Народный корреспондент

«Меланхолия»: апокалипсис в отдельно взятой семье

25 февраля 2012 года в 20:41
3190

Работы датского кинорежиссера Ларса фон Триера всегда привлекают внимание своей оригинальностью. Причём это совершенно не означает, что очередной его фильм обязательно должен понравиться зрителю. Достаточно вспомнить жутко неприятный, местами откровенно садистский фильм «Антихрист».
В 2011 году Триер снял очередной свой «шедевр» для любителей «другого» кино – картину «Меланхолия». Ее анонсировали практически как фильм-катастрофу или фантастический экшн. Но все оказалось не так просто, иначе бы это был не Триер.
С первых минут, пока идёт пролог картины (а есть и такой!) понимаешь, что следует приготовиться к чему-то очень серьезному и сложному. Перед нами один за другим сменяются кадры космической тематики, в которых земля сталкивается с какой-то планетой, а на фоне этого идут просто красивые, вполне «земные» видеозарисовки. В принципе, этого уже достаточно, чтобы остановиться и сэкономить два часа своего свободного времени. Дальше – больше.
В первой части фильма на протяжении часа (мне показалось это вечностью) нам показывают невыносимо скучную свадьбу. Все очень тягуче и медленно. Невеста (Кирстен Данст) где-то к середине торжества впадает в глубочайшую меланхолию или депрессию, а вместе с ней то же подхватывает и зритель. Смотреть это практически невозможно.
К чему все эти пытки становиться понятно лишь во второй части фильма, когда одним из главных действующих лиц становится планета под названием «Меланхолия». Получается, что Земля находится прямо на пути ее следования в космическом пространстве и, соответственно, очень скоро будет уничтожена при столкновении. Только теперь становиться более менее понятно, зачем Триер наводил такой «депрессняк» на зрителя до этого. Все объясняется действием «планеты-убийцы», с которым связаны нелогичные поступки героев, в том числе и меланхолия неудавшейся невесты.
Фильм определенно оставляет свой след. Хотя смотреть его во второй раз совсем не хочется. Триер, отдадим ему должное, достаточно фактурно показал то, как ведут себя разные люди в преддверии ужасной катастрофы планетарного масштаба. Когда изменить уже ничего нельзя, и времени осталось считанные часы. И все это в масштабе одной единственной семьи. Без массовой паники и криков «Мы все умрём!»
Те, кто осилил фильм и досмотрел его до конца, будут награждены несколькими по-настоящему красивыми кадрами. Скажем за это отдельное спасибо оператору картины. Ещё мне понравился монолог героини про конец жизни. Жизни как таковой, во вселенском масштабе. Как это всё просто во Вселенной!..
«Меланхолия» стала лучшим фильмом 2011 года по мнению Европейской киноакадемии, а Кирстен Данст получила приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. Ко всему прочему, довольно быстро вышла своеобразная пародия на «Меланхолию» от одного норвежского режиссера под названием «Люди солнца». Но это уже совсем другая история, не менее мутная, чем оригинал.

«Камень»: сама суровость
Как жить людям?

Rambler's Top100