизнес из прибыльного превращается в убыточный. Добровольно работать «в минус» нефтяники отказались, результатом чего стал приказ сразу трём ведомствам – Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития – о разработке алгоритма компенсации. Хотя получилось так, что время для обещаний по «заморозке» цен на бензин было выбрано весьма удачно. Практика последних лет показывает, что в январе-феврале, как правило, они и без того стабилизируются. Нефтяники согласились не допустить роста цен, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что предпосылок для роста на самом деле и нет.

Дело в том, что стоимость топлива меняется циклично. Январь и февраль – это как раз период стабилизации. А с марта начинается традиционное повышение, вне зависимости от политической ситуации. Поэтому уже сейчас на оптовом рынке все виды нефтепродуктов дорожают примерно на 1,5-2 тысячи рублей за тонну. За исключением зимнего дизельного топлива, которое дешевеет, так как минусовых температур уже почти нет, поэтому спрос на него и снижается. Летнее дизтопливо, напротив, дорожает.

Далее в марте-апреле нефтеперерабатывающие заводы встанут на регламентные работы. Производство бензина всех видов и дизельного топлива сократится, а определённый дефицит на внутреннем оптовом рынке скорректирует цены.

Тот факт, что на АЗС цены пока неизменны, говорит о том, что заправки торгуют топливом из старых запасов. Как же скоро розничные цены догонят оптовые? Это произойдёт тогда, когда топливные компании смогут получать прибыль в рознице. Цена топлива на заправках обычно начинает повышаться после того, как рентабельность продажи бензина становится ниже десяти процентов. К тому же нефтяникам придётся компенсировать и потери от повышения акцизов. Это не может не сказаться на цене топлива для конечного потребителя в течение года. Компенсировать потери можно только повышением цен, и оно непременно произойдёт. Это понимают и в Минэнерго, и в антимонопольной службе. Если учесть реальную инфляцию в 13-14%, можно примерно представить, насколько в обычных условиях вырастут цены на бензин.

Напомним, депутаты Госдумы приняли в третьем, заключительном чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, пересматривающие график повышения акцизов на бензин. Действующий график предусматривает в 2012 году рост акцизов на топливо примерно на 1,2 рубля с литра. Принятый законопроект сохраняет эти ставки, но только до июня 2012 года. С июля акциз на бензин Евро-2 вырастет ещё на 35 копеек с литра, а в 2013 году – ещё на 1,4 рубля, до 10100 рублей с тонны. Акцизы на бензин Евро-3 летом тоже вырастут ещё на 35 копеек, а с 2013 года – на 1,35 рубля с литра. Дизельное топливо Евро-2 в конце 2012 года подорожает на 20 копеек, Евро-3 – на 40 копеек.

Кроме того, растут тарифы на перевозки, а инфляция к концу года тоже влияет на ценообразование. Как результат – в перспективе планируется ещё несколько скачков цен на бензин. В частности, эксперты ожидают их в июле и сентябре, но при условии, что не возникнет дефицита топлива.
Средняя по России оптовая стоимость бензина Аи-92 поднялась на 2,5%, летнее дизтопливо прибавило 3%. Это рекордный рост с начала года. Самый существенный рост отмечен в Центральном федеральном округе, где дизельное топливо подорожало на 4,9%, Аи-92 – на 4,2%, а Аи-95 – на 3,6%.
При этом экспорт нефти из России находится на самом высоком с советских времён уровне – его объёмы составляют 10,2 миллиона баррелей в день. При средних ценах на нефть в 2011 году на уровне 70-90 долларов за баррель (с тех пор цена возросла примерно до 100 долларов за баррель) Россия за прошлый год заработала на экспорте нефти и нефтепродуктов более 300 миллиардов долларов.

Таким образом, вполне реальной видится перспектива подорожания Аи-92 до 33 и даже 35 рублей за литр, что выведет российский бензин на уровень европейского, но не по качеству, а по стоимости. То же самое касается и солярки. Её будет много, но она будет дорогой. Эксперты, участники рынка и чиновники уверены, что ожидать перебоев с поставками дизтоплива не следует. Это приятная новость. Единственная… Но за это надо платить. И платить немало.

А пока что проведём анализ цен на основных заправках города Смоленска. Скорее всего, такими их видеть нам осталось совсем недолго. На большинстве заправок Аи-92 стоит 25,5 рубля, только на «Лукойле» он поднялся до 25,77 руб. за 1 литр. На Аи-95 цены разнятся следующим образом: «Роснефть» – 27,2 руб./л, «АЗК Сервис» – 27,9 руб./л, «ООО СКВ» – 27,5 руб./л, «Лукойл» – 27,47 руб./л. А вот цены на дизельное топливо: «Роснефть» – 27,4 руб./л, «АЗК Сервис» – 27,4 руб./л, «ООО СКВ» – 26,5 руб./л, «Лукойл» – 28,47 руб./л.

Говоря о росте или снижении цен на бензин, надо реально представлять, из чего состоит цена литра топлива. В основном это затраты на добычу сырья, переработку, транспортировку, наценка в рознице, налоги. Сейчас больше 60% стоимости литра бензина – это налоговая составляющая. А налоги, как мы знаем, идут в бюджет, чтобы возвращаться в том числе в виде пенсий, зарплат врачам, учителям и так далее. И если уменьшить стоимость литра за счёт налогов, это напрямую скажется на федеральной казне. А значит, властям придётся урезать зарплаты бюджетникам или пенсии.

Нам остаётся только надеяться и ждать, на сколько же взлетят цены на бензин. Сейчас сложно точно спрогнозировать, какими будут цены на заправках в скором будущем. Вопрос только, увеличатся они на несколько процентов или в разы.
Жильцы замерзают, но платят за тепло
Наши дворы. Люди против машин

Другие новости по теме